Крестина Байдимирова
Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из самых эффективных видов деятельности для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста является аппликация.
«Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения». Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен».
При работе с детьми мы используем следующие виды аппликации :
Темочки:
- Аппликации. Методические материалы
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Аппликация. Консультации для педагогов
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т. д.);
сюжетная, отображающая совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т. д.);
декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы одежды и обихода.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
Цели проведения занятий: активизация мелкой моторики; развитие образного мышления; формирование умения работать по образцу; активизация словаря; развитие умения ориентироваться в пространстве и зрительного внимания.
В обучении аппликативным умениям и навыкам решаем следующие общие задачи:
1) составление декоративных узоров из различных геометрических форм и растительных деталей (листик, цветок, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы;
2) составление изображений предметов из отдельных частей; изображение сюжета;
3) овладевание различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов, например: вырезание различными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивание, пришивание;
4) формирование чувства цвета, знание основных цветов и их оттенков, овладевание умением составлять гармоничные цветовые сочетания;
5) формирование чувства формы, пропорций, композиции.
Значительное место отводим упражнению детей в технике аппликации, в которой широко используются поисково-творческие задания такие, как:
- наблюдение, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений, устанавливается состояние объекта (явления);
- сбор красивых осенних листьев, их рассмотрение, обведение листьев по контуру;
-выкладывание из предложенных воспитателем деталей определенной картинки или отдельных предметов;
-приложение вырезанных деталей к бумаге, обведение его по контуру карандашами, чтобы на бумаге остался рисунок, дорисовка и раскраска данного рисунка.
Работа по освоению аппликации имеет последовательный характер от элементарных манипуляций с материалом и инструментами к сложным.
В младшей группе дети:
• знакомятся со свойствами разных материалов для творчества (бумага - мнётся, рвётся, ткань - растягивается, крупа - рассыпается и т. д.);
• выкладывают заготовки на основу, ориентируясь на образец;
• распределяют композицию аппликации на листе так, чтобы картинка на нём поместилась.
В средней группе дети:
• наклеивают элементы узора на основу неправильной формы (например, декорируют вазу при рассмотрении темы «Хохлома»);
• вырезают нужные формы, срезая углы, делая овал и круг из квадрата и прямоугольника и т. д. ;
• рвут бумагу, придавая ей формы овалов, кругов, квадратов и пр.
В старшей группе:
• вырезают нужные формы из заготовок, сложенных в виде гармошки;
• вырезают симметричные детали из листов бумаги, предварительно сложенных пополам;
• вырезают одинаковые элементы по одному или складывают лист бумаги в несколько раз, а затем вырезают;
• выполняют коллективные аппликации (например, «Солнце дружбы»).
В подготовительной группе:
• вырезают детали - многоульники;
• распределяют детали на основе «по парам», «на одном уровне», «напротив» (например, при выполнении аппликации «Мой любимый детский сад»);
• вырезают без предварительного нанесения контуров.
В ходе занятий аппликацией дошкольники знакомятся с простыми геометрическими формами предметов, детали которых они должны вырезать и наклеить.
Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Также занятия аппликацией способствуют развитию элементарных математических представлений у дошкольников, знакомятся с наименованиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные математические понятия легко усваиваются дошкольниками в процессе создания декоративного орнамента или при изображении предмета по частям.
Большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей.
Детские работы находят свое место в оформлении интерьера группы, приемной.
А. В. Луначарский писал: "Мы устроены так, что чувственное для нас важнее, чем умственное. Мы считаем что-либо основательно познанным, когда мы почувствуем его не только головой, но призовем к этому всю нашу нервную систему".