Гулина Людмила Михайловна
Развитие коммуникативных навыков и основ творческих способностей у детей 4–5 лет, через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы создать достаточно прочные основы творческой деятельности, необходимо расширять опыт ребёнка.
Л. С. Выготский
Возраст детей 4-5 лет характеризуется наиболее интенсивным общением: закладываются основы межличностных отношений и сотрудничества, дети приобретают основные коммуникативные навыки, которые позволяют налаживать отношения со сверстниками и самостоятельно решать возникающие проблемы. Развитие коммуникативных навыков может осуществляться по многим направлениям. Одним из них и является театрализованная деятельность. Так как, театрализованная деятельность способствует формированию у детей данного возраста навыков общения, и учит их не только понимать чувства других людей, но и адекватно на них реагировать. Кроме этого, театрализованная деятельность способствует проявлению творческих способностей; опираясь на возможности каждого ребенка и его природные склонности. Театрализованной деятельностью с детьми я занимаюсь уже много лет. Изучала опыт работы педагогов, которые вносили что-то новое и интересное в театрализованную деятельность. Знакомилась с произведениями художественной литературы, рекомендованными для каждой возрастной группы и играми-драматизациями.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков и основ творческих способностей у детей 4–5 лет, через театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
А играм-драматизациям в своей работе придаю особое значение. Так как в них дети объединены общими переживаниями; они учатся согласовывать свои действия, подчинять свои желания интересам коллектива.
Знакомство детей с играми-драматизациями началось с младшего дошкольного возраста, когда сказки приходят к детям с кукольным, магнитным, настольным театрами в исполнении взрослого или старших дошкольников, с музыкальным сопровождением.
Работая с детьми младшего возраста, я старалась увлечь их в прекрасный мир сказки и народного фольклора. Малыши перевоплощались в разнохарактерных персонажей любимых сказок: волка, зайчишку, Котофея, лису, храброго петушка и т. д.
Для детей среднего дошкольного возраста отбирала небольшие произведения и знакомила с ними ребят. Например: «Кисонька-мурысонька», «Ванька-встанька», «Игрушки», «Помощница», «Вовка – добрая душа» (А. Барто); «Перчатки», «Усатый полосатый», «Сказка о глупом мышонке» (С. Я. Маршак); «Варежка» (Е. Благинина, «Трезор», «Песенка друзей», «Котята» (С. Михалков, «Телефон», «Тараканище», «Путаница», «Мойдодыр» (К. И. Чуковский).
Или русские народные сказки: «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Лиса, заяц и петух», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка» и др.
Все эти произведения содержат диалог. Подбирала произведения, в которых существовала конфликтная ситуация между действующими лицами, как в стихотворении С. Я. Маршака «Перчатки» или в сказке «Лиса, заяц и петух».
Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, аудиозаписи, видеофильмы по различным произведениям и презентации. При рассматривании иллюстраций уделяла внимание анализу эмоциональных состояний персонажей: «Что с ним? Почему он плачет?»
Сначала я читала произведение выразительно, затем проводила беседу.
Театрализованную игру очень часто включаю в занятия, как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки.
В самостоятельной деятельности, дети разыгрывают знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки, плоскостные фигурки, пальчиковый театр. Все это является хорошим средством повышения эмоционального тонуса детей, способствует развитию их общительности, стремлению принимать участие в общих затеях.
Для театрализованной деятельности детей созданы определенные условия и в группе и на прогулочном участке. В зоне театрализованной деятельности имеются разные виды театра : настольный, конусный, магнитный, теневой, пальчиковый, Бибабо (театр «Петрушки»); костюмы, маски, тантамарески, различные куклы и игрушки, подборка соответствующей литературы. Дети имеют возможность самостоятельно или с моим участием изготавливать персонажей сказок из подручного материала. Благодаря созданным условиям театрализованная деятельность в нужный момент пронизывает и режимные моменты.
Большое внимание уделяю взаимодействию с родителями моих подопечных. Беседую с ними, прошу присутствовать по мере возможности на детских выступлениях, обсуждать с детьми перед выступлением особенности той роли, которую ему предстоит играть. После обсудить с ребенком результат, отметить достижения. Перед родителями дети очень любят выступать, они играют, творят, создают, получают удовольствие от процесса, тем более что каждый из них играет именно того, кого он хочет. Как светятся глаза моих ребят от счастья – им аплодируют! Аплодируют родители. Проблема только в том, что играть каждую роль хотят одновременно несколько детей. Эта проблема легко решается, если организуется сказка-шумелка, в которой одни дети играют роли, а другие сопровождают действие и каждую роль шумовыми инструментами.
Можно сказать, что театрализованная деятельность развивает не только коммуникативные навыки детей, но и помогает общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивает творческие способности, воображение, фантазию. Именно поэтому уже много лет театрализованная деятельность детей для меня в приоритете. Так, итогом этой работы в прошлом выпуске детей был музыкальный спектакль по сказке «Дюймовочка», в котором участвовали все дети группы.