светлана лаврова
Развитие коммуникативных навыков у детей 1–3 лет посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
"Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» – Б. М. Теплов.
Детский сад – это первый опыт социализации ребенка. Каким он будет? Все зависит от нас педагогов. Мы хотим видеть наших воспитанников активными, умеющими общаться, действующими вместе со сверстниками и получающими радость от совместного общения.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей 1–3 лет посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Каждый год я принимаю новых детей от 1 до 3 лет и замечаю, что дети плохо говорящие. В своей речи они используют только ограниченное количество простых слов, не используют зкукоподражательне слова, словарный запас не достаточно сформирован. Дети не могут выразить словами своё желание или требование.
Даже если ребёнок умеет говорить (со слов мамы, в группе он начинает стесняться новых людей, замыкается в себе, неохотно вступает в диалог с воспитателем и сверстниками, отмалчивается.
Проанализировав данную ситуацию, я посчитала эффективным средством развития коммуникативных навыков для своих воспитанников, театрализованную деятельность, так как театр для ребенка - это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их. Для них это весёлая интересная игра.
Дети уже в раннем возрасте склонны к творческой деятельности, через которую они познают окружающий мир. Сказки помогают понять, что такое добро и зло, они учат по-доброму относиться к друзьям, к взрослым, к животным. Самый распространенный вид детского творчества - это театрализованная деятельность.
Начинать работу по театрализованной деятельности с детьми лучше с раннего возраста, с кукольного театра. Куклы привлекают внимание малышей, они становятся более активными, начинают отвечать на вопросы персонажа, выполняют действия по его просьбе.
Театральную деятельность я организую так, чтобы дети не воспроизводили текст сказки, а только выполняли определённые действия. Текст читаю 2 раза, что способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и легче справляются со многими задачами. Игры с ролью активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре. Дети 2-3 лет с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако, развить и обыграть сюжет пока не могут. Поэтому я обучаю некоторым способам игровых действий по образцу.
С этой целью провожу:
- такие игры как «Наседка и цыплята», «Мышки».
- обыгрываю сценки по литературным произведениям («Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского,
- использую разные потешки.
Чтобы создать ситуацию для возникновения самостоятельной игры, раздаю детям игрушки, предметы.
Формирование интереса у детей к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей. Театрализованные куклы я стараюсь использовать не только на занятиях, но и в повседневном общении с ребёнком. Игровой опыт расширяю за счёт освоения разновидностей игры-драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребёнок.
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка. ", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Игровой опыт детей обогащается при использовании специальных игровых умений.
Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо артистам).
Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист» умение использовать некоторые средства выразительности для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно вести куклу или фигурку героя в режиссёрской театрализованной игре.
Третья группа умение взаимодействовать с другими участниками игры; играть дружно, не ссориться.
Постепенно детей включаю в процесс игрового общения с театральными куклами, затем совместные импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного с детёнышами» и т. д. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.
Трудность понимания и запоминания книжных текстов заключается в том, что по стилю эта речь отличается от разговорной. Поэтому, знакомя детей с литературным произведением, важно убедится в том, что текст ими понят в полной мере. Чтобы облегчить детям понимание и запоминание текста.
С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому я стараюсь создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощряю желание ребёнка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.
Театрализованная деятельность позволяет сделать жизнь наших малышей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями и радостью творчества.