Елена Постнова
Работа по ЗОЖ в младшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по ЗОЖ в младшей группе детского сада.
Сегодня основная цель работы нашего образовательного учреждения – предоставить ребенку наиболее благоприятные здоровьесберегающие условия для развития, которые характеризуются психолого-педагогическими условиями воспитания и обучения, содержанием и методами, характером взаимодействия педагогов с детьми и построением развивающей среды.
Публикация «Работа по ЗОЖ в младшей группе детского сада» размещена в разделах
Учитывая все факторы формирования организма ребёнка, индивидуальные особенности детей, коллективом нашего дошкольного учреждения, в сфере охраны и укрепления здоровья детей, решаются следующие задачи:
• Охранять и укреплять здоровье детей:
• Совершенствовать их физическое развитие.
• Повышать сопротивляемость защитных свойств организма.
• Улучшать физическую и умственную работоспособность.
• Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
• Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры.
• Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
• Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки.
• Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
• Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
Для реализации задач намеченных образовательной программой созданы следующие условия:
- Имеется зал для физкультурных занятий, который оборудован необходимым инвентарё м: гимнастическая скамейка, спортивные маты, гимнастическая стенка, имеются в наличии резиновые мячи, обручи, мешочки с песком, канат, кегли и другое необходимое оборудование, гимнастические мячи, скакалки.
- В группах имеются маски для проведения подвижных игр, игр-забав. Уголки движения (спортивные уголки, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
- Имеется подборка игр для развития основных видов движения, физкультминуток и пальчиковых игр.
В нашем ДОУ проводится комплекс закаливающих мероприятий:
• Соблюдение температурного режима в течение дня;
• Правильная организация прогулки и её длительность;
• Соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние здоровья детей;
• Мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди (индивидуально);
• Ходьба по сырому песку (летом, коврику (в межсезонье);
Большое внимание уделяется питанию. Детей кормят витаминными салатами, соками, фруктами. Каждая минута пребывания ребёнка в д/саду должна способствовать укреплению здоровья детей. Эта задача решается также в следующих направлениях:
• привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
• обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
• формирование элементарных представлений об окружающей среде;
• формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
• формирование представлений о том, что полезно, и что вредно для организма;
• выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения;
• обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования четко прописано, что для обеспечения физического развития ребенка необходимо становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [18].
Для проведения успешной работы в направлении формирования у воспитанников представлений о здоровом образе жизни, педагогами ДОУ№83 в системе проводится следующая работа :
1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.
• Оздоровительная гимнастика.
• Игры – релаксации.
• Ходьба по массажным дорожкам.
• Привитие детям гигиенических навыков.
• Простейшие навыки оказания первой помощи (при ушибах и ссадинах).
• Физкультминутки во время занятий.
• Функциональная музыка.
• Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры.
• Массовые оздоровительные мероприятия.
• Упражнения для глаз.
• Кружок «Весёлый мяч».
• И т. д.
2. Работа с семьей.
• Пропаганда здорового образа жизни.
• Консультации.
• Индивидуальные беседы.
• Выступления на родительских собраниях.
• Выставки.
• Проведение совместных мероприятий.
3. Работа с педагогическим коллективом.
• Проведение семинаров – практикумов.
• Консультации.
• Выставки.
• Посещение мастер-классов, воспитательных мероприятий и занятий, направленных на здоровьесбережение.
4. Создание условий и развивающей среды.
• Изготовление нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
• Подбор картотек подвижных, пальчиковых и дидактических игр.
• Разработка отдельных оздоровительных комплексов.
• Пополнение среды мягкими модулями
Чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму, мы считаем, что именно со старшего дошкольного возраста необходима углубленная работа по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной педагогической задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Образовательная деятельность кружковой работы включает в себя, как теоретическую, так и практическую часть.
Теоретическая часть:
Беседы с детьми;
Рассказ педагога;
Составление рассказов детьми;
Просмотр телефильмов и мультфильмов и т. д.
Практическая часть:
Выполнение физических упражнений;
Встречи с интересными людьми;
Рассматривание иллюстраций;
Решение проблемных ситуаций;
Приготовление салатов;
Сюжетно-ролевые игры;
Художественное творчество и т. д.
В течении 2015-2016 учебного года с детьми были проведены такие мероприятия, как «Одежда и здоровье», «Полезные продукты», «Правильное питание», «Личная гигиена», «Какой ты?», «Внешние органы человека» (слух, обаняние, осязание, «Врачи – наши помощники», «Как вести себя во время болезни», «Друзья-вода и мыло», «В здоровом теле- здоровый дух».
Таким образом, происходит формирование у детей основ здорового образа жизни, обучение детей основам здорового образа жизни, формирование осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью так и здоровью окружающих. А значит, работа в данном направлении идет в соответствии с требованиями ФГОС ДО.