Попова Ирина Анатольевна
Ранняя профориентация в ДОУ: формирование представлений о разных профессиях у детей младшего дошкольного возраста посредств
▼ Скачать + Заказать документы
Ранняя профориентация в ДОУ : формирование представлений о разных профессиях у детей младшего дошкольного возраста посредством квест-игр
Публикация «Ранняя профориентация в ДОУ: формирование представлений о разных профессиях у детей младшего дошкольного возраста посредств» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
Сегодня приоритетным направлением работы современной дошкольной образовательной организации является ранняя профориентация. Детей необходимо с самого раннего детства учить ориентироваться в мире профессий, формировать у них первоначальные знания и умения, связанные с разными профессиями, что позволит в будущем без особых затруднений определиться в выборе профессии.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач образовательной области «Социальное-коммуникативное развитие» является формирование позитивных установок к различным видам труда и творчеств. Также в Стандарте одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выступает обладание ребенком установки на положительное отношение к миру и разным видам труда [3]. Все это подтверждает актуальность вопроса ранней профориентации дошкольников.
Ранняя профориентация дошкольников является начальным этапом подготовки ребенка к тому, чтобы выбрать будущую профессию. Поэтому важно познакомить ребенка с разными видами труда, особенностями профессий, что важно для самостоятельного выбора профессии в дальнейшем [2].
Работу по формированию представлений о разных профессиях у детей дошкольного возраста можно реализовывать в организованной образовательной деятельности, режимных моментах, в условиях самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности с взрослыми [1].
Однако мы считаем, что необходимо также использовать не только традиционные методы и формы работы, но и инновационные. Например, сегодня актуальным является применение в образовательном процессе ДОУ квест-игр.
Квест – это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада, так и на улице.
Приведем пример квест-игры для младших дошкольников «В мире профессий».
Цель: формирование у дошкольников представлений о разных профессиях.
Задачи: закрепление представлений дошкольников о профессиях, упражнение в различении и назывании людей разных профессий – повар, доктор, парикмахер, пожарный, художник и т. д. ; упражнение в определении инструментов и орудий труда для людей определенной профессии; развитие внимания, мышления; развитие умения слушать сверстников, вступать с ними в общение в процессе игры; воспитание интереса к разным профессиям, их роли в жизни.
Подобрано необходимое оборудование, а также проведена предварительная работа, включающая беседу с детьми о профессиях их родителей, профессиях, которые есть в детском саду, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и др.
Перед детьми ставится проблемная ситуация: В городе Профессий все мастера и мастерицы всегда дружно работали, танцевали и пели, но случилась беда – в их город пришла лень, и теперь никто не может там работать. Они просят у нас помощи. Нужно выполнить задания, тогда сможем прогнать их города лень. Мастера и мастерицы отправляют детям план из местности.
Первым заданием нужно отгадать загадки, которые приготовила им лень. Однако загадки не простые, а нарисованные. Пара детей берет загадку в виде схемы, рассматривает ее и обсуждает, человек, какой профессии в ней загадан.
Следующее задание заключается в том, что воспитатель называет слова, связанные с конкретной профессией, а дети называют эту профессию.
Далее педагог бросает мяч и говорит фразы, а дети ловят мяч и угадывают, человек какой профессии сказал ее.
Еще одно задание – каждый ребенок берет себя карточку, на которой изображена профессия, называет действия, которые может выполнять этот человек.
Интересное задание от лени – она перемешала все предметы, детям нужно навести порядок и распределить орудия труда в соответствии с профессией.
Потому дети угадывают сказочных персонажей разных профессий. И таким образом, выполнив все задания, выгоняют лень из города Профессий.
Таким образом, организация ранней профориентационной работы с воспитанниками дошкольного учреждения должна носить системный характер и представляет собой начальный этап в системе непрерывного обучения и воспитания. Построенная в соответствии с учетом возрастных особенностей обучающихся ранняя профориентация будет способствовать формированию базовых представлений о мире профессий, создаст предпосылки для правильного понимания взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности, послужит стимулом к развитию познавательных и творческих способностей детей.
Библиографический список
1. Баранова Н. А. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых // Молодой ученый. 2015. № 7 (87). С. 731-734.
2. Кондрашов В. П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников : автореф. дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2001. 23 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.