Гульсина Хасанова
Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников с использованием компьютерной технологии Сирс
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в стремительно изменяющемся мире, в эпоху информации, и не представляем свою жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета и т. п. Информационные технологии дают нам все новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться, развиваться.
Чем раньше начинается развитие способностей у детей, тем больше шансов на оптимальное их развитие.
Публикация «Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников с использованием компьютерной технологии Сирс» размещена в разделах
В течение ряда лет в системе дошкольного учреждения велся поиск новых возможностей для развития детей с признаками одаренности, отвечающих запросам времени, соответствующих потребностям и запросам родителей, индивидуальности каждого ребенка. Одной из проявлений такого поиска является организация в дошкольном учреждении инновационной деятельности, который позволяет повысить интеллектуальные способности детей с использованием компьютерной технологии. А именно, компьютерная программа система интенсивного развития способностей (СИРС) способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста максимально эффективно использовать неисчерпаемые возможности человеческих способностей, испытывать радость новых достижений и творческого общения.
На основании решения педагогического совета руководителем был заключен договор о сотрудничестве с Новосибирским институтом электронных программно-методических средств обучения российской академии образования, был издан приказ о внедрении программы «СИРС» в образовательную деятельность учреждения. Назначены ответственные и участники инновационного процесса, которым данная работа была большим подспорьем в педагогической деятельности – это педагоги - психологи, учитель - логопед, учитель-дефектолог.
Данная программа лицензирована, имеет право на ведение образовательной деятельности, используется в образовательных учреждениях России, о чем свидетельствуют положительные отзывы.
Программа подкреплена необходимыми учебно-методическими пособиями.
Под руководством автора программы определена основная цель инновационной деятельности по данному направлению: создание системы работы по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием компьютера на основе СИРС; исследование эффективности использования компьютерной программы по данному направлению в условиях дошкольного учреждения.
Реализация данной цели определила постановку и решение следующих задач:
o Повысить уровень компетентности педагогов в вопросах освоения информационной технологии
• внедрить информационные педагогические технологии в образовательную деятельность;
• способствовать развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста:
- памяти (образная, ассоциативная, логическая, кратковременная, долговременная, механическая);
- мышления (понятийное, логическое, пространственное);
- внимания (произвольное, устойчивое)
• развивать индивидуальные способности детей;
• обеспечить развитие информационной культуры у старших дошкольников
• воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Определены этапы реализации инновационной технологии СИРС:
- организационный
- практический (внедрение технологии СИРС, корректировка,
- обобщающий
1. На организационном этапе согласно пункту договора, исполнителем, были установлены на 8 компьютеров авторская программа «СИРС».
Далее он со своей командой организовал курсы повышения квалификации для специалистов в объеме 72 часов с последующей выдачей сертификатов.
В образовательном учреждении был создан совет по инновационной деятельности. Его задача – осуществлять ежемесячный внутренний контроль за ходом и результатами инновационной деятельности. Совет считает своей необходимостью ежеквартально заслушивать на своих заседаниях отчеты участников инновационной деятельности, вносит коррективы в ее организацию, разрабатывает критерии и порядок оценки результативности инновационной деятельности.
В связи с внедрением инновационной деятельности были внесены следующие изменения в локальные акты дошкольного учреждения.
Под руководством исполнителя, специалистами детского сада были разработаны: учебный план занятий, перспективное планирование по разделам программы СИРС, диагностический инструментарий.
Для реализации данной программы «СИРС» был оборудован кабинет, отвечающий всем необходимым требованиям СанПиН. («Гигиенические требования к организации занятий дошкольников с использованием персональных компьютеров»).
Дальнейшая работа осуществлялась в направлении выявления детей с признаками интеллектуальной одаренности. По результатам мониторинговых исследований воспитателей, педагогами-психологами была проведена более углубленная диагностика (наблюдения, беседы с родителями и педагогами, анкетирование, тестирование) детей с высоким уровнем интеллектуального развития. На основании заявлений родителей были отобраны дети с признаками одаренности.
2. Практический этап работы по внедрению системы интенсивного развития способностей осуществлялся с детьми 5-7 лет. При подборе детей учитывалось их первоначальные умения и навыки работы на компьютере. Занятия с детьми проводятся 3 раза в неделю по 15 минут в индивидуальной форме. Такого количества занятий недостаточно, поэтому тематика занятий и основные задачи отражались в разных видах деятельности (совместной, самостоятельной деятельности детей).
Первое занятие, пятое, десятое и шестнадцатое проводятся в режиме «Диагностика». На остальных занятиях проводится «Стандартный тренинг», режим «Обучение». Такой порядок необходим для сравнения результатов, полученных в результате тренинга, осуществляемого педагогом-психологом.
Программа СИРС обусловлена принципом организации занятий, который заключается в поступенчатом введении материала. Темп перехода от легкого к сложному, зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Компьютерное занятие для дошкольников имеет следующую структуру:
- вводная часть (приветствие, установочный раздел);
- 1часть основная (работа на компьютере);
- двигательная (снятие мышечного напряжения – гимнастика для глаз, психогимнастика);
- 2часть (дидактические игры);
- 3часть заключительная (анализ игры, достигнутые результаты, прощание, релаксация).
В настоящее время разрабатывается план работы по взаимодействию учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога – психолога, воспитателей, что позволит добиться повышения качества работы по данному направлению.
На данном этапе работы осуществляется возможность применения данной программы для детей коррекционной группы в тесном сотрудничестве с автором программы.
Одним из разделов программы СИРС является Электронный программно-методический комплекс «Логопед»
Комплекс «Логопед» - интерактивная обучающая среда для исправления недостатков в развитии процессов звукобуквенного анализа, синтеза и фонематического восприятия является продолжением реализации проекта «Развитие творческих способностей на основе информационных технологий». Большое внимание уделяется подбору слов в целях оптимизации развития фонетических способностей.
Электронная информационная среда «Дифференциация звуков» содержит пальчиковые и язычковые упражнения, разработанные методические рекомендации позволяют эффективно оптимизировать процесс обучения произношению.
В настоящее время внедрение Электронного программно-методического комплекса «Логопед» находится на начальном организационном этапе:
- организованы курсы повышения квалификации для учителя-логопеда, учителя-дефектолога по данной программе;
- организация цикла теоретических и практических занятий по использованию ИКТ СИРС;
- изучение и проработка учебно-методических пособий по системе интенсивного развития способностей;
- разработка учебного плана занятий, перспективного планирования, диагностических листов.
3. Обобщающий этап представляет собой обработку полученных материалов, а именно: их качественный и количественный анализ, на основе выработанных критериев оценки; соотнесение результатов с поставленными целями, задачами; описание хода и результатов инновационной деятельности, обобщение опыта работы в рамках реализации системы интенсивного развития способностей. Достоверность и объективность результатов подтверждается итоговой диагностикой.
На этом этапе работы следует отметить, что мы отобрали детей с признаками одаренности с целью апробирования данной программы и исследования компьютерной программы СИРС в условиях дошкольного учреждения.
И пришли к выводу, что работа по развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников с использованием компьютера на основе СИРС в условиях детского сада значима и необходима.
У детей развита информационная культура, повысился уровень развития памяти, внимания, мышления.
На практических обучающих занятиях с детьми, мы увидели заинтересованность, активность, горящие глаза детей, азарт, результативность выполнения заданий и поняли, что использование СИРС будет эффективным и успешным в условиях дошкольного учреждения.
Дальнейшая работа с автором программы предполагает:
- корректировку, совершенствование и обобщение инновационной технологии СИРС;
- вести работу по данному направлению с детьми коррекционной группы с уровнем интеллектуального развития ниже среднего.
- разработать программно-методический материал для работы с дошкольниками,
- совершенствование диагностического инструментария,
- внедрение электронного программно-методического комплекса «Логопед»,
- в связи с запросами родителей, актуальностью применения информационной технологии в образовательной деятельности, планируется оказание платных образовательных услуг по данному направлению в следующем году.