Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в каменный век»

Ирина Полякова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в каменный век»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить с тем как люди общались с помощью знаков, жестов, мимике, как они научились говорить. Закреплять знания о звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Воспитывать любознательность.

Ход НОД.

Воспитатель. Наверное, многие из вас задавали себе вопросы: «Как люди начали говорить? Как они придумали слова?» Ответить на них непросто. Да и однозначных ответов на эти вопросы нет, потому что от самых древних людей до нас не дошли никакие письменные памятники (книги или рукописи). А слова только тогда могут передаваться от поколения к поколению и сохраняться в неизменном виде, когда их записывают.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Путешествие в каменный век“» размещена в разделах

О происхождении речи существуют разные версии-догадки. Чтобы легче было представить мир безмолвия, давайте перенесёмся в древние времена. Как общались первобытные люди? (с помощью знаков, жестов, мимики).

Но им было не всегда легко понять друг друга, а понимать надо было, чтобы действовать согласованно в борьбе за жизнь. Постепенно они научились общаться с помощью выкриков типа «Эй!», «Стой», «Дай», «Брось!», и. т. д.

Некоторые ученые считают, что первыми слова как раз и были такие слова-команды, обозначающие действия. Позже люди начали использовать слова, называющие различные действия, предметы. Так возник язык, речь.

Итак, люди научились говорить, потому что им необходимо было общаться. Речь помогла людям обсуждать свои дела, строить планы, вспоминать то, что было; решать, что дальше делать. Люди стали обмениваться мыслями, и это развило их мышление.

Очевидно, речь появилась в каменном веке, когда первобытные люди стали делать первые каменные орудия. А теперь обсудим некоторые вопросы, имеющие отношение к теме нашего занятия.

Современные люди умеют говорить. Значит ли это, что язык жестов им уже не нужен? (Нет, язык жестов сохранился и в наше время. Иногда он нам помогает, делает наше общение более выразительным).

Давайте выясним, как мы с вами владеем языком жестов. Как принято приветствовать друг друга? (Протягивать руку. Махать рукой). Предупреждать, что чего-то делать нельзя? (Грозить пальцем). Как одним знаком установить тишину? (Приложить палец к губам и сомкнуть их). Показать, что правильно понимаем друг друга? (Кивнуть головой).

Однако нужно понимать: привычка размахивать руками, наскакивать на собеседника, толкать его, хватать за одежду во время разговора - это признак невоспитанности, неумения вести себя в обществе.

Давайте покажем, как мы владеем речью.

Проводится игра «Полслова за вами».

Воспитатель. Встаньте в круг. Я буду стоять в центре с мячом. Внимательно слушайте меня. Я произношу начало слова, бросая мяч кому-нибудь из вас. Тот, кто ловит мяч, должен это закончить (Например, ло-шадь, ло-пата, иг-ра, мо-ре, по-ле, зи-ма, вес-на, ко-мар, ко-за, тет-радь и. т. д.).

Кто не сумеет закончить слово или уронит мяч, выходит из круга.

Проводится игра «Добавки».

Воспитатель. Я буду показывать вам таблички со словами. Вы должны к каждому слову добавить по одной букве вначале (слева) так, чтобы получилось новое слово. Желающие назвать буквы должны поднять руку (например, к-рот, м-ель, о-вал, т-игры, о-лень, к-лён, у-кол и др.).

Молодцы!

Хотите поупражняться в произношении скороговоркой? «Чищу щуки чешую. Жёлтый, жирный, жадный жук прятал денежки в сундук. Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап! Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои!»

Молодцы! А теперь ещё поиграем. Игра называется «Волшебные превращения». Образуйте новые слова, заменив подчёркнутую букву на её звонкую или глухую пару.

Например; точка (дочка); уточка (удочка); плоты (плоды); катушка (кадушка); коза (коса); жар (шар).

Выполняя задание, дети называют пары согласных звуков по звонкости, глухости.

Воспитатель. А теперь задание на различение твёрдых и мягких согласных звуков. Услышав твёрдый звук, поднимите правую руку; услышав мягкий звук- левую руку (например, дал- даль, лук- люк, был-бил, вол- вёл и др.).

Друзья, наше путешествие подходит к концу. Сегодня мы заглянули в каменный век и задумались над тем, как люди научились говорить. Вы поняли, как наши предки вырвались из мира безмолвия? Труд создал язык, потому что людям без него трудно совместно работать. Язык- величайшее достижение в развитии человеческого общества. Сотни поколений старались сделать язык таким, чтобы он хорошо служил людям, чтобы в нём были все нужные слова, чтобы на нём было легко выразить любую мысль. Наш язык стал богатым, точным, выразительным. Давайте же и мы не растеряем его богатство! Овладеем его секретами и изучим его тайны! И тогда наша речь будет красивой и яркой!

Публикации по теме:

Игра-путешествие «Путешествие в страну Геометрию» средняя группа Игра-путешествие «Путешествие в страну Геометрию» средняя группа Программное содержание: Закреплять знание названий геометрических фигур.

«Путешествие по тайге». Игра-путешествие «Сибирский лес. ОБЖ в природе» Тема: Сибирский лес. ОБЖ в природе. Название: «Путешествие по тайге» Цель: Расширять и уточнять знания о растительном и животном мире сибирской.

Конспект игры-путешествие с детьми раннего возраста «Путешествие с Феей по сказочной стране» Игра-путешествие с детьми раннего возраста «Путешествие с Феей по сказочной стране» Цель: Создание благоприятных условий для повышения.

Конспект организации ННОД детей в старшей группе по теме: «Путешествие в зимний лес» «Путешествие…» Цель: развивать коммуникативные и познавательные способности, развивать творческие способности, создавать положительный эмоциональный фон.

Сценарий открытого мероприятия по сказу П. П. Бажова «Каменный цветок» Задачи: 1. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Развитие эстетического вкуса, творческой самостоятельности в передаче образа.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Каменный цветок» Тема: Каменный цветок Цель: Познакомить с новой техникой рисования граттажом. Учить рисовать в технике «граттаж» на основе собственных представлений.

НОД по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «2-е путешествие в страну дорожных знаков» Тема: «Путешествие в страну дорожных знаков» (путешествие 2).Цель. Содействие формированию представлений и пониманию смысла некоторых общепринятых.

Проектная деятельность «Путешествие по карте». Занятие в подготовительной группе «Путешествие по Уралу»Проектная деятельность «Путешествие по карте». Занятие в подготовительной группе «Путешествие по Уралу» Ход занятия:Цель: Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться.

Выставка: Каменный цветокВыставка: Каменный цветок Вы когда-нибудь бывали на выставке Каменный цветок? Кто-то скажет - да, а кто-то - нет или - может быть. А в нашем регионе в городе Апатиты.

Конспект занятия «Путешествие каменный век» Занятие. Путешествие каменный век Цель. Познакомить с тем, как люди общались с помощью знаков, жестов, мимики, как они научились говорить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в каменный век»
Опубликовано: 8 июля 2015 в 13:41
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в каменный век»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Полякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД