ольга папшева
Поддержка детской инициативы в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
В толковом словаре русского языка дано общее определение об инициативе и трактуется следующим образом: Инициатива - почин, первый шаг в каком либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каких либо действиях. Синонимами этого определения являются слова: начинание, предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям.
В стандарте дошкольного образования развитие детской инициативы тесно связана с развитием детской активности и самостоятельности.
Публикация «Поддержка детской инициативы в условиях детского сада» размещена в разделах
Поддержка детской инициативы является одним из принципов ФГОС ДО.
Пункт 1.4. Основные принципы дошкольного образования:
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
Задачи, на решение которых направлен Стандарт, также определяет важность развития инициативы, самостоятельности и ответственности (пункт 1.6)
Во второй части стандарта одной из основополагающих основ требований к структуре образовательной Программы является определение способов поддержки детской инициативы (пункт 2.4). Программа должна быть направлена на создание условий развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Рассматривая требования к структуре основной образовательной Программы мы видим, что в содержательном разделе должны быть раскрыты способы и направления поддержки детской инициативы детей. В пункте 3.2.1 одним из требований к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО, является не только как определение содержания образовательного процесса, но и необходимое условие успешности развития ребенка дошкольного возраста, формирование тех личностных качеств, которые обозначены в целевых ориентирах.
Способы поддержки детской инициативы представляют собой три основополагающих компонента: создание условий, позиция педагога, организация детей. Понимая важность сущности компонентов, педагог должен четко представлять его значимую сторону в воспитательно - образовательном процессе каждого возрастного этапа в дошкольном образовании и учета направлений образовательных областей ФГОС ДО.
Рассматривая важность интеграции образовательных областей дошкольного образования, стоит отметить, что эти три компонента можно рассматривать как повторность способов поддержки детской инициативы.
Если педагог работает в режиме тематического планирования, то составляющие компоненты детской инициативы будут рассматриваться с точки зрения интеграции образовательных областей, но несущие в себе разные целевые направления.
. Например. Педагогом запланирована тематическая неделя «Мой любимый детский сад».
В рамках первого компонента педагогом будут рассматриваться ряд условий включающие в себя многообразный материал, разрешающий задачи ООП всех составляющих образовательных областей но, с различной целью, а также осуществление потребности детей в разных видах деятельности присущих детям дошкольного возраста.
Конкретизируя деятельность педагогов в перспективном режиме, можно резюмировать следующий вариант:
Тема недели: «Золотая осень»
В приведенном примере создания условий инициативы ребенка в условиях детского сада, очевиден факт повторности, но цель в каждой образовательной области будет разная с учетом индивидуальных возможностей ребенка, задач ООП. Аналогичными будут распределения составляющих и вторые два компонента развития инициативы у детей, т. е. организация детской деятельности и позиция педагога.
Таким образом, важно понимать целесообразность подбора форм, методов и приемов руководства педагогом развития детской инициативы.
Разные способы поддержки детской инициативы эффективно работают только при определенных обстоятельствах:
будучи включенными в наполненную совместную жизнь детей и взрослых; при условии возникновения традиций на основе образовательных ситуаций в жизни группы;
увлеченности педагогов;
интереса родителей к детским инициативам;
открытости образовательного процесса к происходящему за стенами
образовательной организации.
Детская инициатива должна находить поддержку со стороны взрослых, участвующих в воспитании детей (поддержка стремления ребёнка делать вместе с взрослым повседневные дела взрослых). Важно научить ребёнка делать самому, пусть неправильно, не идеально, но самостоятельно. Инициативность достаточно легко формируется, если не злоупотреблять указаниями ребёнку – что-то сделать, а создавать проблемные ситуации. При постановке задач важно учитывать возможности ребёнка. Задача, превышающая его возможности, способна только мешать развитию инициативы, поскольку ребёнок, не зная как решить задачу, отказывается от её выполнения. И здесь важна творческая изобретательность педагога, дифференцированный подход к каждому ребенку, где учитываются его потребности, индивидуальные возможности.