Болгова Ирина
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в волшебную страну Стекляндию»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему : «Путешествие в волшебную страну «Стекляндию» для детей средней группы с использованием личностно – ориентированных, здоровьесберегающих, игровых, ИКТ технологий
Болгова Ирина Ивановна, воспитатель
станица Анастасиевская
2018 год
Тема: «Путешествие в волшебную страну «Стекляндию»
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию „Путешествие в волшебную страну Стекляндию“» размещена в разделах
Цель: развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со стеклом.
Программные задачи
1. Обучающие:
- познакомить детей с рукотворным материалом – стекло; с историей появления стекла, с профессией стеклодув;
- уточнить и расширить представление детей о свойствах стекла путем
обследования предметов, используя все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный;
- опытным путем определить качество стекла : прозрачное, твердое, звонкое, хрупкое.
2. Развивающие :
- содействовать развитию познавательных процессов, развитию наблюдательности, развитию речи детей;
- обогащать и активизировать речь детей прилагательными: прозрачное - матовое, гладкое – шероховатое, хрупкое; глаголом - звенит.
3. Воспитательные:
- воспитывать бережное обращение с предметами, изготовленными из стекла, уважение к труду взрослых;
- воспитывать умение выслушивать товарища;
- воспитывать дружеские взаимоотношения.
Наглядный материал:
стеклянные предметы разных цветов: вазы, елочные игрушки, лампочки, графин, очки, хрустальные фужеры, пипетка, градусник, ноутбук, Д/и «Что лишнее».
Раздаточный материал:
стаканы стеклянные, пластмассовые, палочки деревянные по количеству детей.
Предварительная работа:
1. Знакомство с содой, мелом, песком.
2. Отгадывание загадок
3. Организация выставки стеклянных предметов.
I. Организационный момент
Педагог: Дорогие ребята! Посмотрите, сколько гостей пришло к нам на занятие. Давайте поприветствуем их.
- Здравствуйте, гости! Здравствуйте дети!
Мы вам подарим улыбку свою.
Вы улыбнулись и это прекрасно
Значит, гостить будем здесь не напрасно!
II. Ход непосредственно - образовательной деятельности.
Педагог: У меня для вас есть сюрприз, 1-2-3, посмотри. Дети, посмотрите внимательно, как много здесь красивых предметов.
Назовите их. Как одним словом назвать эти предметы? Дети называют предметы, стоящие на столе и обобщающее слово - игрушки.
Педагог: Вам нравятся эти предметы? Да. Нравятся.
- Мне тоже нравятся, даже хочется с ними поиграть.
Игра «Назови лишнее»
Дети называют общий признак, из какого материала они сделаны – все предметы сделаны из стекла, и определяют, какой предмет лишний и почему, например: деревянная машинка - лишняя
- Все предметы сделаны из стекла, а машинка из дерева
Педагог: Правильно, все предметы сделаны из стекла. А если они сделаны из стекла, можно сказать, какие предметы? - Стеклянные
Педагог: Да, делает эти предметы мастер из стекла. Но где он берет материал?
1. Может быть, стекло создала природа и добывают его в поле, лесу, воде, горах, под землей и др. ?
2. Может быть стекло сделано руками человека?
Дети высказывают свои предположения.
Педагог: Стекло изобрели люди, оно сделано руками человека. Хотите узнать, как, из чего делают стекло? Предлагаю отправиться в путешествие в волшебную страну «Стекляндию», в которой вы узнаете много интересного.
Для этого надо выбрать самый быстрый транспорт.
Дети выбирают транспорт.
Педагог. Предлагаю добираться на сказочном транспорте. Пусть это будут наши стульчики. Мы скажем волшебные слова, и наши стульчики перенесутся в волшебную страну.
Дети говорят волшебные слова :
Раз, два, три,
Стульчик мой, лети.
Дети закрывают глаза, имитируют движения стульчика, «приземляются».
Педагог: Стоп, остановка «Стекляндия"! Я расскажу вам о том, как жили люди в давние времена. С использованием ИКТ
Раньше бедные люди жили в небольших домиках, а богатые в замках и больших просторных домах.
Окна в домах были маленькие, и чтобы в дом не попала непогода в, них вставляли пропитанную маслом бумагу или натягивали бычий пузырь.
Но однажды мастер насыпал в глиняный горшок песок, золу, мел и поставил на огонь. И получилось "чудо" после долгой варки – блестящее, прозрачное тесто. При помощи глиняной палочки с отверстием внутри он выдувал стеклянные пузыри так же, как дети выдувают мыльные пузыри. Как-то раз у мастера получился очень большой шар, который он смог разрезать и развернуть на столе. Так получилось первое стекло для окна. С той поры прошло много лет. Вначале стеклянные окна в домах были только у богатых людей. Но потом люди придумали специальную машину для изготовления стекла. Поэтому в наших домах у всех есть стеклянные окна.
Человека - мастера, который работает со стеклом, называют стеклодув. Стеклодув – трудная профессия, мужская и ею может овладеть не каждый мужчина. Завод, на котором производят стекло, называется - стекольный.
Загадка:
Не влетят в наш домик мошки.
И тепло нам и светло.
Очень прочное в окошке
И прозрачное (стекло)
Как окна помогают людям? Отчего спасают (От снега и дождя, насекомых).
Динамическая пауза «Отражение в стекле»
- Ребята, зеркало – это тоже стекло с одной стороны покрыто серебром и имеет свойство отражать предметы
(Воспитатель показывает различные фигуры, дети, как отражение, повторяют их. Звучит музыка.)
Ну а сейчас пройдём в нашу лабораторию и немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать о секретах, свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить и выучить одно самое главное правило обращения со стеклом.
Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат – совок
И для мусора бачок –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
Эксперимент № 1
Педагог: Дети посмотрите у меня в руках стеклянная ёлочная игрушка. Если я неосторожно её выроню из рук, что с ней произойдёт?
- Игрушка разобьётся.
- Правильно, игрушка разобьётся на мелкие осколки, с острыми краями, о которые можно пораниться. Уронить игрушку?
- Нет, не надо её ронять, игрушка красива, блестящая, ею можно украсить новогоднюю ёлку.
Педагог: Стеклянные предметы не прочные, легко бьются. Что можно сказать о стекле, какое оно?
- Стекло бьётся. Стекло хрупкое.
Демонстрация картинки – символа : разбитое стекло, веник и совок
Педагог: Запомните, что со стеклом надо работать аккуратно и бережно. А теперь займите свои места, рассмотрите предметы на столе.
Эти предметы тоже изготовил мастер-стеклодув, выдувая стеклянные пузыри и придавая им разную форму, он получил флаконы для духов, посуду, бусины, камешки из стекла, вазы.
Эксперимент № 2
Дети – помощники кладут в прозрачный стакан цветные камешки, остальные определяют цвет камешков, тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.
- Ребята посмотрите на стаканчик? А как вы узнали, что в стакане цветной шарик? (потому, что стекло прозрачное).
- Стекло прозрачное, поэтому из него делают оконные стёкла. Где ещё используют это свойство? (стёкла в машинах, градусниках, аквариумах и т. д.)
Демонстрация картинки – символа : апельсин
Эксперимент № 3 Все дети
Педагог: Возьмите в руки один предмет. Попытайтесь его согнуть. Получилось?
Нет, не получилось.
- Воспитатель: Что можно сказать о стекле? Какое оно?
- Не гнётся, стекло твёрдое.
- Воспитатель: Правильно, стекло твёрдое, какие ощупь стеклянные предметы :
- гладкие,
- холодные (приложите к щеке, тёплое или холодное стекло,
- ребристые,
- скользкие (погладьте его рукой)
Демонстрация картинки – символа : рука
Эксперимент № 4 Помощники
Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для чего в стакан наливает воду, убеждаются, что стекло не пропускает воду, т. е. оно водонепроницаемо.
- Что еще можно наливать в стеклянную посуду? (молоко, компот, духи, лекарство и др.)
Демонстрация картинки – символа : вода в стакане
Эксперимент № 5 Все дети
Педагог: Предлагаю слегка ударить карандашом по стеклянному предмету и послушать, как оно звучит (стекло издаёт звонкий звук.)
- Стекло может быть разной толщины, поэтому оно отличаются прочностью ( показывает несколько примеров: тонкий, толстый, хрустальный.)
Демонстрация картинки – символа : колокольчик
Педагог: - Пора нам возвращаться в детский сад
Дети говорят волшебные слова :
Раз, два, три,
Стульчик мой лети.
Дети закрывают глаза, имитируют движения стульчика, «приземляются»
в детском саду.
- Что интересного узнали о стекле?
- Стекло и все стеклянные предметы созданы руками людей;
- уважать их тяжелый труд;
- помнить о бережном отношении к этим предметам.
- Педагог: Подрастете, может быть, кто-то захочет стать мастером-стеклодувом, узнать больше о свойствах стекла. Вечером, когда придёте домой, расскажите своим родителям, друзьям о том, что вы сегодня увидели и узнали.
III. Рефлексия:
- Понравилось ли вам путешествие, выберите соответствующий смайлик.