Марина Мартыненко
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в страну Выдумляндию»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Веселоярский детский сад «Сказка»
«Путешествие в страну Выдумляндию»
Конспект организованной образовательной деятельности
по образовательной области
«Речевое развитие»
Из опыта работы
Мартыненко М. Д. ,
воспитателя
высшей квалификационной
категории
Рубцовский район, 2022
Конспект ООД
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию „Путешествие в страну Выдумляндию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2022
ФИО педагога: Мартыненко Марина Дмитриевна
Образовательная область : «Речевое развитие» Возрастная группа: подготовительная
Тема занятия: «Путешествие в страну Выдумляндию»
Цель: Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумывать свои небылицы.
Задачи:
Образовательные :
- формировать понятие небылица, отметить её особенности;
- учить устанавливать простые закономерности; замечать нелогичность высказываний; умение находить в тексте небылицы;
- упражнять в умении подбирать слова антонимы.
Развивающие :
- развивать диалогическую речь, словотворчество, умение придумывать новые слова из двух известных, способность самостоятельно делать умозаключения;
- развивать внимание, память, образное мышление, творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к устному народному творчеству, к художественному жанру «Небылицы»;
- воспитывать умение слушать педагога и сверстников;
- воспитывать культуру общения (учить выслушивать и не перебивать собеседника).
Здоровьесберегающие:
- укрепление здоровья детей;
- содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма;
- повышение умственной и физической работоспособности.
Дидактический материал и оборудование для занятия:
- рисунки: «Транспорт», «Волшебный транспорт»;
- карта Выдумляндии;
- магнитная доска;
- карточки для моделирования небылицы;
- буквы и картинки для оформления и обозначения островов;
- музыкальное сопровождение;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- ноутбук;
- бейджики с именами детей.
Интеграция:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
1. Организационный момент, начало занятия:
Цель: Установление контакта с детьми, создание положительной мотивации.
Задачи:
1. Привлечь детей к совместной деятельности;
2. Активизировать мыслительную деятельность детей;
3. Поддержать интерес и желание к совместной деятельности.
Воспитатель заходит в группу и приветствует детей.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Дмитриевна. Я приехала к Вам в гости из «Сказки». Да-да, вы не ослышались. Именно из «Сказки». Потому, что я работаю в детском саду, который называется «Сказка». И сегодня я бы хотела с вами поиграть. Вы не против? Давайте сразу договоримся о некоторых правилах. Говорить надо по очереди, не перебивая друг друга, не выкрикивая ответы, давая возможность высказаться товарищу.
Сегодня по дороге к вам я встретила очень веселого человечка. Это был маленький мальчик, и он очень громко смеялся… Я спросила у него: «Что тебя так развеселило?», а он мне в ответ:
«Между небом и землёй поросенок рылся,
И нечаянно хвостом к небу прицепился».
Я, конечно, ничего не поняла, а он продолжает:
«А моя сестрица – такая мастерица:
Решетом воду носит, топором траву косит».
И тут мы стали смеяться с ним вместе.
А что это вы смеётесь, вам тоже смешно? А почему? Так не бывает? Его истории – это выдумка, то чего не бывает в настоящей жизни. И называют их небылицы.
Я спросила у мальчика: «А где это ты научился сочинять небылицы?»
А он мне ответил: «На сказочном острове небылиц, который находится в волшебной стране Выдумляндия»
Говорят, что есть на свете
Выдумляндия-страна,
И живут в ней только дети.
Где находится она?
За морями? За лесами?
Может даже на Луне?
Это можете вы сами,
Позже выяснить вполне
Выдумляндские детишки –
Удивительный народ,
Все они чуть-чуть врунишки:
Кто пошутит, кто приврёт.
Каждый может, без сомненья,
Вам такое рассказать,
Что у вас от удивленья,
Станут «круглыми» глаза.
В той стране совсем нет денег,
Только фантики конфет,
Не спеша течёт там время,
И Правительства там нет.
Там ребятки-выдумлятки
Фантазируют всегда,
Небылицы и загадки
Сочиняют без труда:
То, как мыши съели кошку…
Как загрыз лисицу гусь…
Хоть и врут они немножко,
Спорить с ними не берусь.
Есть ли Выдумляндия на карте?
Спросите вы: «В какой стороне?»
Отвечу я вам: «Фантазёрами станьте,
И сразу окажетесь в этой стране».
А ещё, ребята, этот удивительный мальчик рассказал мне, что дома в этой стране тоже необычные, не такие как у нас. Они там песочные, пряничные, карамельные, вафельные, мармеладные, тыквенные, клубничные, грушевые, бумажные и т. д.
А вместо листьев на деревьях растут леденцы, конфеты, игрушки, грибы… А вместо цветов цветут…бабочки.
А кто живёт в этой стране? Как вы думаете? (гномы, великаны, феи, эльфы, тролли, а ещё всевозможные выдуманные человечки).
И здесь каждый день идут разные дожди (витаминные, грибные, из воздушных шариков и т. д.). А вот и дождь пошёл. Какой он, ребята? - грибной. Вот такая она удивительная, эта страна Выдумляндия! И представляете себе, у меня есть карта Выдумляндии. Вот она…Её мне подарил этот весёлый мальчик. Но подарил с одним условием: я пообещала ему, что если мы с вами отправимся в путешествие по карте, то на каждой остановке будем выполнять упражнение для сохранения и укрепления здоровья (потому что сейчас очень много деток имеют проблемы со здоровьем). Вы мне поможете, ребята? Согласны вы со мной попутешествовать?
2. Основная часть занятия.
Цель: Закреплять знания детей о литературном жанре – небылицы.
Задачи:
1. Расширять познавательный интерес.
2. Развивать связную речь.
3. Познакомить с кинезеологическими упражнениями «Ухо-нос» и «Кулак-ребро-ладонь».
Ребята, посмотрите на карту, что вы видите здесь? Да, здесь есть разные острова, города, реки и леса. Вот, посмотрите, на нашем пути речка Соединялка. Чтобы попасть в Выдумляндию, нам надо её преодолеть. Ребята, а на чем можно путешествовать по реке? Но в Выдумляндию можно отправиться только на выдуманном транспорте. Сейчас мы будем придумывать транспорт, а для этого соединим два разных названия в одно слово. Например: машина и мотоцикл - мотошина, автомобиль и самолёт - автолёт, вертолёт и машина - вертошина, автомобиль и велосипед - автопед)
Внимательно послушайте слова. Попробуйте проговорить и придумать новое слово.
Молодцы, как здорово у вас получается. Но я предлагаю нам реку переплыть на вертолодке (показывает картинку) и дальше поехать на самошине (показывает картинку) и мы отправляемся в путь.
Первая остановка – остров Небылиц.
Вот мы с вами, ребята, попали на остров Небылиц.
Для начала мы с вами сдержим обещание и выполним кинезиологическое упражнение, которое называется «Ухо – нос».
Дети, теперь самый сложный вопрос, сначала подумайте, а потом ответьте. Что же такое небылица? (маленькое стихотворение, где все перепутано и перевернуто, говориться о том, чего не бывает в жизни).
К нам опять весна пришла
С санками, коньками!
Ель из леса принесла
Свечи с огоньками!
Снег идет! Жара такая!
Птицы с юга прилетают!
Все вокруг белым-бело -
Лето красное пришло!
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь,
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет?
А вот ещё одна весё лая история:
Есть сладкое слово — ракета,
Есть быстрое слово — конфета.
Есть кислое слово — вагон,
Есть слово с окошком — лимон.
Есть слово колючее — дождик,
Есть слово промокшее — ежик.
Есть книжное слово — синица,
И крылатое слово — страница.
Есть слово веселое — снег,
Есть слово холодное — смех.
Стоп! Стоп! Извините, ребята.
Фантазия моя виновата.
Ошибка в стихах не пустяк,
Правильно сказать вот так:
Ребята, вы же заметили ошибки в стихотворении? Поможете мне их исправить?
Теперь на «самошине» мы с вами перебираемся на остров «Наоборот».
Новый остров – новое упражнение. Сейчас мы с вами потренируем наши лёгкие. Вы все когда-нибудь пробовали задувать свечу. Представьте, что перед вами стоит одна большая свеча. Нам нужно задуть её одним дыхательным движением. А теперь представьте, что вместо одной перед вами поставили 5 маленьких свечей и их нужно быстро задуть. Мы совершаем 5 коротких прерывистых выдохов.
Молодцы! Все справились.
Нам с вами пришел черед,
Сыграть в игру наоборот.
Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.
Скажу я слово потолок, а ты ответишь пол.
Скажу я слово потерял, и скажешь ты - нашел.
А теперь поиграем.
Я бросаю вам мячик, называю слово, а вы говорите слово с противоположным значением. (Плохой, легкий, тихо, горячо, медленно, день, сухой, начало, высокий, длинный, широкий, быстро, трусливый, толстый, твёрдый)
Мы снова садимся в вертолодку, перелетаем речку и оказываемся на острове Сочинялка.
На этом острове мы с вами потанцуем. Это тоже своего рода упражнение. Только танец будет не простой, а с ускорением.
Все жители этого острова только и делают, что сочиняют невероятные истории. Например такие:
Дядя Петя – классный повар,
Он готовит все подряд.
Если спросите любого,
Люди сразу подтвердят.
Он готовит суп из … (веток)
Борщ готовит из (камней)
Пироги печет из (скрепок)
Торт готовит из (ремней)
Очень вкусный винегрет
Получает из (конфет)
К сожаленью, тот обед
Принести нам может (вред, бед)
Интересная история? Смешная? Весёлая? Вот только я опять забыла, как же называется одним словом то, что путают, чего не бывает на самом деле?
Может, и мы с вами попробуем сочинить небылицу?
Слушайте внимательно.
Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне,
А старушка в это время мыла кактус на окне.
Вот такое смешное маленькое стихотворение. Что в стихотворении не так? (Все правильно, здесь нет вымысла).
А теперь мы его запишем. Но читать пока не все ещё умеют, поэтому мы запишем его с помощью отдельных букв и картинок.
Слово ехали мы обозначим «Е», слово вел – «В», слово мыл – «М», а остальные слова - соответствующими картинками. Давайте прочтем это стихотворение вместе.
Я хочу вам предложить это стихотворение перестроить в небылицу, т. е. сочинить новое стихотворение.
Как мы это сделаем?
Мы так переставим слова, так перепутаем героев и их действия, чтобы получилось смешно и совсем не по-настоящему.
Воспитатель пробует переставить местами героев (Ваня – кактус) и рассказывает получившуюся небылицу.
Затем снова переставляет картинки (окно – ремень) и просит прочитать получившуюся небылицу кого-то из детей.
«А теперь вы попробуете сами».
Педагог приглашает к доске по очереди двоих детей. Они меняют местами другие картинки (старушка – Ваня, конь – окно) и читают небылицы.
Молодцы, ребята! У вас прекрасно получилось. Вас сегодня можно назвать маленькими сочинителями.
Ребята, способом перестановки слов в обыкновенных стихотворениях можно придумать много интересных небылиц. Я не буду убирать карточки, и после занятия вы сможете показать их остальным ребятам из вашей группы, и каждый попробует сочинить свою небылицу.
А сейчас нас ждут жители последнего «Чудо - острова».
Упражнение на этом острове поможет нашим глазкам быть всегда здоровыми. Мы с вами выполним зрительную гимнастику.
Что же мы с вами можем увидеть на «Чудо острове»?
Превосходная картина:
В небе страусы парят,
Спят под пальмой два пингвина,
Ест пантера виноград,
Кенгуру гоняет мячик,
Лось из Нила воду пьет,
Белый медведь на зебре скачет,
На дубу сидит енот.
Однажды здесь в июле,
В чудесный летний денек,
Вдруг выпал такой холодный
оранжевый снег на лужок
И в небо над лугом
Привычно и ловко
Взлетела корова,
Как божья коровка
И бабочки гнезда из прутиков вили
и в сети зеленое солнце ловили
Залаяли птицы, запели собаки.
Я вас уверяю, что это не враки
Зажмурив глаза, мы ляжем в траву
И все чудеса будут как наяву.
Вот такие чудеса происходят на «Чудо – острове».
3. Заключительная часть занятия:
Цель: Подведение итогов занятия.
Задача: Учить детей обобщать, делать выводы, радоваться результату.
Ребята, спасибо вам большое за сегодняшнее приключение. Мне было приятно с вами совершить путешествие в удивительную страну Выдумляндию. А чтобы убедиться в том, что вы самые внимательные, самые сообразительные и способные, я бы хотела попросить вас нарисовать те небылицы, которые вам больше всего запомнились на «Чудо – острове». Я оставлю вам адрес нашего детского сада (электронный и почтовый) и вы свои рисунки нам вышлите. Хорошо? Вы согласны?
А вам в память о нашей сегодняшней встрече я хочу подарить замечательную книгу и предлагаю
нам всем вместе сфотографироваться.