лидия завалихина
Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков у детей с ТМНР, творческая деятельность «Арттерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый человек участвует в социальной жизни общества. Любой акт коммуникации способствует достижению какой-то цели, наладив контакт с собеседником:
- получить информацию;
- побудить к действию;
- удовлетворить психическую потребность в общении.
Коммуникация - это процесс обмена информацией для эффективного общения. Невербальная коммуникация, происходящая без слов, составляет больший процент общения.
Публикация «Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков у детей с Тмнр, творческая деятельность „Арттерапия“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих предметах. Распознание и понятие подобного поведения способствует достижению наивысшей степени взаимопонимания. Подобная информация позволяет понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества общающихся людей.
Коммуникативные возможности и способности воспитанников, обучающихся в группе, резко снижены. Поэтому в нашей работе альтернативная коммуникация (это коммуникация с людьми, у которых речь полностью отсутствует по каким-то причинам) - одна из наиболее значимых программ обучения и развития детей, так как способствует лучшему пониманию потребности детей с ТМНР, помогает им включаться в коммуникацию с окружающими, а также способствует социальной адаптации каждого ребенка с учетом уровня его возможностей.
Для всех воспитанников группы характерны нарушения функций психики: мышления и речи, памяти и внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы. Так, например, речь они понимают на узко бытовом уровне, с жестовым подкреплением. Собственная речь детей с ТМНР представлена вокализациями, звукокомплексами, голосовыми реакциями, криком. Они не могут использовать речь при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Наблюдая за детьми, я заметила, что дети отличаются по стилю коммуникации :
- общительные дети, которые любят быть в контакте с другими (Садыков Дмитрий);
- дети, которые хотят быть в общении, но пассивны (Резник Егор);
- дети, которые не хотят быть в общении (Ольховиков Вова);
- дети со своей собственной программой действий (Акулов Никита).
Анализируя коммуникативные проявления воспитанников на начальном этапе работы с ними, я отметила, что дети способны вступать в коммуникацию, но их социальные и коммуникативные навыки представлены в довольно узком диапазоне:
- привлекают внимание к себе взглядом, криком;
- улыбаются и вокализируют, тем самым сохраняя внимание и заинтересованность взрослого.
Учитывая уровень коммуникативного развития детей группы, основной целью моей работы стало обогащение эмоционального опыта детей, привлечение их к общению, формирование доступных коммуникативных навыков.
Поскольку методических материалов по данной проблеме недостаточно, большую помощь в практической работе оказало изучение специальных программ, изучение литературы в интернет пространстве, а также обмен опытом с коллегами.
Развитие коммуникации и формирование коммуникативных навыков я осуществляю на внеклассных занятиях, и в ситуациях повседневной жизни (в повседневной жизни мы следуем за спонтанным поведением и активностью ребенка, это позволяет наблюдать за его проявлениями, помогать и направлять ребенка, а также предоставлять ему выбор (игры, игрушки, предмета, действия, продукта питания).
При организации и проведении занятий основными направлениями работы являются: установление эмоционального и зрительного контакта; формирование двигательных умений; установление положительного взаимодействия. В процессе формирования коммуникативных навыков используем методы поддерживающей коммуникации : звуки, устная речь, взгляд, жесты, мимика, изображения, символы, предметы, с целью привлечь детей к общению.
В процессе работы некоторые дети уже могут реагировать на коммуникативные сигналы, у них шире диапазон понимания речи, они проявляют элементарные коммуникативные реакции и подают сигналы вербально и невербально (реагируют на своё имя взглядом, поворотом головы, движением, узнают знакомых людей, смотрят, слушают, когда кто-либо разговаривает). У этих детей немного выше уровень возможностей. При обучении их коммуникации мы можем использовать не только коммуникативную и эмоциональную стимуляцию, но и формировать умение осуществлять общение с помощью жестов, овладевать техникой общения в специально созданных ситуациях в совместной деятельности, а также учить действовать по подражанию и по инструкции.
Таким образом, практическая работа по формированию коммуникативных навыков у детей, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития, дает положительную динамику. Дети проявляют эмоциональную активность, способны откликаться и устанавливать эмоциональный контакт, положительно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, реагируют на различные раздражители, жесты, речь. Они откликаются на свое имя, некоторые дети могут использовать элементарные жесты, выражают свои потребности с помощью невербальных средств. Данная работа способствует лучшей социальной адаптации и улучшению качества жизни детей с ТМНР.
В свою очередь арттерапия сегодня широко используется в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
Слово «арттерапия» всё чаще звучит в профессиональной среде психологов, педагогов, художников, людей, занимающихся детским творчеством, и у каждого есть своё видение того, что собой представляет «лечение искусством». Арттерапия как метод изменения мироощущения человека позволяет выразить эмоции и иные состояния.
Основные функции арттерапии :
культурологическая;
образовательная;
воспитательная;
коррекционная.
Работа по арттерапии с детьми ТМНР предполагает широкое применение различных изобразительных материалов. Мы с детьми часто используем цветные карандаши, фломастеры, пластилин, цветную бумагу и картон, клей ножницы.
Проводимую работу по арттерапии можно условно разделить на несколько этапов.
Сначала детям предлагают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами, которые позволяют им контролировать своё рисование. Постепенно дети осваивают и работу с красками, которые предоставляют больше возможностей для выражения переживаний.
Затем работают с песком, тестом, пластилином и т. д. Ребёнок может трансформировать свою поделку, создать вместо неё новую, снизить таким образом эмоциональное напряжение.
Формы арттерапии различны, но можно выделить два основных варианта— индивидуальный и групповой.
Проводя индивидуальную работу, обязательно учитывают проблемы воспитанника, характер заболевания и особенности личности. Каждый ребёнок действует в индивидуальном темпе, и далеко не все способны сразу включаться в изобразительную деятельность. Особую ценность индивидуальная арттерапевтическая работа имеет для детей, испытывающих определённые затруднения в вербализации своих переживаний.
В нашей группе проводится индивидуальная работа с детьми, больными аутизмом. Вербальный контакт с ними крайне затруднён. Они погружены в себя, их действия носят стереотипный характер. Попытки изменить эти стереотипы, как правило, вызывают сильную тревогу и даже агрессию. Арттерапия позволяет в какой-то мере получить доступ к переживаниям такого ребёнка, активизировать его, способствовать развитию некоторых практических навыков. На занятиях мы предлагаем несложные упражнения с различными материалами.
Учитываем специфические различия между детьми. При более значительной степени умственной отсталости работу проводим с более ограниченным, чем обычно, набором техник, тем и упражнений.
В работе с детьми с ТМНР мы используем темы и упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, мышления, развитие сенсомоторных навыков, разнообразие игры (в том числе с предметами).
Применение элементов методик арттерапии в коррекционной работе с детьми с ТМНР вызывает у них положительные эмоции, помогает преодолевать апатию и безынициативность.
Дети обретают уверенность в себе, больше общаются с членами семьи и сверстниками, у них появляются ощущение защищённости, внутреннего комфорта и свободы, расширяются возможности их социальной адаптации.