Светлана Флегонтова
Конспект по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! У нас в группе проводится годовой проект «Идем дорогами добра» по патриотическому воспитанию. В рамках этого проекта осуществляются проекты «Моя семья», «Мой любимый край родной – Югра», «Мой поселок Излучинск», «Моя Родина – Россия». Родители вместе с детьми готовили презентации по этим проектам. Педагоги группы проводили свою деятельность с воспитанниками. У нас накопился большой материал, который я представила совсем недавно на открытом мероприятии по нравственно – патриотическому воспитанию старших дошкольников через использование методов проектирования для педагогов своего детского сада. Предлагаю вам конспект НОД на этом мероприятии.
Публикация «Конспект по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию старших дошкольников. 2016 г.
Тема: «Идем дорогами добра».
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Цель: Формирование нравственно-патриотических норм и ценностей у старших дошкольников (формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки) через использование методов проектирования.
Задачи:
Формировать у детей представления об образе Родины, родного края, поселка, семьи, наполнить их значимым для детей эмоционально – насыщенным содержанием.
Развивать связную речь у детей. Формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.
Развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Активизировать мыслительные процессы у детей, посредством участия в игровых ситуациях. Развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Совершенствовать умение участвовать в русских народных подвижных играх; Обеспечить двигательную активность в ходе проведения дидактических, народных игр;
Воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес, эмоционально-положительное отношение к главным символам страны, родного края, поселка.
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, доброжелательное отношение к окружающему, эмоциональную отзывчивость, желание и готовность помочь другим.
Способствовать активному сотворчеству детей и их родителей в проектной деятельности.
Материально- техническое обеспечение:
аудио-, видеосистемы, фотоаппаратура, интерактивная доска;
библиотека для детей и родителей с подбором литературы по нравственно – патриотическому воспитанию старших дошкольников;
наглядный материал по теме (дидактические пособия, иллюстрации, фотографии, открытки) в патриотическом уголке группы;
выставки рисунков, поделок о поселке, Югре, России.
Аудиозапись хантыйских колыбельных песен Марии Вагатовой - Волдиной.
Детская хантыйская люлька, кукла Окся.
Аудиозапись музыки для игры: «Сидит ворон на дубу».
Предварительная работа:
Беседы и рассматривание с детьми иллюстраций, дидактических пособий о семье, Излучинске, ХМАО - Югре, России в патриотическом уголке группы.
Подготовка презентаций семьями по проектам: «Моя семья», «Мой любимый поселок – Излучинск», «Край любимый, край родной – Югра», «Россия – Родина моя».
Подготовка добрых пожеланий детьми для родителей, своей семьи в виде цветка. Каждый ребенок придумывает пожелание, педагоги записывают на цветке, дети изготавливают цветок аппликативным способом из цветной бумаги.
Рисование, лепка, изготовление поделок детьми вместе с родителями, педагогами группы.
В совместной деятельности - разыгрывание игр народов разных национальностей, чтение художественной литературы.
Словарь: глобус, Родина, флаг, двуглавый орел, гимн, Ханты – Мансийский округ – Югра, народы ханты и манси, колыбельная, люлька, народы разных национальностей, хантыйские орнаменты, Нижневартовский район, поселок Излучинск, Нижневартовская ГРЭС, добро, любовь, защита.
Вводная часть: дети заходят в группу вместе с воспитателем и приветствуют гостей:
Придумано кем – то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро - солнцу и птицам,
Доброе утро – улыбчивым лицам.
Воспитатель показывает глобус : дети, что это такое?
Дети: глобус, планета земля.
Воспитатель : Правильно, так наша планета Земля выглядит в космосе. Дети, на планете много разных стран, но какая страна самая большая. Как она называется?
Дети: Россия.
Воспитатель : (показ слайда – «детская» карта России) Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7дней, а на самолёте лететь целый день или целую ночь.
Воспитатель : Россия - наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, слово «Родина»?
Дети: страна, где мы родились и живем.
Воспитатель : Правильно. Родина у каждого человека одна. Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра и братья. В народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?
Дети: Береги Родину, как зеницу ока,
Человек без Родины, что соловей без песни.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Родину-мать учись защищать.
Жить – Родине служить… .
Воспитатель : все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению её защищать от врагов.
Ребята, Марина Б. может нам рассказать о России, они всей семьей собирали материал и сделали презентацию.
(Показ презентации семьи Марины Б.)
Марина Б. рассказывает:
У России есть главные символы: флаг состоит из трех полос – белой, синей и красной, герб – двуглавый орел, гимн – это главная песня страны. Столица России – город Москва. Президент страны – Путин Владимир Владимирович. У России замечательная природа, но, особенно, она славится русскими березами …. Я горжусь своей страной – Россией.
Воспитатель : Молодец, Марина очень хорошо рассказала о России. Ребята, а почему мы должны гордиться и любить Россию?
Дети: Потому, что Россия самая большая страна, потому что мы в ней живем, потому что в России красивая природа, потому что это наша Родина. Если с нами что – то случится, она нас защитит..
Воспитатель : Россия славится народным искусством, изделиями, песнями, танцами, играми. Давайте поиграем в русскую народную хороводную игру: «Сидит ворон на дубу».
Дети с воспитателем ведут хоровод, поют приговаривая:
Ой, ребята, та-ра-ра,
На горе стоит гора,
А на той горе дубок, (идем в круг)
А на дубе воронок, (встали в большой круг)
Ворон в красных сапогах, (наклоняются, показывают сапоги)
Позолоченных серьгах, (показывают руками круговыми движениями вокруг уха - серьги)
Черный ворон на дубу.
Он играет во трубу, (показывают трубу, играют на ней до конца песни)
Труба точеная, позолоченная.
Труба ладная, песня складная.
В середине хоровода стоит ребенок в шапочке ворона, выполняет движения – махи крыльями, как птица. По окончании песни, ворон вылетает из круга, бегает вокруг и тот, кого задевает, становится вороном.
Воспитатель : дети, в России много областей, краев, округов, а как называется округ, в котором мы живем?
Дети: Ханты – Мансийский автономный округ, Югра.
Воспитатель : семья Марьяны Х. подготовила презентацию о Югре, сейчас Марьяна нам ее представит.
Марьяна Х. рассказывает:
Наш округ называется – Югра. В округе проживают народы ханты и манси и еще много разных народов. Ханты и манси разводят оленей, живут в чумах. У них одежда украшена орнаментами. В Югре добывают нефть и газ…. Мне нравится красивая природа нашего края.
Воспитатель : Марьяна прекрасно рассказала о нашем округе. Ребята, а хотелось бы вам услышать колыбельные песни, которые пели мамы детям хантов и манси.
Дети: да.
Воспитатель : Еще в древности для ребенка на Руси изготавливали люльку из дерева, у хантов и манси для холодного времени года люлька тоже была из дерева, а в теплое время года изготавливалась из бересты и она была легкой.
Ее украшали орнаментом «Глухарка сна», считалось, что этот орнамент оберегает сон младенца. Мы сегодня покачаем хантыйскую люльку и будем в ней усыплять куклу Оксю под колыбельную «Тей, тей – рапс, рапс», которую споет народная хантыйская сказительница и поэтесса Мария Вагатова – Волдина.
Дети садятся на стульчики. В это время воспитатель заворачивает куклу в пеленку и кладет ее в хантыйскую люльку. Передает люльку с куклой укачивать детям.
Включается аудиозапись колыбельной «Тей, тей, рапс,рапс!» :
Тей, тей, рапс, рапс.
Мой сыночек расти!
Тей, тей, рапс, рапс.
Моя доченька расти!
Тей, тей, рапс, рапс.
Красивые, добрые дела делать.
Маленькие ручки пусть руками станут.
Тей, тей, рапс,рапс.
Маленькие ножки пусть ногами станут.
Тей, тей, рапс,рапс.
Чтобы водные, лесные,
Красивые тропы проложить,
Маленькие ножки
Пусть быстрее сильными ногами станут.
Тей, тей, рапс, рапс.
Мой сыночек расти!
Тей, тей, рапс, рапс.
Моя доченька расти!
Тей, тей, рапс, рапс.
Дети укачивают люльку с куклой, передавая ласково ее друг другу.
Воспитатель берет люльку с куклой у детей: Молодцы, ребята, как вы нежно и ласково ее качали, что кукла Окся сразу сладко заснула.
В Ханты – Мансийском округе находится Нижневартовский район, а в нем наш поселок. А как он называется?
Дети: поселок Излучинск.
Воспитатель : Семья Вадима П. подготовила интересную презентацию о нашем поселке, сейчас Вадим ее представит.
Вадим П. рассказывает:
Наш поселок называется Излучинск. Рядом протекает река Вах. На ней стоит Нижневартовская ГРЭС, она вырабатывает электрический ток, поэтому в домах светло и тепло. В поселке есть парк, много детских площадок, где мы любим, гулять и отдыхать. Я рад, что живу в Излучинске.
Воспитатель : я думаю, что названия улиц нашего поселка вы знаете, поэтому предлагаю вам игру «Да – Нет». Я называю улицу, если вы знаете, что эта улица в нашем поселке есть, то вы хлопаете в ладоши и говорите «Да». Если такой улицы нет, то вы говорите «Нет» и топаете ногами.
Воспитатель называет улицы поселка:
таежная, морская, строителей, набережная, шоколадная, школьная, энергетиков, московская, молодежная, светлая, детская, лучистая, радужная, пионерная.
Воспитатель : Молодцы, дети! Вы очень хорошо знаете улицы нашего поселка. У нас в Излучинске много домов, а в домах прекрасные квартиры. И в каждой квартире живет семья. О своей семье решила рассказать и показать презентацию Аня Ч.
Аня Ч. рассказывает:
У меня есть мама и папа, они меня очень любят. Еще есть сестренки, которые учатся в школе. Мама любит печь вкусные пироги, готовить вкусные обеды. Папа часто катает нас на машине. Нам нравится всей семьей отдыхать в отпуске. Я люблю свою семью.
Воспитатель : Молодец Аня. Нам понравился твой рассказ. Ребята, а вы любите свою семью, своих пап и мам?
Дети: да.
Воспитатель : А как можно выразить свою любовь к маме и папе? Какими делами, поступками, словами?
Дети: не обижать маму и папу, помогать по дому, говорить им добрые слова, пожелания; дарить подарки и готовить сюрпризы… .
Воспитатель : У меня растет дерево, дерево волшебное, оно называется дерево Доброты. Давайте ваши добрые пожелания для мам и пап повесим на наше дерево, а родители посмотрят и, конечно, обрадуются, будут вас любить еще сильнее.
Подготовка добрых пожеланий детьми, делается заранее в виде цветка. Каждый ребенок придумывает пожелание, педагоги записывают на цветке, дети изготавливают цветок аппликативным способом из цветной бумаги).
Воспитатель : Ребята, посмотрите на дерево доброты, какое оно стало?
Дети: красивое, прекрасное, веселое, интересное, доброе, хочется под ним посидеть, обнять за ствол, водить вокруг него хороводы… .
Воспитатель : Расцвело оно от ваших добрых пожеланий. А вы хотели бы, чтобы расцветала наша страна – Россия, Югра, наш поселок Излучинск.
Дети: да!
Воспитатель : А, что мы можем сделать для страны, нашего родного поселка и края?
Дети: делать добрые дела; беречь и защищать природу, животных; не обижать друг друга, помогать друг другу, заботиться о пожилых людях, инвалидах; строить новые дома, школы, детские сады, больницы….
Воспитатель : Чем больше мы будем делать добрых дел, тем лучше и счастливее будет наша жизнь в поселке и родной стране. Я думаю, что вы станете достойными гражданами нашей страны, будете любить Россию, гордиться ею и беречь.
В заключении ребенок рассказывает стихотворение о «Берегите Россию».
Берегите Россию
Без неё нам не жить
Берегите её
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой
Всею нашей судьбой
Берегите Россию
Нет России другой.
Литература:
1. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно – исследовательской деятельности / авт. -сост. Н М. Сертакова, Н. В. Кулдашова. – Волгоград : Учитель, 2016. – 116 с. ФГОС ДО: практика реализации.
2. Артемов В. В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж 2005.
3. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
4. Маханева М. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
5. Смирнова О. Е. Проектная деятельность в дошкольном учреждении. М., 2009.
6. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду / Л. Л. Тимофеева. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.
7. Штанько И. В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
8. Алешина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом» – М. : ТЦ Сфера.
9. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание» – М. : ЦГЛ, 2004.
10. Интернет – ресурсы.