Наталья Иванова
Педагогическая деятельность воспитателей семейного детского сада по воспитанию детей раннего возраста (часть 3)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие предметных действий и умственное развитие ребенка в раннем детстве в условиях семейного детского сада
По утверждению Д. Б. Эльконина раннее детство — это период формирования собственно предметных действий, период усвоения общественно выработанных способов употребления предметов. Впервые именно в раннем детстве эти способы выступают перед ребенком как действительность, которой он должен овладеть. Овладение этой новой сферой действительности невозможно без грамотного руководства взрослых. Раннее детство является периодом становления первичных форм наглядно-действенного мышления, возникающих в процессе замены ручных операций орудийными, в результате усвоения ребенком общественных способов употребления вещей, т. е. предметных действий. О. Е. Смирнова в своем учебнике «Детская психология» резюмирует: «…в раннем возрасте изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка. Ситуативно-деловое общение со взрослым становится формой и средством организации предметной деятельности ребенка. Взрослые становятся не просто источником предметов и помощниками в манипуляциях ребенка, но участниками его деятельности и образцом для подражания. Возникает совместная деятельность ребенка и взрослого. Ведущей становится предметная деятельность, в которой ребенок осваивает общественно выработанные способы действия с предметами. В рамках предметной деятельности в раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка по нескольким линиям, среди которых главными являются речь, наглядно-действенное мышление, начало символической игры, самосознание.»
Публикация «Педагогическая деятельность воспитателей семейного детского сада по воспитанию детей раннего возраста (часть 3)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Темочки
В рамках педагогической работы, направленной на развитие у детей предметной деятельности и познавательных способностей, можно выделить несколько направлений, каждое из которых предполагает постановку специальных задач и использование соответствующих методов их реализации.
Развитие культурно нормированных специфических и орудийных действий. Для решения этой задачи необходимо приучать ребенка к самообслуживанию с года жизни в ходе обычных бытовых процедур и специально организованных занятий.
Важнейшим показателем развития предметной деятельности является познавательная активность ребенка, которая проявляется в любознательности, стремлении к получению новых впечатлений. Воспитатель должен вызвать и поддержать познавательную активность, побудить малыша к самостоятельному экспериментированию.
Развитие у детей восприятия и мышления – следующее направление педагогической работы в рамках развития предметной деятельности. Этому способствуют специально организованные занятия с различными пирамидками,
матрешками, пазлами из 2 – 4 частей.
Манипулируя с ними, малыш думает.
В ходе соотносящих действий совершенствуются восприятие, память, внимание.
Задача к концу раннего возраста: формирование у детей самостоятельности и целенаправленности в предметной деятельности.
Для формирования у ребенка целеустремленности, стремления к самостоятельности необходима помощь взрослого: целесообразно использовать игрушки, действия с которыми предполагают наличие образца (фигурные пирамидки,
кубики с картинками,
простые конструкторы
др.)
Особенности педагогической работы с детьми раннего возраста
Низкая эффективность вербальных методов воспитания. Ребенку легче понять словесные предложения взрослого, если они включены в контекст реальных действий, высказываются доброжелательным тоном, сопровождаются ласковыми прикосновениями, взглядами в глаза (зрительный, физический контакт).
Ограничения познавательной активности малышей должно касаться только опасных для их жизни и здоровья объектов.
Повседневные домашние дела
Включение детей в обычные дела также способствует познавательному развитию и овладению предметными действиями. Подметая пол, поливая цветы, убирая игрушки, малыши осваивают разнообразные действия и знакомятся с новыми понятиями. Но, самое важно, что у детей формируются предпосылки трудовой деятельности, что является необходимым элементом нравственного воспитания личности человека.
Некоторые игры, направленные на развитие практических и орудийных действий, осуществимые в домашних условиях
Подвижные игры с мячами и воздушными шарами. Основная цель этих игр – научить детей удерживать в руках круглые предметы разного объема, осуществлять броски разной дальности и точности.
- «Мячик катись (лети)».
В игре можно использовать мячи разного размера, а тряпочные мячики легко подкидывать и ловить.
- В игре «Кегли» (как вариант) можно использовать фигуры одного
цвета для формирования элементарных математических представлений.
- Игры с разноцветными воздушными шарами способствуют созданию радостной атмосферы в доме и способствуют формированию хорошего настроения у детей.
Игры с каталками, тележками, машинками.
ходе этих игр дети учатся захватывать ручки тележек, каталок, веревочку, к которой привязана машинка или лошадка, управлять движением предмета, меняя его скорость и направление, координировать свои движения и движения предмета.
Игры с сачками, удочками, черпачками.
Орудия, с
помощью которых дети будут извлекать предметы, должны быть разные по размеру и свойствам. Можно организовывать игры с использованием воды, а, также, без нее.
Игры с конструкторами. Конструирование – одно из самых любимых занятий детей. В играх с конструкторами малыши учатся вкладывать, сцеплять, совмещать детали. Игры с конструкторами способствуют развитию крупной и мелкой моторики, умственных и творческих способностей. Очень важно, чтобы дети имели возможность свободно манипулировать деталями конструктора, самостоятельно открывая способы их крепления, создавая разнообразные фигурки и постройки.
Начинать знакомство детей конструированием нужно как можно раньше, используя конструкторы с крупными деталями.
В домашних условиях удобно хранить конструкторы в пластиковых прозрачных контейнерах. Магнитные конструкторы с крупными деталями для плоскостного конструирования можно расположить и использовать на холодильнике. У детей 2 - 3 лет (в период формирования сюжетно – отобразительной игры) удобно использовать различные сюжетные конструкторы.
Для развития орудийных действий в домашних условиях можно также организовывать игры с замочками, застежками; игры с лентами, веревочками ;
игры с молоточками, колышками
или с детскими инструментами;
игры с лопатками и совочками.
Список используемой литературы:
-Эльконин Д. Б. "Детская психология" издательский дом "Академия", 2007
-Смирнова Е. О. "Детская психология" СПб, Питер, 2009
-Смирнова Е. О., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. "Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста 1 - 3 лет" издательство "Мозаика - синтез", Москва, 2008
Фотографии воспитанников раннего возраста из личного архива воспитателя семейного детского сада Ивановой Натальи Анатольевны