Лучший педагог года

Конспект занятия «Путешествие каменный век»

Елизавета Побоженская
Конспект занятия «Путешествие каменный век»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие.

Путешествие каменный век

Цель. Познакомить с тем, как люди общались с помощью знаков, жестов, мимики, как они научились говорить. Закреплять знания о звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Воспитывать любознательность.

Материал и оборудование. Таблицы «Добавки», Волшебные превращения», скороговорки.

Ход мероприятия

Воспитатель. Наверное, многие из вас задавали себе вопросы: «Как люди начали говорить? Как они придумали слова?» Ответить на них непросто. Да и однозначных ответов на эти вопросы нет, потому что от самых древних людей до нас не дошли никакие письменные памятники (книги или рукописи). А слова только тогда могут передаваться от поколения к поколению и сохраняться в неизменном виде, тогда их записывают.

Публикация «Конспект занятия „Путешествие каменный век“» размещена в разделах

О происхождении речи существуют разные версии - догадки. Чтобы легче было представить мир безмолвия, давайте перенесемся в древние времена. Как общались первобытные люди? (С помощью знаков, жестов, мимики.) Но им было не всегда легко понять друг друга, а понимать надо было, чтобы действовать согласованно в борьбе за жизнь. Постепенно они научились общаться с помощью выкриков типа «Эй!», «Стой!», «Дай!», «Брось!» и т. д. Некоторые ученые считают, что первыми словами как раз и были такие слова – команды, обозначающие действие. Позже люди начали использовать слова, называющие различные действия, предметы. Так возник язык, возникла речь.

Итак, люди научились говорить, потому что им необходимо было общаться. Речь помогала людям обсуждать свои дела, строить планы, вспоминать то, что было; решать, что делать дальше. Люди стали обмениваться мыслями, и это развивало их мышление.

Очевидно, речь появилась в каменном веке, когда первобытные люди стали делать первые каменные орудия. А теперь обсудим некоторые вопросы, имеющие отношение к теме нашего занятия.

Современные люди умеют говорить. Значит ли это, что язык жестов им уже не нужен? (Нет, язык жестов сохранился и в наше время. Иногда он нам помогает, делает наше общение более выразительным.)

Давайте выясним, как мы с вами владеем языком жестов. Как принято приветствовать друг друга? (Протягивать руку. Махать рукой.) Предупреждать, что чего – то делать нельзя? (Грозить пальцем.) Как одним знаком установить тишину? (Приложить палец к губам и сомкнуть их.) Показать, что правильно понимаем друг друга? (Кивнуть головой.)

Однако нужно помнить: привычка размахивать руками, наскакивать на собеседника, толкать его, хватать за одежду во время разговора – это признак невоспитанности, неумения вести себя в обществе.

Давайте покажем, как мы владеем речью.

Проводится игра «Полслова за вами».

Воспитатель. Встаньте в круг. Я буду стоять в центре с мячом. Внимательно слушайте меня. Я произношу начало слова, бросая мяч кому – ни - будь из вас. Тот, кто ловит мяч, должен это слово закончить. (Например, ло – шадь, ло – пата, иг – ра, мо – ре, по – ле, зи – ма, вес – на, ко – мар, ко –за, тет – радь и т. д.)

Кто не сумеет закончить слово или уронить мяч, выходит из круга.

Проводится игра «Добавки».

Воспитатель. Я буду показывать вам таблички со словами. Вы должны к каждому слову добавить по одной букве в начале (слова) так, чтобы получилось новое слово. Желающие назвать буквы должны поднять руку. (Например, к –рот, м – ель, о – вал, т – игры, о – лень, к – лен, у – кол и д. р.)

Молодцы!

Хотите поупражняться в произношении скороговоркой? «Чищу щуке чешую. Желтый, жирный, жадный жук прятал денежки в сундук. Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека – цап! Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои!» Молодцы! А теперь еще поиграем.

Игра называется «Волшебные превращения».

Образуйте новые слова, заменив подчеркнутую букву на ее звонкую или глухую пару.

Например, точка (дочка, уточка (удочка); коза (коса); жар (шар).

Выполняя задание, дети называют пары согласных звуков по звонкости – глухости.

Воспитатель. А теперь задание на различение твердых и мягких согласных звуков. Услышав твердый звук, поднимите правую руку; услышав мягкий звук – левую. (Например, дал – даль, лук – люк, был – бил, вол – вел и т. д.

Друзья, наше путешествие подходит к концу. Сегодня мы заглянули в каменный век и задумались над тем, как люди научились говорить. Вы поняли, как наши предки вырвались из мира безмолвия? Труд создал язык, потому что людям без него трудно совместно работать. Язык – величайшее достижение в развитии человеческого общества. Сотни поколений старались сделать язык таким, чтобы он хорошо служил людям, чтобы в нем были все нужные слова, чтобы на нем легко было выразить любую мысль. Наш язык стал богатым, точным, выразительным. Давайте же и мы не растеряем его богатства! Овладеем его секретами, изучим его тайны! И тогда наша речь будет красивой и яркой!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в каменный век» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в каменный век» Цель: 1. Познакомить детей с тем,как древние.

«Путешествие в каменный век». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Занятие: «Путешествие в каменный век» Цель. Познакомить с тем, как люди общались с помощью знаков, жестов, мимики, как они научились говорить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие каменный век»
Опубликовано: 12 марта 2015 в 07:10
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Путешествие каменный век»» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Побоженская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД