Наталья Пахомова
«Путешествие в лес» Организованная коррекционно-развивающая деятельность с детьми старшей группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствование и активизация словаря по лексической теме «Дикие животные».
Коррекционно-образовательные задачи. Расширение, уточнение и активизация словаря по лексической теме «Дикие животные». Закрепление обобщающего понятия дикие животные. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –онок,-ёнок, образование сложных слов). Совершенствование навыков слогового анализа слов
Публикация «„Путешествие в лес“ Организованная коррекционно-развивающая деятельность с детьми старшей группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, познавательных процессов: зрительного внимания, логического мышления Совершенствование мелкой моторики рук и координации речи с движением. Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.
Образовательная среда: елочки, письмо-приглашение Старичка Лесовичка, макет зимней дорожки, мр 3 музыка, сказочные персонажи Старичок Лесовичок, дикие животные почтовый ящик, письма для животных, конверты с пазлами (семьи животных, предметные картинки животных для игры «Телеграф» рабочие тетради по числу детей, цветные карандаши, персонажи диких животных: волк, лиса, медведь, белка, заяц, сюрпризы: елочка, елочные шары, гирлянда, серпантин, мишура, грибочки, орешки.
Принципы образовательной среды: содержательно-насыщенный (техническое оснащение (ИКТ, игровое (персонажи Старичок – Лесовичок и дикие животные, и оздоровительное оборудование «Зимняя дорожка», тренажер «Зимние сны», безопасности, доступности.
Предварительная работа: ознакомление с дикими животными, разучивание пальчиковой гимнастики «Заячья пляска» и физкультминутки. Методические приемы: игровой, наглядный, словесный, сюрпризный.
Взаимодополнения образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды деятельности и культурные практики в соответствии с образовательными областями: коммуникативная, познавательная, игровая, слушание музыки, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора; культура общения.
Индивидуализация:
* Контроль за полными ответами детей.
*проявление чуткости к эмоциональному состоянию детей
* уважения личности ребенка
Ход организованной коррекционно-образовательной деятельности
I Организационный момент. Дети входят в зал и встают в полукруг.
Логопед: Ребята, поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Давайте вспомним наш девиз:
Дети: Мы будем заниматься,
Мы будем все стараться,
Будем четко говорить,
Будем думать, не спешить.
II Сообщение темы занятия
Логопед: Ребята, какой праздник приближается?
Дети: Приближается Новый год
Логопед: Скажите, чем мы украшаем на Новый год наш дом, группу?
Дети: Мы украшаем елочкой.
Логопед: Ребята, а у нас есть в группе елочка?
Дети: Нет!
Логопед: Где растет елочка?
Дети: Елочка растет в лесу.
Логопед: Ребята, сегодня утром я получила письмо из леса. Давайте его прочитаем и узнаем от кого оно.
(логопед читает письмо Старичка-Лесовичка)
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я веселый старичок,
Старичок-Лесовичок!
Ну что, ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка?
Итак, отправляемся в путь. Фоном звучит музыка, дети шагают по белой, заснеженной дорожке и проговаривают
По зимней дорожке
Шагают наши ножки
Шагают наши ножки
По заснеженной дорожке
Включение презентации Слайд «Иллюстрация леса»
III. Беседа о диких животных
Логопед: Мы с вами оказались в зимнем лесу.
Логопед: Зимний лес покрыт чем?
Дети: Зимний лес покрыт снегом.
Логопед: Где лежит снег?
Дети: Снег лежит на земле и на ветках деревьев.
Логопед: Снег какой?
Дети: Снег белый, чистый, пушистый.
Логопед: Зимний лес он (какой)
Дети: Зимний лес красивый, белоснежный, волшебный ….
Логопед: Чего в зимнем лесу много?
Дети: в зимнем лесу много снега, деревьев, кустов….
Логопед: Кто живет в лесу?
Дети: В лесу живет лиса. В лесу живет волк. В лесу живет кабан. В лесу живет белка. И т. д.
Логопед: Ребята лиса, белка волк - это какие животные?
Дети: Это дикие животные
Логопед: Ребята, скажите, почему этих животных называют дикими?
Дети: Потому, что они сами о себе заботятся и о своих детенышах Только дикие животные живут в лесу.
Старичок-Лесовичок : Почему только дикие животные, я тоже тут живу, а вы меня узнали?
Дети: Да
Старичок-Лесовичок : Здравствуйте ребята, я очень рад, что вы приняли мое приглашение и пришли в лес. Я слышал, что вам нужна помощь.
Логопед: Да, Старичок –Лесовичок, Новый год приближается, а у нас нет елочки.
Старичок-Лесовичок : Постараюсь вам помочь, но лес волшебный просто так елочку не даст, нужно постараться и выполнить лесное задание.
Посмотрите, весь лес засыпан снегом, он как лесная книга, можно прочитать, кто куда пробежал, по каким делам. А может быть, кто-то за кем-то гнался? Вы сможете узнать следы?
(Старичок-Лесовичок потихоньку уходит во время игры «Чьи следы» на свою полянку)
Слайд «Следы животных»
IV Дидактическая игра - презентация "Чьи следы?”
(Идут слайд, на которых нарисованы следы животных. Если ребенок назвал правильно следы, появляется картинка с изображением животного.)
Логопед: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, чьи следы?
Дети: Это медвежьи следы. (беличьи, заячьи, лисьи, лосьи и т. д.)
Логопед: Молодцы! А где же Старичок-Лесовичок?
(Старичок - Лесовичок на полянке раскладывает письма)
V Дидактическая игра «Чье письмо?»
Старичок –Лесовичок (расстроенный сидит на полянке и у него много разбросанных писем (на конверты наклеены тени животных).
- Что же делать? Как же быть?
Логопед: Ребята, у Старичка - Лесовичка беда! На полянку пришли письма, но вместо адреса – тени животных. Лесовичок не может понять, кому какое письмо вручить. Поможем ему? Скажите, для кого письмо?
Дети встают на полукруг
(логопед показывает письма с изображением теней диких животных)
Дети: Это письмо для волка.
Логопед: Правильно. Почему вы так решили?
Дети: Это письмо для волка, потому что на нем волчья тень.
Логопед: Для кого это письмо?
Дети: Это письмо для белки, потому что на нем беличья тень.
Логопед: Для кого это письмо?
Дети: Это письмо для медведя, потому что на нем медвежья тень.
Логопед: Кому пришло это письмо?
Дети: это письмо для лисы, потому что на нем лисья тень.
Старичок – Лесовичок : Спасибо ребята, пошел разносить письма. Ходит по залу, как бы заблудился.
Ребята, садитесь за столы
VI Дидактическое упражнение «Кто, где живет?»
Логопед: Старичок отправился разносить письма по адресам, но кажется он заблудился (сел на пенёк и сидит). Ребята давайте расскажем ему, где живут дикие животные и с кем. Логопед: Откройте свои конверты. Посмотрите на картинки-пазлы. Выложите их в следующей последовательности: папа, мама и детеныш.
Послушайте загадки, а у кого на пазлах отгадка поднимите руку.
В птичник повадилась –
Жди беды.
Рыжим хвостом
Заметает следы. (лиса)
Логопед: Правильно. У кого картинка с изображением лисы? Назовите семью папу, маму и детеныша.
Дети: Лис, лисица, лисята
Логопед: Где они живут?
Дети: Лис и лисица с лисятами живут в лисьей норе.
Логопед: Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
У кого картинка с изображением белки? Назовите маму и ребенка.
Логопед: С кем живет бельчиха? Где они живут?
Дети: Бельчиха с бельчатами живут в беличьем дупле.
Логопед: Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками, за мышами. (Еж)
Логопед: Назовите папу, маму и детеныша.
Дети: Еж, ежиха и ежонок.
Логопед: Где они живут?
Дети: Еж, ежиха с ежатами живут в ежиной норе.
Логопед: Серый, зубастый,
по полю рыщет,
телят, ягнят ищет. (волк)
Логопед: Назовите папу, маму и детеныша.
Дети: Волк, волчица и волчонок.
Логопед: Где живут волк и волчица с волчатами?
Дети: Волк и волчица с волчатами живут в волчьем логове.
Логопед: Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой?
Дети: Заяц
Логопед: Назовите заячью семью.
Дети: заяц, зайчиха, зайчонок.
Логопед: Где живут заяц, зайчиха, зайчонок?
Дети: зимой они роют норки в снегу, а летом под кустом.
Логопед: Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомтесь это. (Лось)
Логопед: Назовите семью.
Дети: лось, лосиха, лосенок.
Логопед: Где живут лось, лосиха и лосенок?
Дети: Они живут в лесу под отрытым небом
Логопед: Летом ходит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (медведь)
Логопед: Назовите медвежью семью.
Дети: медведь, медведица, медвежата
Логопед: Что делают зимой медведи?
Дети: Зимой медведи спят в берлоге
Логопед: А какие еще животные спят зимой?
Дети: Зимой спят ежи, барсуки.
Логопед: Давайте посмотрим, какие сны видят они, о чем они мечтают.
Слайды интерактивный зрительный тренажер «Зимние сны»
Зрительная гимнастика «Зимние сны»
(с использованием мультимедиа)
Слайд «Зайцы веселятся на лесной полянке»
Одни животные зимой спят, а другие гуляют, играют, резвятся, а как они играют, давайте покажем.
Пальчиковая гимнастика
Пляска зайчиков.
Вышли зайки погулять, (шагаем пальчиками по столу)
Свои лапки поразмять.
Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем пальчиками по столу)
Свои лапки поразмять.
Ой- ой- ой, какой мороз! (обнимаем себя двумя руками)
Отморозить можно нос (трем носик)
Прыг-скок, прыг-скок,
Отморозить можно нос! (прыгаем пальчиками по ножкам)
Стали зайки танцевать,
Свои лапки согревать, (пляшем пальчиками)
Прыг-скок, прыг-скок,
Свои лапки согревать! (прыгаем пальчиками по ножкам)
Ребята, встаньте в круг Координация движений и речи Логопед: У всех животных есть свои дела и заботы, давайте покажем, как они это делают. Зайка скачет под кусточком, По болоту и по кочкам (дети прыгают на двух ногах, руки подняты вверх и прижаты к голове, показывают «ушки») Белка прыгает по веткам Гриб несет бельчатам – деткам (руки согнуты в локтях и прижаты к груди, в прыжке дети передвигаются вперед на двух ногах, при этом разгибают руки) Ходит мишка косолапый У него кривые лапы (дети ходят по кругу покачивающейся походкой наступая на внешнюю сторону стопы, руки подняты вверх, пальцы расставлены в стороны) Без тропинок, без дорожек Катится колючий ежик (дети ходят по кругу, руки согнуты в локтях перед собой выполняя вращающие движение «моточек») Игра «Телеграф» Дети стоят в кругу. Ребята я сейчас буду показывать картинки, а вы разделите названия изображенных животных на слоги.
Волк - в слове волк 1 слог;
(белка, кабан, лось, лисица, медведь, барсук, заяц, еж, рысь.)
На экране появляется картинка «Какие животные спрятались?» и в это время голос Старичка-Лесовичка за кадром «Ой, Ой…Ой….Что за чудище лесное?»
Логопед: Ребята посмотрите внимательно на экран, какие животные спрятались друг за друга?
Дети: Здесь спряталась белка.
Здесь спрятался медведь.
Здесь спряталась лиса.
Логопед: Ребята, садитесь за столы и откройте тетради на странице 12. Найдите глазками белку, покажите мне ее карандашом. Кого цвета у белки шубка
Дети: оранжевая, рыжая…
Логопед: Каким карандашом мы раскрасим белку.
Дети: Мы раскрасим белку оранжевым карандашом.
Дети раскрашивают белку
Логопед: Какого цвета шерсть у медведя?
Дети: У медведя коричневая, бурая шерсть
Логопед: Обведите медведя по контуру. Так каким карандашом мы будем обводить контур медведя?
Дети: мы будем обводить коричневым карандашом. Дети выполняют
Логопед: Какого цвета шубка у лисы?
Дети: оранжевая, рыжая
Логопед: лису мы тоже обведем по контуру. Каким карандашом мы будем обводить контур лисы?
Дети: Мы обведем контур лисы оранжевым карандашом.
Логопед: обведите лису по контуру оранжевым карандашом. Дети выполняют
Выходит Старичок-Лесовичок : Ребята, вы знаете, как лесные жители празднуют Новый год?
Дети: Нет
Старичок-Лесовичок : Посмотрите, как весело проходит веселье
Логопед: Ребята, расскажете, что вы видите на слайде
Дети: На лесной полянке животные наряжают елочку. У диких животных веселое, праздничное новогоднее настроение. Синица и белка украшают елочку серпантином. Заяц несет белочке и синичке елочные игрушки. На пушистой елочке висят красивые игрушки и мишура. Дед Мороз принес подарки для животных. Медвежонок получил подарок от Деда Мороза. Зайка получил морковку. Олененку интересно как проходит новогодний праздник. На лесной полянке весело проходит новогодний праздник.
Старичок – Лесовичок : Молодцы ребята! Вы хорошо справились со всеми заданиями. А в подарок я дарю вам лесную красавицу ЁЛОЧКУ. Вместе со мной пришли мои друзья животные, которые хотят поблагодарить Вас и подарить подарки.
Волк: Я серый волк принес шары для вашей елочки.
Лиса: Я рыжая лиса принесла мишуру.
Белка: Я быстрая белка принесла вам в подарок грибочки и орешки.
Заяц: Я зайчик побегайчик прыг-скок принес вам гирлянду.
Медведь: Я мишка - косолапый принес вам серпантин.
(Старичок-Лесовичок и животные дарит детям елочку и подарки)
Дети: Спасибо!
Логопед: Ребята, нам пора возвращаться домой, давайте скажем нашим друзьям До свидания! А нам пора в путь дорогу.
(Звучит музыка)
Дети: По зимней дорожке
Шагают наши ножки
По заснеженной дорожке
Шагают наши ножки
Логопед: Вот мы и дома.
Итог занятия: Где были, кого встретили? Что запомнилось больше всего?
Ребята, попрощайтесь с гостями. Дети уходят в группу