Папки-передвижки

Развитие креативности у детей дошкольного возраста — это развитие творческого потенциала ребёнка

Лариса Казанцева
Развитие креативности у детей дошкольного возраста — это развитие творческого потенциала ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 «Незабудка»

города Искитима Новосибирской области

Тема статьи:

«Развитие креативности у детей дошкольного возраста – это развитие творческого потенциала ребёнка».

Составила:

Казанцева Лариса Алексеевна,

музыкальный руководитель

г. Искитим

2024

Публикация «Развитие креативности у детей дошкольного возраста — это развитие творческого потенциала ребёнка» размещена в разделах

Детство - самый важный этап в жизни человека. Он должен быть заполнен радостью открытия мира. Музыка играет огромную роль во всестороннем развитии детей.

Музыка воздействует на ребёнка с самых первых дней его жизни и сопровождает всю его жизнь. Музыка это прекрасный, своеобразный язык, который понятен всем людям независимо от возраста и национальности, она объединяет в едином переживании, становится средством общения между ними.

Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение подхода к личности ребёнка. Прежде всего, это связано с направленностью на удовлетворение потребностей ребёнка во всестороннем развитии, становлении его как духовной сущности, понимающей себя и окружающий мир. Особо подчеркивается роль творческих возможностей и способностей ребёнка, определяемых как креативность.

Сегодня всё больше уделяется внимание развитию творческих способностей, креативности ребёнка дошкольного возраста. Способность мыслить, творить, выражать своё мнение – величайший из полученных человеком природных даров.

Некоторые дети обладают большим творческим потенциалом, некоторые – меньшим, но даром этим отмечен каждый. И где граница между одарённым и неодарённым ребёнком, никому не известно. Ещё сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно – в специальном развитии нуждается творческий потенциал каждого ребёнка. Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Но, к сожалению, эти возможности с течением времени постепенно утрачиваются, поэтому как можно эффективнее необходимо использовать их в дошкольном возрасте.

Дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познать окружающий мир. И мы, взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуем расширению детского опыта и накоплению знаний, что является необходимой предпосылкой для творческой деятельности, т. е. креативности.

В истоках развития личности в целом изначально лежит воспитание.

Для полноценного развития и творческого становления личности необходимо создание условий для самоопределения и социализации. Только такая личность может быть успешной в современном социуме.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остаётся задача приобщения детей к музыкальному и творческому развитию с самого раннего возраста.

Цель деятельности: способствовать формированию креативной личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей; создать условия для развития творческой активности детей, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе, приобщить детей к музыкальному искусству и театрализованной деятельности.

Одним из средств развития креативной личности, развития воображения, мышления, является музыкальная деятельность, которая обуславливает особое взаимодействие детей и педагогов на основе свободной творческой атмосферы, всемерного поощрения детской любознательности и инициативы, свободы выражения собственного мнения на музыкальное произведение, стремления к оригинальности и самовыражению, способствуют взаимообогащению и укреплению дружеских взаимоотношений между детьми.

Правильно организованная театрализованная деятельность позволяет развивать у детей такие качества творческой личности как оригинальность мышления, т. е. способность порождать новые нестандартные идеи, образная память, независимость мышления, умение находить свое собственное решение и умение отстаивать свою точку зрения, способность к импровизации, к выразительному движению, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, умение продолжать работу несмотря на трудности и неудачи и наконец, умение решать творческие задачи.

В настоящее время, в современных условиях бурного развития, каждый педагог должен работать творчески. Это значит, проводить занятия разнообразно и увлекательно. А начинается это всё с детского сада.

На музыкальных занятиях ребёнок начинается слушать, повторять, пропевать первые потешки, знакомится с удивительным миром музыки, музыкальным искусством.

Уже в старшем дошкольном возрасте эстетическое отношение ребёнка к миру становится осознанным и активным. Поэтому основная задача музыкального руководителя – найти приёмы, методы, способы и средства, способствующие наиболее полному развитию эмоциональности детей, их креативности, формированию певческих навыков и умений, интереса к музицированию.

Считаю, что повышения качества музыкального образования возможно достичь, обозначив этапы деятельности:

-начальный этап включает в себя поиск методического материала, рассматривались варианты его применения;

-основной этап заключается в реализации разработанных материалов в процессе обучения на музыкальных занятиях;

-диагностический: эффективность используемых приемов была отслежена с помощью диагностирования;

-аналитический: путем сопоставления с результатами полученными до использования новой системы работы.

Главным этапом являются музыкальные занятия, которые составляются по календарно-тематическому планированию. (Приложение 1)

Провожу я их по принципу: игровые по форме и музыкальные по содержанию, применяя разные приёмы и методы работы.

1. Наглядные пособия для развития музыкально-сенсорных способностей и основ музыкальной грамоты.

Самое главное ребёнок должен играя учится, поэтому применяю разнообразныемузыкально-дидактических игры, изготовленных своими руками.

Они способствуют формированию у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме, помогающих разобраться в соотношении звуков по высоте, развитию чувства ритма, тембрового и динамического слуха.

Дети с удовольствием играют в такие игры, как «Весёлая птичка», «умные паучки», «Угадай-ка», «Определи по ритму», «Воздушные шары» другие. (Приложение 2).

В младшей и средней группе использую маски с настроениями; в старших группах оформила маску на одной модели три разных настроения: весело-спокойно-грустно; сердитое, обида, удивление.

2 «Элементарное музицирование», основанное на принципах К. Орфа, в развитии детского творчества.

Со старшей группы использую заинтересовавший меня материал из нового пособия «Музыка» Л. Н. Алексеевой, который побуждает меня, как педагога, к творческому подходу – дополнять, разрабатывать, придумывать новые темы для занятий, которые помогают детям творчески войти в удивительный мир музыки, полный чарующих и разнообразных звуков.

Сначала предлагаю детям, закрыв глаза, вслушаться в красивые, волшебные звуки, издаваемые стеклянными предметами. Использую элементы занятий, упражнения по этой методике, начиная с элементарного музицирования, которые основаны на аккомпанементе «звучащих жестов» - то есть игрой звуками своего тела: хлопками, шлепками по бедрам, притопами, щелчками пальцев. Эти «инструменты» даны человеку природой, и идея их использована у неевропейских народов.

Дети учатся слышать и слушать звуки природы, озвучивать и имитировать на музыкальных и различных предметах. Они с удовольствием импровизируют на инструментах, аккомпанируя музыкальному сопровождению.

Такое «поэтическое музицирование» для меня, как педагога - увлекательный, творческий процесс. Он дает возможность проявить свою фантазию и воображение, придумывая и составляя такие мини-рассказы, подбирая музыку к ним.

3 Развитие певческих навыков

Голос – красивейший инструмент, а главное, развитие певческих навыков и певческого голоса оказывает на детей всестороннее развитие.

Начинаю занятие обязательно с музыкального приветствия, дети выговаривая слова делают себе массаж рук, ног, лица, ушей, щек, носа, губ.

Для этого я использую приё мы:

• подсказка – напоминание правил правильной посадки. Прежде чем приступить к пению, обращаю внимание на правильную посадку детей : руки вдоль туловища или на коленьях, дышать животом.

• слушание песен «а капелла», исполнение их 6ез музыкального сопровождения. Таким образом, дети учатся подражать звучанию голоса педагога, подстраиваться к нему. Для реализации задач развития голоса, обогащение его естественного тембра, обучения его эстетически-красивому вокалу, я использую элементы из методики музыкально-певческого воспитания детей.

• тактированные и ладо - вокальные жесты, развивающие метроритмическое чувство. Ввела этот приём с младшей группы, сначала со слушания песни, а затем при ее исполнении. То есть, дети по показу взрослого, а потом самостоятельно дирижируют – выполняют взмахи руками в ритм песни, исполняя ее. Это дает телу раскрепощение, эмоциональное разнообразие, внутреннюю свободу, учит координации.

• прием распределения дыхания дети усваивают к средней группе в упражнении «Ладошка» - ребенок держит перед собой кулачок, разгибает один пальчик и дует на него, разгибает второй пальчик и дует на два пальчика по очереди одним выдохом, и так все пять пальчиков. То есть, ребенок учится распределять дыхание – выдох на пять равных частей, тренируя дыхательные мышцы гортани.

• артикуляционная гимнастика. Для развития артикуляции, дикции, качественного звукоизвлечения выполняем с детьми фонопедические упражнения. С помощью этого приема дети учатся петь звуки короткие и длинные, тихие и более сильные (но не громкие) – формируется основа певческого дыхания.

• звукообразование. Для качественного звукоизвлечения ввожу упражнение, при котором работает головной резонатор: нужно закрытым ртом, не смыкая зубы, издавать звук так, чтобы «щечки звенели».

• песенная импровизация. Её использование в работе очень перспективно в воспитании и творческом подходе к музыке. При ее применении ребенок сразу входит в непосредственный контакт с музыкой. Развивая песенное творчество, соблюдаю определенную последовательность. В каждой группе есть несмелые, застенчивые дети, а при такой игре они раскрепощаются. Напевают не сложную, пусть всего из двух-трех звуков, но свою мелодию.

• пение с подгруппами и по одному. Для чистоты интонации использую пение без музыкального сопровождения, а под свое исполнение или исполнение хорошо поющего ребенка. Когда дети осознают свое исполнение, тогда и чистота интонации улучшается. Особое внимание уделяю нечисто поющим детям. Усаживаю их ближе к себе, окружая их детьми с хорошим музыкальным слухом. В таком случае они лучше слышат мое исполнение и правильное пение хорошо поющих детей сзади. Отмечаю и поощряю каждое незначительное достижение неправильно поющих детей.

• дирижирование. Чтобы достичь хороших результатов в стройном и слитном пении, в том случае если песня исполняется без музыкального сопровождения или под фонограмму, применяю прием указывая на музыкальные нюансы (динамику, темп, высоту звука и т. д.)

4 Детское творчество в пластике движений.

Музыка передает субъективные состояния, эмоции, вызывая процесс творчества и созидания, поэтому на своих занятиях учу детей слушать, видеть, ощущать, ведь это комплексно-соединенные компоненты, которые сопровождают все внутренние процессы восприятия ребёнка.

Дети, в отличие от взрослых, более открыто познают мир телом, мыслью и сердцем. Для реализации этой задачи предлагаю детям оказаться в необычной ситуации (например, в лесу или в сказке, или попадаем в музыку) – это все создает почву для фантазии.

Я считаю, что самый главный талант у ребенка – это его непосредственность и выразительность, яркость воображения и самобытность. Вот эти качества я и стараюсь развивать на музыкальных занятиях и развлечениях, но так, чтобы ребенок не чувствовал, что его учат, а был всецело занят и увлечен игрой, сказкой. И, конечно же, дети заслуженно принимают поощрения.

Театрализация способствует развитию фантазии, воображения, памяти, учит передавать различные эмоциональные состояния, способствует развитию чувств, глубоких переживаний ребенка. Учимся обыгрывать не только сказочные сюжеты, шуточные диалоги, но и литературные произведения, стихи и песни. Дети учатся сочувствовать персонажам, сопереживать конкретным ситуациям, событиям. В результате видна и воспитательная роль театрализаций – дети учатся доброте, чуткости, честности, смелости, формируется понятие добра и зла. Это позволяет им справляться с проблемами в соответствии с эмоционально-личностными особенностями: робкие дети становятся более смелыми, решительными, а застенчивые преодолевают неуверенность в себе.

К важнейшим показателям креативности относятся :

творческая активность, т. е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта;

• самовыражение, иначе-свободный выбор ребёнком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла;

• интеллект, «интеллектуальные способности», «музыкальный интеллект» -способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку (Х. Гарднер);

• знания и навыки (Л. Ермолаева—Томина).

К факторам, способствующим становлению креативности, можно отнести:

• информационный, позволяющий развивать интеллект;

• социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;

• эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

Знание и учёт указанных выше показателей креативности и факторов, которые способствуют развитию творчества, позволяют педагогу осуществить функцию опосредованного управления процессом музыкального образования детей. Опосредованное управление, использующее в качестве педагогического средства окружающую среду, находится в настоящее время на стадии становления.

Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре, можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребёнка к музыкальной культуре. Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в том числе занятий и праздников.

Считаю своим педагогическим кредо – поддерживать интерес детей к самовыражению, творчеству, сочинительству, я стараюсь в своей работе это воплощать. Проводится диагностика среды и личностных качеств детей (музыкальность, креативность, эмпатийность, проектирует цель и средства её достижения, организует музыкально-образовательный процесс, консультирует воспитателей и родителей по вопросам музыкального воспитания детей, обеспечивает взаимодействие всех компонентов, анализирует результаты процесса музыкального воспитания детей и корректирует.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарно-тематическое планирование на 2023 – 2024 учебный год

Период Тема Расшифровка

28.08-01.09 До свидания лето! Здравствуй детский сад! Летние истории, как я провел лето, скоро в школу.

11.09-15.09 Безопасность ПДД, я – пешеход, осторожно - перекресток

18.09-22.09 Осень Осень в городе, осенний лес, грибы и ягоды, фрукты и овощи

25.09-28.09 Труд людей осенью Хлеб всему голова, зимние заготовки

02.10-06.10 Моя семья Семейные ценности, традиции и обычаи моей семьи, день пожилого человека, забота о бабушках и дедушках, день учителя

09.10-13.10 Я и моё тело Я человек, день отца

16.10-20.10 Я гражданин России Я имею право, Права ребёнка

23.10-27.10 Россия – Родина моя Символы России, многонациональность нашей страны, достопримечательности нашей страны

30.10-03.11 Мой край родной Малая Родина, Символика нашей области, Искитим – наш край родной, день народного единства

07.11-10.11 Зимующие птицы Зимующие птицы нашей области, как птицы готовятся к зиме, синичкин день

13.11-17.11 Все профессии нужны – все профессии важны Знакомство с основными профессиями

20.11-24.11 Какое ласковое слово - МАМА В преддверии дня матери

27.11-01.12 Не такие как все Декада инвалидов

04.12-08.12 Здравствуй зимушка – зима! Приметы зимы, изменения в природе, зимние забавы

11.12-15.12 Маленькие исследователи Свойства снега и льда, опыты со снегом и талой водой

18.12-22.12 Зимующие животные нашей области Чем питаются, где обитают

25.12-29.12 Новый год шагает по планете Новогодние традиции и обычаи разных стран

08.01-12.01 Творческие каникулы Рождество, колядки, крещение

15.01-19.01 Мой гардероб Одежда, обувь, головные уборы

22.01-26.01 Мой дом. Квартира Мебель, обстановка, электроприборы

29.01-02.02 Посуда Из чего сделана, виды, сервировка стола, этикет

05.02-09.02 Животные холодных стран Аляска, Арктика, Антарктида

12.02-16.02 Животные жарких стран Африка, Экватор, Тропики

19.02-23.02 Наша армия День защитников Отечества, военная техника, рода войск

26.02-01.03 Транспорт Виды транспорта, правила проезда и перевозок, ПДД, люди в профессии

04.03-08.03 Немного о прекрасном Женский праздник, мамы в профессиях, женщины герои страны

11.03-15.03 Народные промыслы в России Народная культура и традиции, народная игрушка

18.03-22.03 Весна шагает по планете Приметы весны, изменения в природе

25.03-29.03 Вода и её обитатели Обитатели морей, океанов, аквариумов

01.04-05.04 Домашние животные Виды, мамы и их детёныши, привычки, повадки

08.04-12.04 Загадочный космос Планеты, звезды, созвездия, первый полёт человека на луну

15.04-19.04 Перелётные птицы Места обитания, виды, виды нашей области

22.04-26.04 Насекомые Виды, строения, места обитания, питание

29.05-03.05 Дикие животные Виды, места обитания, детёныши, чем питаются, какие виды обитают в нашей области

06.05-10.05 Страна встречай Победу! Цикл мероприятий, посвященных 9 мая

13.05-17.05 Опасности вокруг нас Один дома, опасности во дворе и на улице, встреча с незнакомцем

20.05-24.05 В гостях у сказки Мир сказок, здравствуй сказочный герой

27.05-31.05 Здравствуй лето! Изменения в природе, летние забавы

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

МУЗЫКАЛЬНО-ДИТАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

(для детей старшей и подготовительной групп)

«ПАУЧКИ ШАЛЯТ…»

Задачи музыкальной игры:

Научить детей находить и говорить ноты, где остановился паучок.

Ход проведения игры.

Паучки быстро умеют ползать и музыкальный руководитель

переставляя паучков (или одного паучка) просит назвать домик в который заползли паучки.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИТАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

(для детей средней и старшей групп)

«Музыкальная ворона»

Задачи музыкальной игры: Научить выполнять движения, пропевая мелодию играя музыкальным руководителем на этом инструменте.

Ход проведения игры.

Прилетая к ребятам ворона, приносит в клюве разные инструменты-карточки. Дети под музыку выполняют движения этого инструмента, подпевая мелодию. Может просто их называть, но пропеть мелодию нужно.

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Фотоотчёт о раскрытии творческого и интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста через участие в конкурсахФотоотчёт о раскрытии творческого и интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста через участие в конкурсах Фотоотчёт о раскрытии творческого и интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста через участие в конкурсах «В каждом ребенке.

Психолого-педагогическое занятие на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) «Рисование на пене для бритья»Психолого-педагогическое занятие на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) «Рисование на пене для бритья» Конспект психолого-педагогического занятия на развитие творческого воображения детей с ОВЗ (ТНР) с помощью нетрадиционной техники рисования.

Развитие гибкости у детей дошкольного возраста Методическая разработка для родителей «Развитие гибкости у детей дошкольного возраста». Цель: Повышение компетентности родителей в вопросе.

Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности. Калачева Л. А.

Психологический тренинг «Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ как способ актуализации личностных ресурсов»Психологический тренинг «Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ как способ актуализации личностных ресурсов» Цель проведения тренинга – создание комплекса благоприятных условий для развития творческого потенциала педагогов ДОУ. Задачи: 1. Создать.

Развитие мышления детей дошкольного возрастаРазвитие мышления детей дошкольного возраста Важнейший психический процесс, обеспечивающий человеку способность решения любых поставленных перед ним задач, называется мышлением. Оно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие креативности у детей дошкольного возраста — это развитие творческого потенциала ребёнка
Опубликовано: 31 мая 2024 в 04:59
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие креативности у детей дошкольного возраста — это развитие творческого потенциала ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Казанцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД