Татьяна Гусева
Обеспечение высокого качества дошкольного образования через включение в образовательную деятельность семейных проектов
▼ Скачать + Заказать документы
Качество образования, как залог становления человека в обществе и успешного развития его, доступность для разных социальных групп населения, остаются приоритетными задачами образовательной политики Российской Федерации.
Анализируя современные исследования в области качества образовательной деятельности, отчё тливо выделяется главный признак: качество — это соответствие объекта установленным стандартам.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность требований к дошкольному образованию.
Темочки:
Говоря о качестве дошкольного образования, особое внимание уделяется созданию качественных условий для развития ребёнка.
В образовательном процессе это использование развивающих технологий способствующих формированию у дошкольников общей культуры, развитию качеств, обеспечивающих социальную успешность, что позволит ребёнку подготовиться к следующему этапу обучения.
В нашем учреждении накоплен опыт работы по использованию в образовательном процессе развивающих технологий:
- «Развитие инициативы детей старшего возраста посредством участия их в организации мини-музеев»
- «Портфолио как средство развития самовосприятия детей».
- «Использование нестандартного физкультурного оборудования в образовательном процессе для обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста».
- Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а так же вовлекаются родители. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта становятся достоянием их личного опыта.
Продуктами проектной деятельности являются выставки детских рисунков, дидактические игры, макеты для сюжетных игр, стенгазеты, фото выставки.
ФГОС ДО обращает особое внимание на условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста это :
- взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- поддержку индивидуальности и инициативы детей;
Актуальность данного направления обусловлена тем, что реализация первой ступени образования современным ребенком-дошкольником возможна только при условии построения образовательного процесса в семье и детском саду на основе партнерских отношений данных субъектов.
Поэтому, улучшение качества дошкольного образования, прежде всего, зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. В основе работы нашего коллектива с семьей, лежит системный подход, который позволяет изменять взгляды и взаимодействие в семье на воспитание ребенка, таким образом, чтобы они перестали быть негативными, пассивными.
Одной из форм сотрудничества с семьями стала проектная деятельность. На сегодняшний день она получает всё более широкое распространение в ДОУ. Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий развитию познавательных процессов и мыслительной деятельности, расширения кругозора, проявлению самостоятельной познавательной активности, формированию позитивного отношения к миру.
Семейные проекты – стали еще одной эффективной формой работы с детьми. Они обогащают детское развитие, удовлетворяют индивидуальные потребности, как ребенка, так и семьи, содействуют сотрудничеству взрослых и детей, за ребенком признается его полноценность в образовательных отношениях. В семейных проектах реализуется принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Нами была выдвинута гипотеза - технология семейных проектов будет эффективна в амплификации познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Семейные проекты станут эффективным средством в организации образовательного процесса,позволят выстроить образовательный процесс с учётом индивидуального подхода к детям, позволят выявить индивидуальность ребёнка, его способности, увлечения и интересы.
Дети станут ярче демонстрировать свои достижения, обладать чувством собственного достоинства.
Расширится кругозор детей.
Родители осознанно будут участвовать в образовательном процессе.
Амплификация познавательного развития это максимальное обогащение познавательного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.
Каждый из видов детской деятельности необходим для личностного, интеллектуального и физического развития ребенка. Так, познавательно-исследовательская деятельность способствует расширению кругозора ребенка, формированию картины мира, развитию мышления, удовлетворению потребности в новых впечатлениях и познавательной потребности.
Данная гипотеза была выдвинута не случайно, наблюдается низкий уровень познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Это обусловлено такими факторами как:
- ограниченность условий ДОУ для познавательного развития детей (нет возможности организовывать познавательные экскурсии, посещать музеи, выставки);
- далеко не всегда родители понимают и хотят брать на себя первостепенную ответственность за развитие и воспитание детей;
- нежелание родителей участвовать в воспитательно – образовательном процессе детского сада;
- нехватка информации для родителей, связанной, с новым содержанием и новыми технологиями воспитания и обучения детей.
По данной проблеме в ДОУ в 2016 году была открыта ММП, основной задачей которой является: Создание системы работы с детьми и родителями по включению семейных проектов в образовательную деятельность, направленных на познавательное развитие детей.
Цель познавательного развития старшего дошкольника – развивать познавательные интересы, потребности и способности, самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения следующих задач:
1 Обогащать сознание содержательно-упорядоченными сведениями о мире
2. Способствовать формированию в сознании целостной картины мира через постижение различных связей и зависимостей
3. Способствовать формированию позитивного отношения к миру
4. Развивать и поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в поисковой (познавательной) деятельности.
Одновременно решается ряд других задач, а именно: развитие коммуникативных навыков : владение речью как средством общения.
Важнейшими задачами для нас также стали
1. Помощь родителям в нахождении личностного смысла в пед образовании (познание своего ребёнка и себя, развитие личной педагогической культуры
2. Организация педагогической поддержки родителям в развитии и воспитании ребенка и себя как родителя, с учётом дифференцированного подхода.
3. Рост психолого - педагогической компетентности родителей, активное включение в совместную деятельность с ребёнком, с работниками ДОУ, при этом создавать атмосферу сотрудничества.
Работа выстраивалась с учё том следующих принципов:
• полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста, обогащение детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество ДОО с семьёй.
Для того чтобы начать работу над семейными проектами, мы понял, что нужно подготовить родителей.
Для этого педагогами были разработаны и проведены
- обучающие встречи:
«Проектный метод в работе детского сада
«Как сделать презентацию»
«Как мы работали над проектом»
- разработаны памятки для родителей: «Проектный метод – как способ воспитать успешного дошкольника»
Где родители знакомились с этапами составления детских проектов :
1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
2. Поиск и предложение возможных вариантов решения
3. Сбор материала. Способы сбора информации и методов исследования:
• подумать
• спросить у другого человека
• прочитать или посмотреть в книгах, энциклопедиях
• сходить в библиотеку (журналы, иллюстрации, научная литература и др.)
• посмотреть по телевизору специальные познавательные передачи, видеофильмы
• понаблюдать
• провести эксперимент
• получить информацию в Интернете
• позвонить по телефону специалисту или просто маме, папе, бабушке.
4. Подготовка проекта
5. Защита проекта
В памятке - «Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?» мы рассказывали родителям, что участие в проектной деятельности – сложный труд и для ребенка, и для родителя, проект подразумевает самостоятельную деятельность дошкольника, однако задача родителя - знать суть проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовыми к содействию своему ребёнку, если он обратиться за помощью.
Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.
Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
Родителям давались советы:
1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.
2. Не сдерживайте инициативы детей.
3. Не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
• прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
• формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
• учиться анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.
- Организованы мастер классы, где родители получали навыки совместной деятельности и навыки общения с ребёнком в процессе деятельности.
- Были организованы праздники и развлечения с участием семей как итоговые мероприятия по проектам.
После того как мы поняли, что многие семьи стали проявлять интерес к совместной деятельности с детьми мы стали включать их помощь в реализации проектов по познавательному развитию детей.
Были выбраны темы, для раскрытия которых было необходимо участие родителей.
Это ознакомлением с великими и знаменитыми людьми той или иной профессии. В основе системы работы стал календарь профессиональных праздников и памятных дней России: день Космонавтики, День победы, день изобретателя, день Военно – морского флота, день музыки, день российского кино, международный день гражданской авиации, день российской печати, международный день театра.
В течении года был разработан план работы к проф. праздникам и к памятным дням России, в котором продумывались этапы работы по созданию проекта как в детском саду так и содержание работы в семье по реализации проекта.
1этап– подготовительный, где проходили беседы с детьми о том, что они знают и что ещё хотят узнать? И 4 этап– завершающий где презентовались продукты проектной деятельности (организовывались просмотр семейных презентаций в исполнении самих детей, выставки детских рисунков, выставки художественной литературы, фото галереи, игровые макеты, семейные газеты, странички портфолио) проходили под руководством педагога в детском саду.
2 и 3 этапы – деятельностные, где шёл процесс выполнения проекта, проходил под руководством родителей. Ребенок включался в деятельность (экспериментирование, экскурсии в библиотеки и музеи, просмотр познавательных телепередач, чтение познавательной литературы, изготовление макетов, рисунков, сбор коллекций и т. п)
Результатами работы стали семейные проекты :
«Космонавты эпохи»
«Покоряем космические просторы»
«Занимательные рассказы о космонавтах»
«Великие полководцы Отечественной войны»
(Георгий Жуков, Константин Рокоссовский)
«Герои земли Воскресенской»
«Гордость нашей семьи»
Нам стало ясно, что совместная проектная деятельность объединяет семьи, помогает родителям объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами. Родители часто и не подозревают, на что способны их дети!
Продукты семейных проектов активно стали использоваться в образовательном процессе, в самостоятельной и совместной деятельности для развития общения со сверстниками, демонстрации личностных достижений, обеспечения эмоционального личного благополучия ребёнка.
Содержание, на основе которого происходит познавательное развитие детей 5-7 лет, охватывает весьма широкий круг вопросов (моя родина, живая и неживая природа, солнечная система, народы разных стран и т. д). Учитывая то, что идёт интенсивное развитие у детей познавательных процессов, но они ещё не совершенны, чтобы осваивать мир в научных системах, педагоги при трансляции разнообразных сведений о нашем мире должны использовать такие формы, методы и приёмы, которые оказывают сильное воздействие, прежде всего на эмоциональную сферу ребёнка. Обучение должно ориентироваться на интересы и потребности ребёнка и основываться на личном опыте. А значит необходимо включить ребёнка в деятельность. Проекты, которые исполняют дети, должны вызвать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца.
Самыми удачными являются те проекты, которые инициированы самими детьми, соответствуют их запросам и интересам. Роль педагога не прослушать интересные вопросы детей и не поспешить на них ответить, а предложить самому ребёнку найти ответ на свой вопрос.
Так услышав вопрос – могут ли расти грибы зимой? Семья Ивана Цыцына приступила к реализации проекта «Растут ли грибы зимой?». После проведённой совместной работы ребёнок сделал вывод - грибы зимой растут, но при определённых условиях и в специализированных помещениях. Это грибы с интересным названием – шампиньон. Он изучил и выяснил, что грибы – это загадочные организмы. Узнал, что существует огромное количество видов шампиньонов. Этот гриб активно используются человеком в пищевых и медицинских целях, может быть использован как косметическое средство. Узнал интересные факты о развитии и этапах роста шампиньонов. Чтобы поделиться полученными знаниями он провел в группе виртуальную экскурсию «Где и как растут грибы зимой» и вместе с воспитателем изготовил дидактическое пособие «Лепбук «ЧТО? ГДЕ? КАК? ИКОГДА?».
При знакомстве с коллекцией камней ребёнок утверждал, что кирпич это камень, педагог предложил это ему доказать. Так началась работа семьи Жигаловых над исследовательским проектом «Что такое кирпич?». Ребёнок не только много узнал, но и сам поучаствовал вместе с папой в изготовлении кирпича.
А с каким достоинством дети представляли свои проекты на заключительных мероприятиях в детском саду, а также уже в 5 лет стали участниками и заняли призовые места на муниципальном конкурсе исследовательских проектов «Я познаю мир».
А самое важное, что при совместно выстроенной работе мы увидели личностное развитие ребенка.
И эти слов после презентации своей работы «Я смогла» были результатом всей нашей работы.
Анализ познавательного развития на конец учебного года показал значительные изменения в сфере познавательного развития детей.
Семейные проекты стали эффективным средством в организации образовательного процесса, их можно и нужно использовать не только в направлении познавательного развития, но и в других направлениях развития.
На следующий год мы ставим задачу выстроить по новому работу старших дошкольников по художественно-эстетическому развитию используя творческие поекты детей выполненные совместно с родителями.
Подводя итог, хочется ещё раз подчеркнуть: участие родителей в проектах является важным, поскольку, в конечном итоге, способствует повышению качества образования и воспитания.