Людмила Абрамова ( Пугачёва)
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через образовательную технологию «Посткроссинг»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через образовательную технологию Посткроссинг.»
«…У меня растут года, будет и семнадцать.
Где работать мне тогда, чем заниматьс
?»
Казалось бы, прошел уже век, но слова В. В. Маяковского актуальны и в наши дни. Многие считают, что выбор будущей профессии более важен для старших школьников. Но позвольте с этим не согласиться.
Публикация «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста через образовательную технологию „Посткроссинг“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Посткроссинг на МAAM
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Дошкольное детство — короткий, но важный период формирования личности. В этот период ребенок знакомится с окружающим миром. У него формируется определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Профессия, выбранная «по душе» - одна из составляющих успешной и счастливой жизни личности. Но в настоящее время, часто выбор делается по настоянию старших, либо по каким-то другим причинам. Очень часто, просто невозможно выбрать профессию из-за того что нет достаточных представлений о специфике той или иной профессиональной деятельности. Опираясь на все вышеперечисленные факторы и на актуальность вопроса, на педагогическом совете Детского сада № 151 перед педагогами была поставлена задача ранней профориентации детей дошкольного возраста.
С чего начинать, было понятно. В процессе работы над этой педагогической задачей перед нами, педагогами, встал вопрос, как можно ярче и доступнее донести до детей данный материал. Самый простой способ - рассказать воспитаннику о той или иной профессии – сделать это как бы невзначай: заводить разговоры о том, кем работает папа или мама, чем они занимаются на работе, какие предметы используют, какую пользу приносит их работа людям. Обращать внимание ребенка на представителей разных профессий во время прогулки на улице (водитель, дворник, строитель, полицейский, военный, художник).
На тот момент, мы уже успешно применяли новую образовательную технологию – международный проект
Посткроссинг «Дружат дети на Планете» - технологию обмена информацией между детьми и детскими учреждениями по всей России. И тогда воспитатель старшей группы № 1 Абрамова Л. А. предложила знакомить воспитанников с миром взрослых профессий через данный проект. Эта педагогическая идея пришла через решение практических задач и наблюдений в ходе образовательной, самостоятельной деятельности и в режимных моментах. Важно отметить проявляемый детьми познавательный интерес именно к людям труда, к профессиям, которые находятся не только в ближайшем окружении, о которых дети знают только из иллюстраций. Почему не расширить проект именно в познавательном масштабе. Город Королёв – космонавтика и авиастроение, Полевской – металлургия, Казань и Санкт Петербург – туристическая индустрия, Сочи – морские профессии (перечислили только часть городов, с которыми ведется переписка). В письмах, которые мы получаем из разных уголков нашей страны, дети рассказывают о своей малой Родине, о людях труда, о профессиях. Так, получив письмо от друзей из города Сочи, наши дети заинтересовались «морскими профессиями», они были удивлены их количеству. Это капитан и его помощники, боцман и матрос, штурман и лоцман, кок и корабельный врач. Какое широкое поле для развития познавательного интереса детей именно с точки зрения ранней профориентации! С чего начать? Работа была разбита на этапы.
Кроме этого мы понимали, что без родительского сообщества нам не обойтись, так как вопрос объёмный. На первом родительском собрании в старшей группе № 1 с презентацией выступили педагог – психолог Сорокоумова И. Ю. и воспитатель Абрамова Л. А. Они предложили совершенствовать проект Посткроссинг внесением обмена информацией о профессиональной направленности того или иного региона. Информация была донесена до родителей (законных представителей) так интересно и эмоционально, что мы нашли в их лице единомышленников. Параллельно у нас появилось волонтерское движение, которое активно работает и привлекает в свои ряды всё новых и новых родителей (законных представителей).
Теперь, в отличии от обычного Посткроссинга, в нашем детском саду эта технология имеет познавательный характер и направлена именно на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста.
Работа над проектом ведется поэтапно. Проект долгосрочный.
1. В ходе первого этапа проводилась предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели, разработка конспектов занятий, бесед по ознакомлению детей с профессиями, прогнозирование результата.
2. Работа над проектом подразумевает сотрудничество педагога, родителей (законных представителей) и детей. Был проведен Круглый стол с родителями (законными представителями, на котором методом проблемной ситуации была проведена предварительная работа: сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, обогащение пространственной среды через : изготовление атрибутов к СРИ, многофункциональных модулей, дидактических игр, подбора художественной литературы, иллюстраций, фотографий, тематических раскрасок с морскими профессиями в центр ИЗО. В ходе совместной деятельности родители (законные представители) оказали помощь в оформлении, пополнении центра сюжетно-ролевой игры «Море» атрибутами, изготовили многофункциональный модуль «Корабль» и «Море».
3. Далее был составлен календарно-тематический план, включающий в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.
4. Проводились виртуальные экскурсии-наблюдения. Наблюдения за трудом взрослых уточняют представления детей о профессиях, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду. В ходе наблюдений за трудом взрослых обращали внимание детей на процесс труда, на то какими предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных морских профессий, её назначение.
5. Для реализации задач используем технологии активизации мыслительной деятельности: проектно – исследовательский метод, проблемные ситуации, активные методы (моделирование). Приоритетом является включение здоровьесберегающих технологий (артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультурные минутки и другие). Занятия сопровождаются беседами, рассматриванием иллюстраций, предметов труда, чтением художественного слова, дидактическими играми - всё это позволяет детям наиболее полно понять процесс труда, суть профессии.
6. В изобразительной деятельности детям было предложено нарисовать представителей одной из морских профессий. Они сами выбирали ту профессию, которую они хотят нарисовать. Важное место отводилось беседам по рисунку. Была оформлена выставка «Все профессии нужны, все профессии важны»
7. В самостоятельной деятельности дети организовывали сюжетно - ролевые игры «Путешествие», «Обед у кока», «Мы веселые юнги» и т. д. В ходе этих игр ребята закрепляли знания, полученные в ходе непосредственно-образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорило то, что дети охотно брали на себя ведущую роль, правильно выполняли ролевые действия, могли самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
Совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) с детьми по ранней профориентации, а конкретно по «морским профессиям» позволила добиться положительной динамики. Наша деятельность только набирает обороты. Но уже первые результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о профессиях взрослых. Таким образом, в ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей детей и родителей (законных представителей). Наш проект только набирает обороты. Впереди еще много интересного и познавательного.
Авторы статьи:
педагог-психолог МБДОУ д/с № 151 Сорокоумова И. Ю. ,
воспитатель МБДОУ д/с № 151
Абрамова Л. А.