Пичугина Светлана Леонидовна
Конспект НОД «Путешествие в осенний лес» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС»
Программное содержание.
Образовательные задачи: систематизировать знания детей об осени, осенних приметах и явлениях; упражнять детей в умении рассказывать об осени с использованием наглядных пособий (иллюстрации, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе; закреплять умение отгадывать описательные загадки;
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в осенний лес“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Развивающие задачи: развивать речь и память детей; способствовать развитию зрительного восприятия, слухового и зрительного внимания; развивать мелкую моторику, наблюдательность, интерес к миру природы.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе; воспитывать умение слушать высказывания товарищей, дополнять их ответы.
Оборудование: зонт, конверт с приглашением, иллюстрации с осенними приметами, бумажные заготовки листьев.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, чтение художественной литературы, беседы о временах года, отгадывание загадок о временах года, составление рассказов с использованием наглядных пособий (иллюстраций).
Наблюдение в природе.
Словарная работа: осень, осенний ветер, осенний дождь, осенняя туча, осеннее солнце, осенняя одежда; лист, листья, листопад; лес, Лесовичок.
1. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Мне пришло сообщение на телефон (по электронной почте). Воспитатель читает сообщение. Это сообщение от Лесовичка. (слайд 1)
- Здравствуйте, ребята,- пишет вам старичок – Лесовичок. Мне сорока принесла на хвосте, что вы умные и дружные ребята. Мне очень хотелось в этом убедиться. Приглашаю Вас к себе в гости. До скорой встречи! Ваш друг, старичок – Лесовичок.
Воспитатель: Ребята, а как же нам попасть в лес?
Дети: Для этого мы с вами должны превратиться в путешественников.
Слово – то какое интересное, а что оно означает?
Дети: Путешественник- это человек, который с куда – то идёт.
Воспитатель: А что такое путешествие?
Дети: Путешествие – это поход куда – либо.
Воспитатель: А на чем можно совершать путешествие? Куда можно отправиться в путешествие?
Дети: Путешествовать можно в жаркие страны, на море, в горы на поезде, самолёте, машине и т. д.
Воспитатель: А мы с вами сегодня отправимся в путешествие с помощью волшебного зонта. Итак, все готовы к путешествию, тогда вперед!
1,2,3 Волшебный зонт нам дорогу покажи!
2. Основная часть.
Воспитатель: Посмотрите, куда нас перенёс волшебный зонт.
(слайд 2)
Дети: Это – волшебный лес, он полон всяческих чудес. Ребята мы с вами попали в осенний лес? А по каким приметам можно понять, что наступила осень?
Дети: Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают на юг, листья на деревьях становятся жёлтыми и опадают.
Воспитатель: А почему опадают листья и как называется это явление?
Дети: Это листопад.
Воспитатель: А когда бывает листопад?
Дети: Листья опадают с наступлением осени, так как они утрачивают содержащийся в них хлорофил.
Воспитатель: Молодцы. Значит, мы с вами попали в осенний лес. А что же растёт в лесу?
Дети: В лесу растут грибы, ягоды, цветы, растения.
Воспитатель: Правильно, а какие бывают грибы?
Дети: Съедобные и несъедобные.
Воспитатель: Совершенно верно. А сейчас мы с вами поиграем в интересную игру, я буду читать стихотворение про грибы, а вы внимательно слушайте и постарайтесь подобрать подходящее по смыслу слова, закончив фразу правильно. В каждом ответе должно быть использовано слово гриб, грибной, грибник. И т. д.
Как – то раннею порой вдруг полился дождь…. грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился…. грибник.
Чтобы принести …., взял корзину для…. ,грибов.
Долго шёл он в глушь лесную – он поляну там искал …. грибную.
Вдруг под ёлочкой, на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый…. грибник.
Как ему не веселиться, если здесь, в земле…. Грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы….
Собирать в свою корзину все съедобные…. Грибы!
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Воспитатель: Какие слова вы придумали…
Дети: Грибной, грибник, грибов, грибную, грибочек, грибник и т. д.
Воспитатель: Очень хорошо. Всё это однокоренные слова. (слова с одинаковым корнем гриб)
Воспитатель: А почему стало так тихо в лес, куда исчезли все лесные жители?
Дети: В нашем лесу, не слышно ничего, лишь шорох листвы. Потому что многие животные готовятся к зиме. Многие звери впадают в спячку (медведь). Заяц меняет цвет шубки, белка делает запасы на зиму. (слайд с животными 4,5,6,7,8,9)
Воспитатель: А что происходит в жизни птиц?
Дети: Птицы улетают на юг.
Воспитатель: Правильно, ребята. Почему? Какие птицы улетают на юг?
Дети: В теплые края от нас улетают ласточки, стрижи, скворцы, трясогузки, кукушки, цапли. (слайд 10)
Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Правильно.
А почему эти птицы улетают первыми?
Дети: С наступлением холода пропадают насекомые, птицам становится нечем питаться.
Воспитатель: А какие птицы улетают от нас последними?
Дети: Последними от нас улетают водоплавающие птицы.
Воспитатель: А что это за птицы такие и почему у них такое название?
Дети: Это цапли, журавли, утки, гуси. Они питаются живой пищей: рыбой, лягушками.
Воспитатель: Этих птиц еще называют хищниками.
Ребята, а то, как они летят я хочу вам сегодня рассказать. Эту историю мне поведал Лесовичок.
Итак, птицы во время полёта придерживаются определённого порядка. Вот ласточки, стрижи, трясогузки улетают небольшими стайками. Летят они ночью, чтобы меньше встречаться с опасностью, которая их ожидает.
А вот гуси, утки, цапли, журавли могут лететь клином, шеренгой, дугой, линией. (Показ слайдов 11).
Эти птицы летят очень высоко в небе целый день и только с наступлением ночи опускаются на водоём, чтобы отдохнуть и покормиться. Очень долгий впереди предстоит путь. Но они знают, что впереди их ждёт ласковое и доброе солнце. А с наступлением весны они опять вернутся в родные места, чтобы вывести там своих птенцов.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами немного разомнёмся и выполним физкультминутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята.
Как лисёнок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал,
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику.
А мы по лесу идём,
И к медведю все придём.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом, идут по узкой дорожке, перепрыгивают с кочки на кочку, перешагивают «через ручеек».
Воспитатель: А есть птицы, которые никуда не улетают? Назовите их, пожалуйста.
Дети: Воробей, дятел, сорока, ворона, синица, снегирь, клёст.
(слайд 12)
Воспитатель: Как они называются?
Дети: Зимующие птицы
Воспитатель: Правильно, а знаете у этих птиц есть еще одно название – осёдлые птицы. Запомните это новое для вас словосочетание.
Как вы думаете, легко ли зимующим птицам? Как мы можем им помочь?
Дети: Мы можем для птиц приготовить кормушки или организовать целую птичью столовую. (слайд 13)
Воспитатель: Но вы должны помнить, что в холодный зимний период в кормушке всегда должен быть корм, иначе птицы могут погибнуть. Если мы будем подкармливать птиц, то им не страшен будет холод зимой. И они все хорошо переживут суровую зиму.
Ребята, сейчас на улице холодная погода, все чаще идет то снег, то дождь и птицам холодно.
Давайте мы с вами поиграем в игру «Согрей птичку»
- А теперь представьте, что у вас в руках маленькая беспомощная птичка. Вы тянете руки ладонями вверх. А теперь согрейте её, медленно, по одному пальчику сложи на ладони, спрячь в них птичку, подыши, на неё, согревая своим ровным дыханием. Приложи ладони к своей груди, отдай птичке доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и вы увидите, что птичка радостно взлетела. Улыбнитесь ей и не грустите, она ещё прилетит к вам.
Воспитатель: Скажите ребята, а тяжело ли зимой в лесу животным, которые не впадают в спячку?
Дети: Да, животным нелегко добывать себе пищу под снегом, холодно и голодно.
Воспитатель: Совершенно верно. Скажите, а есть ли такая профессия человека, который помогает животным жить в лесу?
Вот послушайте: есть в лесу такой человек, егерь, который помогает животным и растениям в лесу. Он ухаживает за лесом и его обитателями, следит за порядком. Это очень нужная и ответственная профессия. Запомните её название.
Итак, как называют человека, который ухаживает за животными в лесу?
Дети: Егерь.
Воспитатель: Правильно, ребята. А что же происходит в жизни людей с наступлением осени?
Дети: Люди собирают урожай, делают запасы на зиму. (слайд 14)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и наш урожай. В нашей волшебной корзине находятся осенние загадки. Я сейчас буду вам их читать, а вы внимательно слушайте и отвечайте по одному, если знаете ответ.
Осенние загадки из корзины.
Воспитатель:
Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
(Поздняя осень)
Рыжий Егорка
Упал на озёрко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)
Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает,
И бормочет, поёт, убаюкивает?
(Дождь)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла.
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно,
(листопад)
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно отгадали загадки.
А теперь давайте с вами cделаем интересные поделки из природного материала, для того, чтобы запомнить наше чудесное путешествие к старичку - Лесовичку.
Но вначале разомнём наши пальчики. Проводится пальчиковая гимнастика.
Проводится изготовление поделки Лесовичка из природного материала.
Воспитатель: Молодцы, Какие замечательные Лесовички у нас с вами получились. Давайте покажем их нашим гостям и Лесовичку.
Воспитатель: А какие стихи про осень вы знаете? Давайте порадуем Лесовичка осенними стихотворениями.
Дети: И. Бунин «Лес, точно терем расписной»
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
«Осень на опушке краски разводила»
Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клёны.
В пурпуре орешник только дуб зелёный.
Утешает Осень : Не жалейте Лето!
Посмотрите, Осень в золото одета
А теперь скажите мне, ребята, какие перемены осень принесла в жизнь природы.
Дети по одному называют эти перемены.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в осенний лес. Пора возвращаться назад. Вот уже и Лесовичок нас провожает. Становитесь все под наш волшебный зонт, мы возвращаемся в группу.
Воспитатель: 1,2,3, Волшебный зонт дорогу нам укажи.
А пока мы с вами будем лететь, давайте еще раз вспомним и повторим осенние приметы., вспомним, где мы были, что видели, о чем говорили.
Воспитатель Ребята, в заключении послушайте стихотворение, ваша задача правильно отвечать на вопросы:. Я вам задаю вопрос, а вы мне отвечаете, да или нет., если согласны и не согласны со мной. Итак, начинаем.
- Осенью растут грибы?
- Тучки солнце закрывают?
- Колючий ветер прилетает?
- Туманы осенью плывут?
- Ну, а птицы гнезда вьют?
- А букашки прилетают?
- Урожай все собирают?
- Птичьи стаи улетают?
-Часто – часто льют дожди?
- Достаём ли сапоги?
- Солнце светит очень жарко?
- Можно детям загорать?
- Ну, а что же надо делать?
- Куртки, шапки надевать?
3. Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Сегодня вы все очень хорошо поработали.
Все порадовали меня знаниями осенних примет, особенно старались…
Наше занятие на этом закончено. До свидания!