Ольга Алешкина
Работа детского сада с семьей по речевому воспитанию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением языком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения фонем, с овладением словарного запаса, правилами синтаксиса и смыслом речи. Овладение речью - сложный многосторонний психический процесс. Ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат достигли определенного уровня развития. Для того, чтобы у ребенка появилась - а в дальнейшем и развивалась - речь, необходима речевая среда. Кроме того, важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью.
Публикация «Работа детского сада с семьей по речевому воспитанию детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2017
В настоящее время одной из сложных и актуальных проблем дошкольной педагогики является создание условий для развития речи детей, как необходимой предпосылки гармоничного развития и социализации личности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Несформированность фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речевой системы детей оказывает отрицательное воздействие на развитие их речи и существенно влияет на речевое поведение.
Одним из принципов, положенных в основу ФГОС дошкольного образования является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями». Непременным условием всестороннего развития ребенка является его общение с взрослыми и сверстниками, а устная речь – это основное средство такого общения. Только с помощью языка взрослый может передать ребенку опыт, накопленный человечеством, знания, умения и культуру, носителем которой он является. Именно поэтому, одной из главных задач работы с дошкольниками является развитие речи, речевого общения. Основная задача педагогического воздействия на детей дошкольного возраста – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически пра-вильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет большое значение для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса; обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов; разучивание стихотворений; отгадывание загадок. Данный раздел предусматривает коррекционно-развивающую работу с детьми, владеющими простой разговорной речью. Их словарный запас включает достаточное количество слов обиходно-разговорной лексики; объем понимаемой речи приближается к возрастной норме. Дети могут рассказать о себе, о своих товарищах, об интересных эпизодах из собственного опыта.
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» выдвигает в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка. Познавательно-речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого малыша. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка
Дальнейшие направления сотрудничества с семьей по речевому развитию детей.
Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача развития речи ребенка. И именно от родителей во многом зависит будет ли это скудная односложная речь, либо развитая и интересная для окружающих и самого ребенка. Именно дошкольное детство является периодом сензитивности к развитию речи. Заинтересовать, развить любовь к чтению, рассказыванию, пересказыванию, придумыванию - все это важные задачи по развитию речи дошкольников.
Одним из основных приемов развития речи является прием совместного рассказывания: взрослый начинает предложение, ребенок заканчивает. В совместном рассказывании взрослого и ребенка функцию планирования берет на себя родитель. Он задает схему высказывания, а ребенок заполняет эту схему различным содержанием. На следующем этапе ведущим приемом обучения становится план, который дается в естественно-разговорной форме.
При чтении ребенку книг полезно знакомить ребенка с вариантами литературных произведений. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Внимательнее дети начинают слушать и другие произведения, учатся вникать в события, характеры. У них могут появиться и свои собственные придуманные варианты сказок, рассказов.
Читать и рассказывать литературные произведения надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточными. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы литературных персонажей, их взаимоотношения, поступки.
Полнота восприятия во многом зависит от того, насколько глубоким окажется проникновение в текст, насколько выразительно родители донесут образы персонажей, передадут и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест, а затем учатся использовать их в собственной речи.
Пересказ и беседа по книге позволяют лучше понимать и запоминать содержание. Однако не надо пытаться сразу напрямую объяснять своими словами содержание или мораль прочитанного - это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить ребенка возможности почувствовать то, что он еще не может осмыслить.
Рассматривание иллюстраций учит замечать художественные детали, понимать характеры сказочных героев и их взаимоотношения, чувствовать гамму красок, их эмоциональную выразительность, проникаться чувствами и настроениями, которые выражает рисунок.
Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией способствует развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать из по смыслу. Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
Синонимическая работа с детьми переплетается с усвоением тематических групп слов. Работа над антонимами проводится с детьми при составлении словосочетания и предложений - дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Многозначность слова показывается дошкольником на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением (ручка, игла, молния и т. д.). Составляя предложения с многозначными словами, дети показывают, на какой смысл того или иного слова они ориентируются. Работа над многозначными словами может идти по таким направлениям: называние слова, подбор к нему признаков и действий - составление словосочетаний, затем предложений и использование многозначных слов в связном тексте.
В процессе словарной работы необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. в конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно выражают замысел говорящего.
Содержание работы с родителями мы предлагаем реализовать через разнообразные нетрадиционные формы организации общения с родителями: информационно – аналитические формы организации общения с родителями; досуговые формы организации общения с родителями; познавательные формы организации общения с родителями; наглядно- информационные формы организации общения.
Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях. Потому как только на аналитической основе возможно построение грамотного общения с родителями.
Досуговые формы организации общения с родителями помогают устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей. Формы работы : тематические развлечения; литературные вечера; фольклорные праздники; ярмарки; КВН; введение речевых традиций; вечер вопросов и ответов.
Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными тогда, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Родители на данных мероприятиях могут читать стихотворения вместе со своим ребенком, петь песни и рассказывать интересные истории, например о профессии, имеют возможность проявить свои знания.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами развития речи детей.
Основная роль продолжает принадлежать коллективным формам общения как собрания, групповые консультации. Данные формы использовались и раньше, но здесь изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные: общее родительские собрания; родительские собрания в группах; консультации; проблемно-теоретический семинар; работа семейных клубов; мастер – класс; организация педагогической библиотеки.
Познавательные формы организации общения педагогов и родителей выполняют выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Наглядно – информационные формы организации общения условно разделены на две подгруппы: информационно – ознакомительные и информационно – просветительские. Задачами одной из них - информационно – ознакомительной - являются ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы по развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с детьми, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.
В информационно-ознакомительную форму мы включаем проведение Дней открытых дверей и открытых занятий. Здесь так же можем говорить о данных формах общения как о нетрадиционных, в связи с тем что дошкольное учреждение стало более открытой системой. У родителей имеются возможности увидеть не только стиль общения педагогов с детьми, но и самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов. Родители стали активным участником жизни детей при посещении группы. Они могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д.
Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок и др.
Данная педагогическая разработка позволяет нам решить поставленные проблемы и плавно включает родителей в образовательный процесс как равноправных участников. Степень эффективности сотрудничества обусловлена положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности.
Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность. В Законе РФ «Об образовании» говорится, что родители являются первыми педагогами. Дошкольным образовательным учреждениям отводится роль помощников в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений.
Постоянный рост речевых отклонений у детей выдвигает проблему обучения и воспитания их в ряд наиболее значимых и приоритетных.
Пути решения этой проблемы мы видим в следующем:
• создание диагностического центра для раннего выявления, своевре-менного предупреждения и преодоления недостатков в речевом развитии дошкольников и оказание социально-психологической помощи семье;
• создание логопедических групп для оказания необходимой коррекции у детей и развития их индивидуальных способностей;
• организация разных форм сотрудничества логопеда и родителей.
Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют развертыванию творческих сил личности, устраняют препятствия к реализации ее общественной направленности, к приобретению знаний, необходимых для подготовки к школе и последующей учебной деятельности.
По словам Н. В. Микляевой, «активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс и организация преемственной деятельности детского сада и семьи - один из важнейших факторов эффективности работы с детьми с недоразвитием речи».
Только совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим малышом. Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе преодоления недостатков речи их детей, мы используем следующее: экспресс-выступления на родительских собраниях; индивидуальное консультирование родителей; занятия-практикумы; совместное выполнение взрослыми и детьми домашних логопедических заданий.
Основа взаимоотношений педагогов с родителями закладывается в ходе знакомства на первом организационном собрании в сентябре. На этом собрании обозначаем цели и задачи нашей совместной работы, рассказываем о системе логопедических занятий с детьми (ежедневные индивидуальные, а также групповые и фронтальные, о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие их вопросу. Акцентируем внимание на важности участия семьи в логопедической работе и значимости помощи в этом деле. Доводим до сведения родителей результаты логопедического обследования, которое проводилось в начале месяца.
Объясняем, что недостатки речи индивидуальны: кто-то «картавит», то-то «шепелявит», кто-то просто заменяет «трудные» звуки на те, которые уже научился выговаривать. Часто это звучит забавно и приводит в умиление родителей, бабушек и дедушек. Однако подобные дефекты речи не всегда проходят сами собой, и ребенку зачастую нужна помощь не только логопеда, но и всех взрослых членов семьи.
В заключение первой встречи родители заполняют специальные анкеты, включающие вопросы речевой карты, которые характеризуют раннее психомоторное и речевое развитие их ребенка. Перед собранием подбираем книги, изучение которых могло бы помочь родителям стать более информированными в данной проблеме. Аналогичные собрания проводятся три раза в течение учебного года: в сентябре, январе и в мае. На каждом последующем подводятся итоги работы, обязательно отмечаются не только успехи детей, но и активность тех родителей, которые занимаются со своими малышами. В мае родителям даются реко-мендации на летний период,
В процессе работы с родителями широко используем вспомогательные средства. Организуем специальные «логопедические уголки», информационные стенды, тематические выставки книг.
В холле перед входом в группы размешаем полезную информацию, которую пришедшие за малышами родители имеют возможность изучить, пока их дети одеваются. Эту информацию стараемся оформить интересно, необычно (например, в виде веселого паровозика с прозрачными окошками для статей и советов или в виде логопедической полянки для родителей).
В качестве информационного материала размещаем статьи специалистов, взятые из разных журналов, книг и газет, конкретные советы по развитию речи, актуальные для родителей, где материалы обновляются каждые две недели. В этом же холле имеется стенд «Артикуляционная гимнастика» с рекомендациями По развитию артикуляционной моторики (например, в виде человечка-язычка, выглядывающего из своего домика-рта). Демонстрируем иллюстрации и описания упражнений для языка, материал о том, как познакомить ребенка с органами артикуляции, какими сказками можно воспользоваться для выполнений иных упражнений. А главное - информация о том, как и зачем нужно заниматься. Ведь, по мнению родителей, гимнастика для рук и ног - дело привычное и знакомое. Понятно же, для чего мы тренируем мышцы – для того, чтобы они стали ловкими, сильными и подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?
Объясняем, что язык - главная мышца органов речи. И для него для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Чтобы избежать появления недостатков произношения (либо смягчить характер и облегчить формирование правильного произношения, стоит начать, заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Потому что недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему, как уже было сказано выше, развиваться и общаться со сверстниками
Рекомендации о том, как нужно заниматься с детьми (во время занятий стараться быть терпеливыми, ласковыми и спокойными, обязательно хвалить ребенка, стимулировать мотивацию к занятиями и т. д., мы помещаем на стендах «Советы логопеда», которые оформляем в оригинальной форме.
Проведенное исследование влияния семейного воспитания на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста позволило сделать следующие выводы:
- дети, чьи родители в максимальной степени заинтересованы в речевом развитии детей, обладают наиболее высокими показателями развития связной речи,
- чем выше уровень заинтересованности родителей в речевом развитии дошкольников, тем больше лексический массив, при помощи которого ребенок высказывает свои мысли,
- если родители не заинтересованы в речевом развитии детей или эта заинтересованность проявляется на среднем уровне, данный показатель не влияет на развитие лексического массива, элементы которого более или менее точно понимаются воспринимающим их ребенков; если же уровень родительской заинтересованности проявляется в высокой степени, то чем более родители заинтересованы в развитии речи детей, тем более развит пассивный словарь ребенка,
- этом если родители не заинтересованы в развитии речи детей, то развития показателя способности к использованию в своей речи усвоенной лексики не происходит, с ростом же показателя заинтересованности родителей в развитии речи детей, происходит заметный рост данного показателя,
- чем более родители заинтересованы в речевом развитии детей, тем более у ребенка проявляется смысловое единство речи на всем протяжении текста или на отдельных его фрагментах, тем более он употребляет относительно законченные в содержательном отношении фразы, использует формально-сочинительной, цепной, лучевой типы связи, использует в изложении другие средства связи, отсутствующие в литературном образце, использует разнообразных типов синтаксических конструкций; создает собственные предложения; способен делить сложные конструкции авторского текста или объединять несколько предложений, сходных по смыслу, в одно, а также использовать эмоциональную окраску и звуковое разнообразие в речи,
- чем более бережно, уважительно относятся в семье к книгам, чем чаще родители обсуждают с детьми прочитанное, чем активнее работают с иллюстрациями, тем более развиты у ребенка такие показатели как связная монологическая речь и активный словарь (в большей степени) и словарная мобильность и пассивный словарь (в несколько меньшей степени).
Список использованных источников
1. Аверин, В. А. Психология развития детей дошкольного возраста [Текст] / В. А. Аверин. - Спб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000. - 64 с. - ІЅBN 5-8016-0203-8.
2. Бодалев А. А. Популярная психология для родителей] /
3. Давыдов, В. В. Виды общения в обучении [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : Педагогическое общество России, 2008.
4. Майданкина, Н. Ю. Малыш: обеспечение педагогической поддержки раннего семейного воспитания в условиях ДОУ общеразвивающего вида [Текст] : учебно-методическое пособие
5. Тутушкина, М. К. Практическая психология для педагогов и родителей
6. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М. Ф. Фомичева. - М. : Просвещение, 1989. - 239 с. - ІЅBN 5-09-000901-5.
7. Хризман, Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка