Ирина Полякова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в каменный век»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с тем как люди общались с помощью знаков, жестов, мимике, как они научились говорить. Закреплять знания о звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Воспитывать любознательность.
Ход НОД.
Воспитатель. Наверное, многие из вас задавали себе вопросы: «Как люди начали говорить? Как они придумали слова?» Ответить на них непросто. Да и однозначных ответов на эти вопросы нет, потому что от самых древних людей до нас не дошли никакие письменные памятники (книги или рукописи). А слова только тогда могут передаваться от поколения к поколению и сохраняться в неизменном виде, когда их записывают.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Путешествие в каменный век“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первобытные люди для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
О происхождении речи существуют разные версии-догадки. Чтобы легче было представить мир безмолвия, давайте перенесёмся в древние времена. Как общались первобытные люди? (с помощью знаков, жестов, мимики).
Но им было не всегда легко понять друг друга, а понимать надо было, чтобы действовать согласованно в борьбе за жизнь. Постепенно они научились общаться с помощью выкриков типа «Эй!», «Стой», «Дай», «Брось!», и. т. д.
Некоторые ученые считают, что первыми слова как раз и были такие слова-команды, обозначающие действия. Позже люди начали использовать слова, называющие различные действия, предметы. Так возник язык, речь.
Итак, люди научились говорить, потому что им необходимо было общаться. Речь помогла людям обсуждать свои дела, строить планы, вспоминать то, что было; решать, что дальше делать. Люди стали обмениваться мыслями, и это развило их мышление.
Очевидно, речь появилась в каменном веке, когда первобытные люди стали делать первые каменные орудия. А теперь обсудим некоторые вопросы, имеющие отношение к теме нашего занятия.
Современные люди умеют говорить. Значит ли это, что язык жестов им уже не нужен? (Нет, язык жестов сохранился и в наше время. Иногда он нам помогает, делает наше общение более выразительным).
Давайте выясним, как мы с вами владеем языком жестов. Как принято приветствовать друг друга? (Протягивать руку. Махать рукой). Предупреждать, что чего-то делать нельзя? (Грозить пальцем). Как одним знаком установить тишину? (Приложить палец к губам и сомкнуть их). Показать, что правильно понимаем друг друга? (Кивнуть головой).
Однако нужно понимать: привычка размахивать руками, наскакивать на собеседника, толкать его, хватать за одежду во время разговора - это признак невоспитанности, неумения вести себя в обществе.
Давайте покажем, как мы владеем речью.
Проводится игра «Полслова за вами».
Воспитатель. Встаньте в круг. Я буду стоять в центре с мячом. Внимательно слушайте меня. Я произношу начало слова, бросая мяч кому-нибудь из вас. Тот, кто ловит мяч, должен это закончить (Например, ло-шадь, ло-пата, иг-ра, мо-ре, по-ле, зи-ма, вес-на, ко-мар, ко-за, тет-радь и. т. д.).
Кто не сумеет закончить слово или уронит мяч, выходит из круга.
Проводится игра «Добавки».
Воспитатель. Я буду показывать вам таблички со словами. Вы должны к каждому слову добавить по одной букве вначале (слева) так, чтобы получилось новое слово. Желающие назвать буквы должны поднять руку (например, к-рот, м-ель, о-вал, т-игры, о-лень, к-лён, у-кол и др.).
Молодцы!
Хотите поупражняться в произношении скороговоркой? «Чищу щуки чешую. Жёлтый, жирный, жадный жук прятал денежки в сундук. Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап! Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои!»
Молодцы! А теперь ещё поиграем. Игра называется «Волшебные превращения». Образуйте новые слова, заменив подчёркнутую букву на её звонкую или глухую пару.
Например; точка (дочка); уточка (удочка); плоты (плоды); катушка (кадушка); коза (коса); жар (шар).
Выполняя задание, дети называют пары согласных звуков по звонкости, глухости.
Воспитатель. А теперь задание на различение твёрдых и мягких согласных звуков. Услышав твёрдый звук, поднимите правую руку; услышав мягкий звук- левую руку (например, дал- даль, лук- люк, был-бил, вол- вёл и др.).
Друзья, наше путешествие подходит к концу. Сегодня мы заглянули в каменный век и задумались над тем, как люди научились говорить. Вы поняли, как наши предки вырвались из мира безмолвия? Труд создал язык, потому что людям без него трудно совместно работать. Язык- величайшее достижение в развитии человеческого общества. Сотни поколений старались сделать язык таким, чтобы он хорошо служил людям, чтобы в нём были все нужные слова, чтобы на нём было легко выразить любую мысль. Наш язык стал богатым, точным, выразительным. Давайте же и мы не растеряем его богатство! Овладеем его секретами и изучим его тайны! И тогда наша речь будет красивой и яркой!