Татьяна Болсун
Конспект занятия по развитию речи для старшего дошкольного возраста «Путешествие в осенний лес»
Конспект занятия по развитию речи
Тема: «Путешествие в осенний лес»
Старший дошкольный возраст
Подготовила: воспитатель Болсун Т. В.
МКДОУ Сортавальского МР РК ДС№23,
корпус 2,
первая квалификационная категория
Цель: закрепить знания детей об осенних явлениях в природе.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для старшего дошкольного возраста „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
1. Закрепить представления детей о признаках осени; закрепить названия листьев и деревьев; активизировать словарь по теме «Осень. Деревья»; закрепить знание детьми цветов и оттенков осенних листьев.
2. Помочь детям через наглядные пособия, дидактические игры развить память, воображение, мелкую моторику, эстетическое восприятие.
3. Воспитывать наблюдательность, внимание, умение видеть красоту осенней природы, чуткое и бережное отношение к природе и окружающему нас миру.
Материалы и оборудование: иллюстрации картин об осени, иллюстрации деревьев (лиственные и хвойные, грибов, плакаты с изображением деревьев для коллективной аппликации, мнемотаблица по теме «Осень», звукозапись П. И. Чайковского «Времена года» – «Октябрь, осенняя песня», песенка про автобус, музыка «Звуки леса», колокольчик, репродукции: А. Леонтьев «Теплая осень», И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень», И,Шишкин «Осень», автобус (руль и фуражка для водителя, коврики, магниты, билеты (с изображением листьев и веточек деревьев, круги - карточки: красные и зеленые, листики березы, дуба, клена.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин по теме «Осень», прогулки с целью ознакомления с деревьями и кустарниками на территории детского сада, прогулки с родителями в лесопарк, собирание гербария, заучивание стихов, загадок пословиц и поговорок об осени, составление описательных рассказов о деревьях, сравнительных о листьях.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.
У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать!
Ребята, кто из вас любит путешествовать? (ответы детей)
А на чём можно путешествовать?
Дети: Можно на машине, на поезде, на самолёте, на корабле и др.
Воспитатель: А я сегодня предлагаю отправиться в путешествие на, отгадайте загадку и вы узнаете, на чём мы будем путешествовать.
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином (автобус).
Воспитатель: Ребята, отгадайте, в какое время года мы отправимся?
Всю зелень леса взяла и перекрасила,
Добрая волшебница все вокруг украсила,
Ярко-желтым цветом землю разукрасила.
Все вокруг искрится, все переливается
Как же это чудо в природе называется? (осень)
Воспитатель: Правильно, мы отправляемся в Осень.
Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте сейчас вместе расскажем об осени. Я буду начинать предложения, а вы их заканчивайте.
Осенью солнце светит (как) … (слабее, меньше, редко).
Осенью небо покрыто (чем) … (серыми тяжёлыми тучами).
Осенью часто идут … (дожди).
Осенью листья на деревьях… (желтеют, краснеют, вянут).
Осенью листья опадают, начинается … (листопад).
Осенью улетают на юг … (перелётные птицы).
Осенью в огородах и садах собирают … (урожай овощей и фруктов).
Осенью в лесу собирают … (грибы, ягоды).
Осенью люди надевают … (тёплую одежду).
Осенью в домах топят (печки).
– Ребята, вы хорошо справились с заданием.
Воспитатель: всё готово, можно отправляться в путешествие.
Дети, для того чтобы сесть на автобус, нам необходимо купить билет. А вот и касса. (дети приобретают билеты).
А билеты у нас не простые, а в виде листьев разных деревьев. Занять свое место в автобусе сможет тот, кто правильно назовет лист какого дерева у него в руках.
Например: лист дуба (какой) – дубовый и т. д.
Лист клёна – кленовый
Лист осины – осиновый
Лист ивы – ивовый
Лист каштаны – каштановый
Ветка рябина – рябиновая
Ветка сосны – сосновая
Ветка ели – еловая
Лист тополя – тополиный
(ответы детей, дети рассаживаются на стульчики с изображением соответствующего листочка)
Воспитатель: Молодцы!
Ну, что в путь! (воспитатель вместе с детьми рассаживается в автобусе)
Подготовим наш автобус.
Артик. Гимнастика.
Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш.
Насос. Произнесение звука с-с-с-с.
Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».
Сигналит машина. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».
-Дорога в лес не асфальтированная, неровная. Поэтому водитель будет тормозить - куда вы наклонитесь? (вперёд). А потом поедет быстро- куда отклонитесь? (назад). Поедет по кочкам- будем подпрыгиваем на сиденьях.
(Водитель «трогается» (включить звук машины). По команде педагога: «Кочки!», «Тормоз!», «Быстро!» дети соответственно подпрыгивают, наклоняются вперёд или отклоняются назад)
Воспитатель: Вот и приехали! Давайте выйдем на лесную полянку. Ребята, прислушайтесь, как поют птицы, а какая природа вокруг.
(запись звуки осеннего леса, слайд осенний лес)
Воспитатель: - Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Дети рассказывают стихотворение об осени).
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
осенью зовется. (М. Ходякова)
Воспитатель: - А как называется последний месяц осени? (ноябрь)
- В каком месяце началась осень? (в сентябре)
- Ну и последний осенний месяц, который мы не назвали? (октябрь)
- Сколько всего осенних месяцев? (Три)
Давайте еще раз их назовем (дети называют осенние месяцы)
Воспитатель: Что вы видите на наших картинах? (много деревьев в красивых золотых нарядах)
Дерево весной нас веселит своими первыми зелёными листочками, летом даёт нам прохладу, тень в жаркий день, осенью дерево дарит свои плоды, а зимой дровами топят печи в деревнях, и это тепло согревает людей.
– Давайте вспомним, какие листики бывают осенью? (Золотые, красные, оранжевые, багряные, лиловые).
– Все ли деревья сбрасывают листья осенью? (Только лиственные) - на доске изображение лиственных деревьев.
– Назовите лиственные деревья? (Дуб, берёза, осина, каштан, клён и др.)
– Назовите хвойные деревья. (Ель, сосна, кедр) -на доску выводится изображение хвойных деревьев.
– Какое дерево имеет иголочки, но сбрасывает их? (Лиственница)- на доску выводится изображение лиственницы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите на картинки. Какие деревья изображены на них?
Воспитатель: давайте с вами поиграем с листиками, которые изображены на вашем билете.
(Игра с колокольчиком «Найди своё дерево»)
Воспитатель: Ребята, кажется, там впереди, под деревом кто-то кричит. (под «деревом» лежит зайчик со сломанной лапкой) Посмотрите скорее. Вот несчастье- зайка лапку сломал! Срочно надо отвезти его к кому?.
Воспитатель: Нам поможет Доктор Айболит.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
(медсестра оказывает пострадавшему первую помощь)
Девочка в маске зайчихи:
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!"
Айболит (мальчик в костюме доктора) :
"Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке".
Воспитатель: Ну вот и хорошо, зайчик здоров и может снова бежать по тропинке.
А нам пора вернуться на лесную полянку.
Ребята, мы с вами вспомнили, чем богаты поля, огороды и сады
осенью – овощами и фруктами.
А чем богат осенний лес?
Д е т и: Грибами и ягодами.
Игра «Съедобный – несъедобный»
Съедобный – дети поднимают зеленый кружок.
Несъедобный – дети поднимают красный кружок.
Слова для игры: боровик, сыроежка, мухомор, волнушка, клюква,
волчья ягода, брусника, подберезовик, бледная поганка, опята,
подосиновик, вороний глаз, лисичка.
Воспитатель: Осень – красивое время года, об осени не только писали стихи, картины, но и сочиняли музыку. Сегодня мы прослушаем с вами музыку П. И. Чайковского «Октябрь, осенняя песня». Под эту музыку мы станем украшать наше деревце осенними листочками.
– Какие видите листики?
- Мальчики будут собирать дуб, а девочки березу.
Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Октябрь, осенняя песня» из цикла «Времена года»
Коллективная аппликация – «Осеннее дерево»
Дети под музыку наклеивают свои листочки на ветки березы и дуба, нарисованных на большом ватмане.
Воспитатель: – Какие деревья у нас получились? (Береза –березовый, дуб – дубовое)
Посмотрите, какие красивые листики, какие нарядные осенние деревья. Наша природа очень хороша. Её нужно любить, беречь, помогать ей, чтобы она нам дарила свою красоту, радость, здоровье.
Воспитатель: - Ребята, а сейчас я предлагаю вам составить рассказ про осень, нам для этого поможет мнемотаблица. Рассмотрим, что мы видим. Какие предложения получим?
-Кто попробует собрать из предложенных предложений рассказ про осень.
- Молодцы.
Воспитатель: Ну вот и закончилось наше путешествие, возвращаемся назад в детский сад.
( повторяется игра: по команде педагога: «Кочки!», «Тормоз!», «Быстро!» дети соответственно подпрыгивают, наклоняются вперёд или отклоняются назад).
Воспитатель: вот мы и вернулись.
Итог занятия
Ну а сейчас, в заключение нашего занятия, давайте поиграем.
Проводится игра «Да или нет»
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Молодцы ребята!
- Вам понравилась наше путешествие?
- Что понравилось больше всего?
- Вы все были большие молодцы!
- Еще хотите в путешествие? Подумайте, куда мы отправимся в следующий раз.