Зайнап Акаева
«Рассматривание картины». Конспект занятия в старшей группе детского сада (мастер-класс для воспитателей)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: коммуникация
Раздел: развитие речи
Тема: Составление рассказа по серии картин на тему «Что такое хорошо и что такое плохо.»
Цель:
Обучающая:
учить составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картинке;
• развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей;
• развивать связную речь;
Публикация «„Рассматривание картины“, Конспект занятия в старшей группе детского сада (мастер-класс для воспитателей)» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
• активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, согласовывать их с существительными
• учить называть родственные слова к существительным
• развивать память, внимание, логическое мышление;
• воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы;
• разбираться в нравственных ситуациях, углубить знания детей о полезных и вредных поступках. Научить разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях;
Развивающая:
Развивать: умение правильно оценивать поступки с позиции нравственности, диалогическую речь, слуховое внимание, артикуляционную моторику, мелкую моторику рук, умение составлять рассказ по серии картин
Воспитывающая :
Закрепить стремление совершать хорошие поступки. Учить высказывать свою точку зрения и умение слушать своих сверстников. Воспитывать у детей доброту, чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
Оборудование: колокольчик, музыкальный центр, картина «Добрые дела зимой», указка, мольберт, «подзорная труба» (бумажные трубочки)
«Дружба начинается с улыбки»
Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются.
Возьмёмся за руки,друзья!
Друг другу улыбнёмся.
Мы пожелаем всем добра
И скажем: «Здравствуй, солнце!»
- Здравствуйте ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Хотите послушать веселую песню? (звучит песня «Доброта» из мультфильма «Барбарики»)
Воспитатель : «Доброта». Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна или вредна, достойна почтения или смешна.
- А как вы думаете, что такое Доброта? (ответы). Знаете, а добро бывает разное. Одно добро - это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать - это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за доброта (ответы) доброта должна жить в ваших сердцах.
В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Я буду называть 1-ю часть пословицы, а вы – вторую.
1. Делать добро - … (спеши).
2. На добрый привет - … (добрый ответ).
3. Про доброе дело - …. (говори смело).
4. Жизнь дана на - … (добрые дела).
5. Доброе слово человеку -… (что дождь в засуху).
6. Доброе слово железные ворота … (отворяет).
7. Добрые дела … (красят человека).
8. Без добрых дел … (нет доброго имени).
9. Злой не верит, что есть … (добрые люди).
- Дети вспомните слова и словосочетания, в которых «спряталось «добро». (Добродушный, доброта, добросердечный, доброжелательный, добрососедство, добропорядочный, доброго здоровья, добросовестный, добронравный, добрый день и т. д.)
- Дети внимательно послушайте стихотворение и скажите, с чем сравнивается доброта? (читает воспитатель)
«Доброта» (Н. Тулупова)
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Воспитатель :
Дети с чем сравнивает автор доброту? (рост, цвет, пряники, конфета, солнце, греет)
Воспитатель акцентирует внимание на строчках:
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
И обращает внимание детей на картину «Добрые дела зимой»
Воспитатель :
Дети посмотрите картину внимательно и назовите, что изображено.
• Какое время года изображено на картине? (зима)
• Почему вы так думаете? (лежит белый снег, дети одеты тепло)
• Чем занимаются дети? (мальчики вешают кормушку, а девочка вынесла корм для птиц)
• Кого вы еще видите? (взрослые посыпают дорогу песком)
• А для чего они это делают? (чтобы никто не упал и машины могли ездить)
• Кто на ветке сидит? (воробьи)
• Кого вы в окне видите? (женщину)
• Как она одета? (легко)
• Как вы думаете почему? (в доме тепло)
• Чем она занимается? (поливает цветы)
- Давайте мы теперь эту картину внимательно рассмотрим издалека, а для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одного человека. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?
Игра «Подзорная труба»
Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы ( навести глазок подзорной трубы на один предмет и назвать его: мальчик, девочка, птица, дерево, грузовик, сугроб и т. д.).
- Скажите, как можно назвать картину? (подтолкуть детей к названию добрые дела)
Коллективное составление плана рассказа.
- С каких слов, вы бы начали свой рассказ? (Пришла волшебница зима)
- О чём вы расскажете потом? (О том, где лежит снег, о деревьях, о погоде.)
- О чём будете рассказывать дальше? (О детях, о том, что они делают.)
- Чем вы закончите рассказ? (Описанием настроения от картины. О том, как хорошо делать добрые дела)
Примерный рассказ детей :
Наступила холодная, снежная зима. Земля покрыта белым, пушистым снегом. Дети вышли на прогулку. Дети одеты тепло, по - зимнему. На них зимнее пальто, шубы, меховые шапки, шарфы, варежки, валенки. Дети вешают кормушку для зимующих птиц. Девочка в розовой шубке вынесла для птиц корм. Взрослые посыпают дорогу песком. Женщина в красном платье поливает цветы на подоконнике. Все занимаются добрыми делами.
Воспитатель :
А сейчас я посмотрю в подзорную трубу и расскажу о том, что я вижу.
-Как здесь хорошо. Воздух морозный, кажется, колет щёчки (потереть щёчки). Деревья покрыты белыми шапками, будто вросли в снег. Все замело. Застыли маленькие ёлочки, одетые в нарядные белые платья. На ветках дерева сидят воробьи. Ребята вышли гулять. Мальчики смастерили кормушку и вешают ее на дерево. Девочка вынесла корм для птиц. Подъехал грузовик с песком и взрослые посыпают им дорожки. и мужчина выгружает песок. Женщина в красном платье поливает цветы на подоконнике.
Упражнение «Волшебство».
Воспитатель :
- А теперь закройте глаза и представьте, что вы «оказались на нашей картине». Давайте подышим зимним воздухом (дыхательная гимнастика)
И представьте какие бы добрые дела могли вы совершить зимой.
Ребята, а какие поступки вы больше хотите совершать? Давайте вы сейчас придумаете рассказ, о том, как совершили хороший поступок. Сейчас мы послушаем только два рассказа тех детей, которые первыми поднимут руку. А остальные расскажут дома своим родителям.
Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?