Крестина Байдимирова
Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации
▼ Скачать +Заказ
Одним из самых эффективных видов деятельности для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста является аппликация.
«Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения». Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен».
Публикация «Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
При работе с детьми мы используем следующие виды аппликации :
предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т. д.);
сюжетная, отображающая совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т. д.);
декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы одежды и обихода.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
Цели проведения занятий: активизация мелкой моторики; развитие образного мышления; формирование умения работать по образцу; активизация словаря; развитие умения ориентироваться в пространстве и зрительного внимания.
В обучении аппликативным умениям и навыкам решаем следующие общие задачи:
1) составление декоративных узоров из различных геометрических форм и растительных деталей (листик, цветок, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы;
2) составление изображений предметов из отдельных частей; изображение сюжета;
3) овладевание различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов, например: вырезание различными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивание, пришивание;
4) формирование чувства цвета, знание основных цветов и их оттенков, овладевание умением составлять гармоничные цветовые сочетания;
5) формирование чувства формы, пропорций, композиции.
Значительное место отводим упражнению детей в технике аппликации, в которой широко используются поисково-творческие задания такие, как:
- наблюдение, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений, устанавливается состояние объекта (явления);
- сбор красивых осенних листьев, их рассмотрение, обведение листьев по контуру;
-выкладывание из предложенных воспитателем деталей определенной картинки или отдельных предметов;
-приложение вырезанных деталей к бумаге, обведение его по контуру карандашами, чтобы на бумаге остался рисунок, дорисовка и раскраска данного рисунка.
Работа по освоению аппликации имеет последовательный характер от элементарных манипуляций с материалом и инструментами к сложным.
В младшей группе дети:
• знакомятся со свойствами разных материалов для творчества (бумага - мнётся, рвётся, ткань - растягивается, крупа - рассыпается и т. д.);
• выкладывают заготовки на основу, ориентируясь на образец;
• распределяют композицию аппликации на листе так, чтобы картинка на нём поместилась.
В средней группе дети:
• наклеивают элементы узора на основу неправильной формы (например, декорируют вазу при рассмотрении темы «Хохлома»);
• вырезают нужные формы, срезая углы, делая овал и круг из квадрата и прямоугольника и т. д. ;
• рвут бумагу, придавая ей формы овалов, кругов, квадратов и пр.
В старшей группе:
• вырезают нужные формы из заготовок, сложенных в виде гармошки;
• вырезают симметричные детали из листов бумаги, предварительно сложенных пополам;
• вырезают одинаковые элементы по одному или складывают лист бумаги в несколько раз, а затем вырезают;
• выполняют коллективные аппликации (например, «Солнце дружбы»).
В подготовительной группе:
• вырезают детали - многоульники;
• распределяют детали на основе «по парам», «на одном уровне», «напротив» (например, при выполнении аппликации «Мой любимый детский сад»);
• вырезают без предварительного нанесения контуров.
В ходе занятий аппликацией дошкольники знакомятся с простыми геометрическими формами предметов, детали которых они должны вырезать и наклеить.
Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Также занятия аппликацией способствуют развитию элементарных математических представлений у дошкольников, знакомятся с наименованиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные математические понятия легко усваиваются дошкольниками в процессе создания декоративного орнамента или при изображении предмета по частям.
Большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей.
Детские работы находят свое место в оформлении интерьера группы, приемной.
А. В. Луначарский писал: "Мы устроены так, что чувственное для нас важнее, чем умственное. Мы считаем что-либо основательно познанным, когда мы почувствуем его не только головой, но призовем к этому всю нашу нервную систему".