Приложение МААМ

Разновидности логопедических зондов и методики их применения

Алена Галева
Разновидности логопедических зондов и методики их применения
▼ Скачать + Заказать документы

Есть несколько методик, позволяющих восстановить звукопроизношение, одной из которых является логопедический массаж. Он применяется в логопедической работе с детьми с дизартрией, ринолалией, заиканием и голосовыми расстройствами. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж крайне важным для обеспечения эффективности логопедического воздействия.

Публикация «Разновидности логопедических зондов и методики их применения» размещена в разделах

Для его проведения часто используются логопедические зонды – это специальные инструменты, которые используются для механического воздействия на мышцы периферического речевого аппарата, к которым относятся прежде всего мышцы языка и губ, а также щек и мягкого нёба. Именно эти мышцы обеспечивают речепроизводство.

Основные виды зондов

Зондовая коррекция – это сугубо отечественное изобретение. На практике используются следующие зонды :

• Постановочные (используются для постановки звуков механическим способом).

• Массажные (применяются при логопедическом массаже).

Постановочные зонды.

Главным первопроходцем в плане постановки звуков с помощью логопедических зондов является известный отечественный педагог Ф. А. Рау.

Постановочные зонды используются в коррекционной работе с артикуляционным аппаратом, когда ребенок произносит по несколько раз определенный звук, а специалист (логопед, дефектолог) при этом меняет артикуляционную позицию во время повторения звуков при помощи зонд, таким образом добиваясь правильного произношения. И уже после нескольких занятий ребенок сам без помощи логопеда ставит язык в нужную позицию при произношении звука.

Массажные зонды.

Одним из авторов массажных зондов и самой системы массажа является Елена Новикова.

Зондовый массаж проводят в тех случаях, когда более простыми способами (по подражанию, постановкой от других звуков, механическим способом или постановкой звука от артикуляционного уклада) не удается исправить неправильное произношение ребенка. Применяют зондовый массаж при нарушении процесса жевания и глотания, ринолалии, дизартрии, дислалии заикании, моторной алалии, повышенном слюноотделеним (гиперсаливации).

Выделяют несколько разновидностей массажных зондов по Новиковой : для активизации мимических и жевательных мышц, массажа губ, скул и щек, мягкого нёба, а также мышц языка, для массажа боковых краев языка, активизации работы мышц заднеязычной зоны для постановки звуков, для активирующего массажа языка. Уровень воздействия зависит от тонуса мышц (чем он ниже, тем более интенсивно нужно давить).Многие из инструментов взаимозаменяемы.

Массажные логопедические зонды (автор Новикова Е. В.)

Полный комплект включает в себя 12 зондов.

Первые 8 зондов – это «основной комплект», зонды с с 9 по 11 – это дополнительный комплект. 12 зонд – «скользящий»)

Зонды используются для массажа мышц языка, губ, щек, скул, мягкого неба, предплечья.

Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики. Применяя зондовый массаж, вы сможете целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляторных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность, вследствие чего значительно ускорится процесс исправления звукопроизношения.

Зонды могут быть использованы для массажа мышц правого (у правшей) и левого (у левшей) предплечья. Массаж мышц предплечья восстанавливает ослабленные мышцы, улучшает координацию движений рабочей руки. В результате возрастает темп письма и нормализуется почерк.

Методика проведения зондового массажа подробно описана в книгах Е. В. Новиковой «Зондовый массаж : коррекция звукопроизношения» часть 1 и «Зондовый массаж : коррекция тонкой моторики руки» часть 2. Подробное описание массажных упражнений в этих книгах сопровождается детальными рисунками. Но при этом логопеду следует быть последовательным и методичным.

Массажный логопедический зонд № 1 вилочковый

Участвует в массаже мышц языка, скул, щек, губ, мягкого неба, предплечья. Он необходим для определения границы рвотного рефлекса и снятия его. Концы зонда тупые, что исключает повреждение мышц. Зонд предназначен для обкола мышц. В результате такого воздействия мышцы активно сокращаются. Более интенсивного воздействия можно добиться, применяя прием обкол с прокачиванием.

Массажный логопедический зонд № 2 восьмерочка

Участвует в массаже мышц языка, скул, щек, губ, предплечья. Зонд предназначен для «перетирания» мышц.

Массажные логопедические зонд № 3, № 4, № 5. Саночки большие, средние, малые

Эти зонды точечно скользят по мышцам языка, скул, щек, губ, мягкого неба, предплечья в разном направлении, заставляя их активизироваться.

Изгибы зондов выполнены так, чтобы можно было работать любой стороной. Если на одной стороне можно выделить две точки нажима и скольжения, то на другой – три. В массаже участвует и верхняя часть зондов, которая чаще используется при нажатии на мышцы. «Саночки» выполняют одинаковые массажные приемы, но захват массируемого участка и интенсивность нажима у них разная. Кроме того, зондом №5 (саночки малые, на фото - нижние) выполняют вкручивающие и пружинистые возвратные движения.

Массажный логопедический зонд № 6 топорик

Активно используется при массаже языка, участвует в массаже мышц скул, щек, мягкого неба, предплечья., охватывая большую (по сравнению с другими зондами) поверхность и интенсивно воздействуя на мышечный аппарат.

Зонд предназначен для выполнения 2 приемов: плотного нажатия и скольжения. Под влиянием нажатия нормализуется тонус мышц, повышается их сократительная способность, увеличивается подвижность. Степень нажима зависит от состояния мышц: чем ниже тонус, тем интенсивнее нажатие. Скольжение улучшает эластичность и упругость мышц, снимает напряжение.

Массажный логопедический зонд № 7 крестовина

Участвует в массаже мышц скул, щек, губ, предплечья. Используется при массаже средней, прикорневой частей языка, позволяет воздействовать на мышцы, обеспечивающие подъем языка. Нажимая на язык и отодвигая его назад, мы заставляем сокращаться, включаться в работу мышцы указанных областей языка.

«Крестовиной» можно сжимать мышцы языка, удерживая их в таком положении. С ее помощью выполняются надавливающие, пружинистые возвратные движения, надавливающие круговые движения. Зонд используется для постановки звуков К, Г, Х, а также Ш, Ж, Щ, Ч, Р.

Массажный логопедический зонд № 8 толкачик

Участвует в массаже мышц скул, щек, губ, мягкого неба, предплечья. Воздействует на продольные, поперечные, веерные мышцы языка, восстанавливая их подвижность, эластичность, что обеспечивает возможность принимать различные артикуляторные позиции.

На конце зонда имеется петелька. При нажиме на язык происходит активное сокращение мышц, при снятии зонда снимается напряжение, наступает фаза расслабления.

Более интенсивного воздействия можно добиться, используя прием нажатие с прокачиванием.

Недавно выпущен комплект новых дополнительных массажных зондов Новиковой Е. В.

Массажный логопедический зонд № 9 "Щипчики"

Зонд № 9 "Щипчики" участвует в массаже мышц щек, губ, скул, языка. Воздействует на продольные, поперечные мышцы языка, восстанавливает их подвижность, эластичность, переключаемость. Это позволяет принимать различные артикуляторные позиции. Особенно эффективно идет сжатие боков языка к корню и обратно, при выгибе спинки языка, а также повороты языка вправо и влево, в подтяге языка вперед изо рта, так как им можно захватить не только кончик языка, но и серединную часть языка.

Массажный логопедический зонд № 10 "Подтягивающий"

Зонд № 10 "Подтягивающий" предназначен для массажа подъязычной связки и ее растягивания. Если ребенок не может поднять язык вверх, зонд используется для того, чтобы проверить состояние подъязычной связки.

Массажный логопедический зонд № 11 "Лебедушка"

Зонд № 11 «Лебедушка» предназначен для массажа щек, скул и мягкого неба. Восстанавливает подвижность и эластичность мышц, что дает возможность принимать разные артикуляторные позиции и помогает устранить слюнотечение.

Зонд №12 Скользящий

Этот зонд может скользить по мышцам языка, скул, щек, губ, предплечья в разном направлении, заставляя их активизироваться.

Зонды выполнены из проволоки «нержавейка». Хорошо обрабатываются дезинфицирующими средствами (типа «Аламинол», «Лизетол» и др, кипятятся.

Публикации по теме:

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

Изучение лексической темы «Животные» на логопедических занятиях с помощью методики «Играем в карты»Изучение лексической темы «Животные» на логопедических занятиях с помощью методики «Играем в карты» В колоде собраны животные с названиями: домашние, дикие, морские животные, насекомые). Игроков может быть 2-10. Взрослый или ребенок раздает.

Конспект НОД «Букет. Цветы и их разновидности»Конспект НОД «Букет. Цветы и их разновидности» КОНСПЕКТ НОД Номинация: «Начало начал». I. Пояснительная записка: Тема: Букет. Возрастная группа: средняя. Цели: расширить знания детей.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Консультация для родителей «Разновидности рисования» Цель: Познакомить родителей с разновидностями рисования. и приёмами выполнения разных видов рисунков. Для родителей показать разнообразия.

Мастер-класс по изготовлению альбома «Разновидности тканей»Мастер-класс по изготовлению альбома «Разновидности тканей» Я задумалась, как оформить КОЛЛЕКЦИЮ ТКАНЕЙ для развивающей среды группы, и решила в виде альбома. Целью работы являлось продолжение знакомства.

Мастер-класс по изготовлению игрового пособия «Снежок» из бумаги и его применения на практикеМастер-класс по изготовлению игрового пособия «Снежок» из бумаги и его применения на практике Мастер-класс по изготовлению игрового пособия «Снежок» из бумаги и его применения на практике Воспитатель Иванова Людмила Владимировна.

Опыт применения технологии «интеллект-карт» на логопедических занятияхОпыт применения технологии «интеллект-карт» на логопедических занятиях Опыт применения технологии «интеллект-карт» на логопедических занятиях. Автор учитель-логопед: Архипова М. С. г. Рязань 2023г. В логопедической.

Разновидности театров своими руками (часть 1)Разновидности театров своими руками (часть 1) Для эффективного решения задач программы "Потешники" по театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста (смотри предыдущие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Разновидности логопедических зондов и методики их применения
Опубликовано: 2 марта 2024 в 09:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разновидности логопедических зондов и методики их применения» (включая файлы) размещена пользователем Алена Галева (УИ 2646618) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД