Мария Алейник
Пути взаимодействия учителя-логопеда с семьёй в целях создания единого коррекционно-образовательного пространства
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые родители! Зовут меня Мария Михайловна, работаю я в должности учителя – логопеда. Логопедическая работа входит в блок коррекционно – педагогической деятельности, направленной на реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Для достижения положительной динамики в развитии детей с ОВЗ необходимо взаимодействие не только между педагогами внутри детского сада, но и тесное сотрудничество с семьёй, которое позволит нам скоординировать наши педагогические воздействия на ребёнка, выработать единые требования к организации и проведению логопедических занятий, создать оптимальные условия для развития детей. Необходимость такого тесного сотрудничества обусловлена прежде всего особенностями развития наших малышей и заключается в том, что у детей со зрительной депривацией (недостаточностью) очень часто развиваются вторичные дефекты и, как правило, этими вторичными дефектами являются нарушения речи. Механизм этих нарушений таков, что при пониженной остроте зрения страдает зрительное восприятие и, как следствие, ребёнок не в полном объёме воспринимает предметы и явления окружающего мира, не вычленяет отдельные детали целого, не выделяет качества и свойства предметов. У детей недостаточный сенсорный (чувственный) опыт, и как следствие – их словарный запас ниже показателей возрастной нормы; то есть, нет образа – нет понятия – нет слова. А тем более, если учесть, что речь детей дошкольного возраста является выражением наглядно – образного мышления, становится понятно, насколько необходимо формировать у них образные представления. Недостаточный словарный запас приводит к тому, что у детей не в полном объёме усвоены грамматические категории словообразования и словоизменения (особенно у дошкольников с общим недоразвитием речи, которое характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы) Дети неправильно употребляют в речи падежные формы слова; опускают, сокращают или заменяют предлоги, допускают ошибки в согласовании существительных с другими частями речи, испытывают затруднения при выполнении заданий на подбор слов, противоположных или схожих по смыслу, на образование относительных и притяжательных прилагательных, разумеется, на чисто практическом уровне. Лексико – грамматическое недоразвитие речи у детей становится тормозом на пути к овладению связной речью. А несформированность фонематических процессов (неумение различать звуки речи) затрудняет овладение детьми звуко - слоговым, звуко - буквенным анализом. Естественно, такому ребёнку трудно учиться в школе, и наша с Вами задача научить ребёнка принимать помощь взрослого, выполнять его инструкции, сформировать достаточный уровень осознанной саморегуляции познавательной деятельности, задействовать компенсаторные возможности ребёнка и таким образом компенсировать имеющиеся нарушения в развитии, доведя уровень речевого развития до возрастной нормы. Чтобы у Вас не возникли сомнения по поводу необходимости такой работы и важности нашего взаимодействия, я, как доказательную базу, приведу Вам в пример высказывание великого русского педагога К. Д. Ушинского, который говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития, сокровищницей всех знаний. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ребёнку высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее происходит развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др)
Публикация «Пути взаимодействия учителя-логопеда с семьёй в целях создания единого коррекционно-образовательного пространства» размещена в разделах
Какие же пути взаимодействия будут способствовать достижению положительной динамики в работе по коррекции речевых нарушений Вашего ребёнка? Прежде всего это:
• Выполнение домашних заданий логопеда в индивидуальных тетрадях для логопедических занятий
• Обучение родителей методам и приёмам коррекционного воздействия на практических семинарских занятиях.
• Консультирование родителей по актуальным вопросам речевого развития детей.
• Посещение родителями логопедических занятий учителя-логопеда.
•
А самое главное – взаимопонимание, доверие и общее стремление к успеху!