Татьяна Ишмакова
Оздоровление детей в условиях взаимодействия детского сада с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении последних лет всех нас поражает грустная статистика частоты заболеваний детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому много: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них – невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно его лечим, когда оно заболеет, но в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания и укрепления здоровья ребенка.
Публикация «Оздоровление детей в условиях взаимодействия детского сада с семьей» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Формирование основ здорового образа жизни в дошкольном возрасте является одной из важнейших педагогических задач в контексте ФГОС, от решения которой зависит полноценное развитие личности.
Реализация данной задачи обеспечивается организацией эффективного взаимодействия в системе «педагог - ребенок - родитель». С рождения начинается путь ребенка к здоровью. На этом пути важную роль играют детский сад и родители. Крепко держа за руки родителей, малыш поднимается по ступеням детского сада и доверчиво протягивает свою теплую ладошку воспитателю.
Главным в оздоровлении ребенка является сохранение, укрепление здоровья воспитанников в совместной деятельности с семьей. Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах :
• воспитания,
• оздоровления,
• распорядка дня,
• двигательной активности,
• культурно-гигиенических процедур,
• развития двигательных навыков.
Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях – физкультурных досугах и праздниках, походах. Уже доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушения законов здоровой жизни.
Те нарушения здоровья, которые возникают в детстве, с возрастом становятся все более выраженными и ведут к ограничению возможностей ребенка, снижению его работоспособности и в итоге – к серьезным заболеваниям.
Задачи педагогов и родителей:
• обеспечение психического благополучия,
• развитие физических качеств,
• повышение сопротивляемости детского организма к различного рода инфекциям,
• профилактика нарушений в физическом развитии,
• формирование интереса, потребности заниматься спортивными упражнениями, а в старшем дошкольном возрасте – спортом
Важным условием успешной работы с семьё й является выдвижение первоочередных целей:
• Повышение уровня педагогической культуры родителей в вопросах здоровья сбережения.
• Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнёрства.
Эффективными формами работы с семьей являются :
• Индивидуальные беседы с родителями.
• Организация консультационной работы, с помощью которой родители приобретают практические навыки по вопросам оздоровления. Тематика их разнообразна: «Игровой самомассаж для детей», «Закаливание и здоровье», «Организация семейных прогулок» и т. д.
Популярной формой работы является наглядная агитация в уголке для родителей: «Культурно – гигиенические навыки в детском саду и дома», «Профилактика простудных заболеваний», «Как одеваться, чтобы не перегреваться»; информационные стенды «Растём здоровыми», информационные листки «Чистота – та же красота», ширмы «Закаливание детей в семье и дома», газета «В здоровом теле здоровый дух».
Проведение родительских собраний, круглых столов
Большую воспитательную ценность имеют спортивные мероприятия проводимые совместно с родителями: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа – гордость моя» и т. д. Причём формы взаимодействия с семьёй могут быть различными. Это недели здоровья, спортивные праздники, туристические походы. Принимая участие в подобных мероприятиях родители имеют возможность наблюдать своего ребёнка в коллективе сверстников, оценить его физическую подготовку. Дети же получают огромную радость, видя, как их родители демонстрируют своё умение бегать, прыгать, соревноваться. Семья получает заряд бодрости, хороший эмоциональный настрой, удовольствие от взаимного общения. Ведь не секрет, что очень важным фактором здоровья ребёнка является его эмоциональное благополучие и комфорт.
Анкетирование родителей
Анкеты для родителей:
- «Здоровье вашего ребенка»,
- «Здоровый образ жизни»,
- «Физкультурно-оздоровительная работа дома».
- «Подвижные игры и их место в Вашей жизни»,
- «Чтобы ребенок рос здоровым»,
- «Для внимательных и заботливых родителей»,
- «Удовлетворенность родителей качеством деятельности ДОУ»
Огромную роль в оздоровлении, в воспитании детей играют :
• Совместные походы родителей с детьми и на природу
• Формирование интереса к спорту, танцам
• Привлечение родителей к изготовлению нетрадиционного оборудования (массажных ковриков, ребристых дорожек) для профилактики плоскостопия
Совместная работа с семьёй по вопросам оздоровления даёт положительные результаты. Родители становятся не только зрителями и наблюдателями, а активными участниками различных оздоровительных мероприятий. Формируется созидательная позиция не только к здоровью ребёнка, но и к своему.
Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровье сберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей, развитии способностей, формировании ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Особенно эти положения ценны в работе дошкольного учреждения с приоритетным направлением в физкультурно–оздоровительной работе. Ведь создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за здоровье ребёнка.