Лариса Блинова
Конспект занятия «Путешествие в царство воды»
Предварительная работа:
Наблюдения: «Куда исчезла лужа», «Наблюдение в группе», «Облака – белогривые лошадки», «Рождение сосульки», «Лёд», «Секреты снега».
Рассматривание фотографий воды и детских иллюстрированных энциклопедий.
Создание водоохранных знаков.
Дидактические игры: «Эксперты по воде», «Кому нужна вода», «Разрезные картинки», «На что похоже облако», «Найди отражение», «Следы», «Найди снежинке пару».
Игровые упражнения: «Буль-буль», «Дождик», «Ой, Мороз!», «Замри».
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в царство воды“» размещена в разделах
Игры – имитации: «Вода в стакане», «Зеркало».
Игра со снегом «Сделай, как я», «Попади в цель»
Рассматривание картин: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», «Зимний лес», «Зимние забавы», «Водоёмы».
Чтение загадок, пословиц, потешек, стихотворений, сказок, рассказов с картинками.
Беседы: «Для чего нужна вода», «Где же спряталась вода?», «Что такое облака?», «Водное зазеркалье», словесная игра: «Подскажи словечко».
Подвижные игры: «Тучка и капельки», «Заморожу», «Снежинки», «Весёлые снежинки», «Ручеёк», «На болоте», «Море волнуется».
Комплекс утренней гимнастики «Снежки»
Комплекс гимнастики после сна «Путешествие снежинки»
Физкультминутки «А над морем мы с тобою», «Чтобы сильным стать и ловким», «Я мороза не боюсь», «Тихо плещется вода», «С неба падают снежинки», «На дворе у нас мороз»
Пальчиковая гимнастика: «Дождик капнул на ладошку», «Дождик, дождик, веселей!»
Практические работы: «Полив цветов», «Пусть одежда будет чистой», «Постройки из снега», «Изготовление цветных льдинок».
Опыты: «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса и запаха», «Вода может течь»
«В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются»,
«Вода может иметь цвет, запах, вкус», «Вода бывает теплой, холодной, горячей»,
«Секреты воды в жидком состоянии», «Секреты воды в твёрдом состоянии», «Ходит капелька по кругу», «Пар – это тоже вода».
Эксперименты: «Где быстрее испаряется вода», «Превращение пара в капельки воды», «Вода растворяет вещества», «Отражение воды».
Рисование «Как рождается река», «Облака», «Лужа на асфальте», «Капельки дождя», «Весёлые снежинки».
Образовательные области:
Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие
Задачи:
Расширять и закреплять знания о свойствах воды.
Формировать представления о важности воды в жизни человека и всего живого.
Развивать умения делать выводы.
Стимулировать на самостоятельный поиск решений.
Методы и приё мы: игровые, словесные, наглядные.
Технологии: здоровье-сберегающие, проблемного обучения, совместной деятельности, икт.
Материал:
- материал для проведения опытов: вода, лимон, сахар, апельсин, ложка, солёная вода, яйцо
- аудиозаписи, видеозапись, эмблемы, мягкие модули, льдинки из картона для дорожки, изображение замков: капельки и льдинки
- материал для рисования: краски, альбомные листы, кисточки, карандаши, салфетки.
Ход занятия:
Дети сидят на мягких подушках, просмотр видеозаписи: «Океаны, моря, реки….».
Воспитатель: трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду: в океанах, морях, реках и озёрах. Вода содержится в земле, вода есть в растениях, животных, даже в человеке.
- Скажите, для чего нужна вода человеку?
Дети: человек пьет воду, моется, готовит, поливает огороды, сады, избавляется от грязи с помощью воды.
Воспитатель: как вы думаете, вода нужна только человеку?
Дети: нет, вода нужна животным, растениям, насекомым. Без воды живые существа не смогут выжить.
Воспитатель: ребята! Хотите отправиться в путешествие в «Царство воды»?
Дети: да!
Воспитатель: а как же мы будем путешествовать по воде, на чем?
Дети: на лодке, корабле …
Воспитатель: без лодки нам не обойтись. Где же мы возьмем лодку?
Дети: построим из строителя.
Воспитатель: у нас есть мягкие модули, предлагаю построить из них нашу лодку. (Строят лодку из мягких модулей)
Дети садятся в лодку, звучит аудиозапись «Морской прибой».
Воспитатель: что это перед нами? Это же замок! И кто в нем живёт?
Аудиозапись звук дождя
Капелька: Я весёлая сестричка, Я - подруженька водички
В океане и реке, ты найдёшь меня везде!
Воспитатель: ребята! Куда мы попали?
Д. : в замок капельки!
Капелька: Здравствуйте, ребята! Как я рада вас всех видеть! Я столько интересного хочу вам рассказать о себе, о своём замке!
Воспитатель: капелька, не торопись. Ребята много знают о воде. Они тебе сами всё расскажут и покажут.
Дети подходят к столу с опытами.
Воспитатель: ребята, здесь лежат интересные картинки. Что они означают?
Дети: это свойства воды : вода без вкуса, без запаха, без цвета.
Воспитатель: но вода может быть и другой! Как мы это можем узнать?
Дети: провести опыт.
Воспитатель: что для опыта необходимо?
Дети: вода, лимон, сахар, апельсин, ложка.
(Проведение опыта на выявление свойств воды : вода может быть с запахом, со вкусом, может растворять и не растворять некоторые вещества). Выбирают двух детей для проведения опыта.
Воспитатель: ребята, какой можно сделать вывод?
Дети: вода является растворителем веществ. Она может иметь запах, вкус.
Воспитатель: вы, наверное, устали проводить опыты. Давайте немного отдохнём. Какое у нас время года?
Дети: зима!
Воспитатель: а зимой с неба идёт…. ?
Дети: снег.
Воспитатель: правильно! Вот мы с вами сейчас и представим, что у нас идет снег.
Физ-минутка: «С неба падают снежинки»
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения,
словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Потягивания – руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну а мы идем, идем (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)
Капелька: ребята, я для вас приготовила сюрприз. Я тоже хочу вам показать интересный опыт. Как вы думаете в море вода солёная или пресная?
Дети: солёная!
Капелька: а вы знаете, что в солёной воде предметы не тонут?
Дети: Нет!
(Показывает опыт с солёной водой и яйцом).
Воспитатель: какой можно сделать вывод?
Дети: солёная вода выталкивает предметы на поверхность, растворённые частички сами не дают яйцу утонуть.
Воспитатель: спасибо, капелька! Теперь ребята знают больше о воде.
Капелька: за вашу активность и ваши знания я дарю вам капельки.
Дети: благодарят капельку.
Воспитатель: нам пора в путешествие! Что-то стало очень холодно. Наши капельки начинают превращаться в льдинки, лодка больше нам не понадобится. Почему, ребята? Дети: всюду лёд.
Воспитатель: а вот дорожка из льдинок! Предлагаю по ней идти, интересно, куда она нас приведёт?
Звучит фонограмма северного ветра
Воспитатель: что это за царство? И кто здесь живет?
Льдинка: Льдинки замок украшают, как кристаллики, звенят,
А прозрачные сосульки так приятно леденят!
Во дворце повсюду стужа, я владею царством льда.
И везде снежинки кружат. Лёд, снежинки – всё вода!
Воспитатель: ребята! Где мы оказались?
Дети: в царстве льда.
Льдинка: в моё царство залетела птичка и замёрзла.
Воспитатель: надо скорее освободить птичку из ледяного плена!
Льдинка: как хотите, можете освободить, а можете и оставить!
Воспитатель: ребята, что можно сделать, чтобы лёд растаял?
Дети: положить на батарею, оставить на солнце, погреть в руках, подышать на лёд, добавить горячей воды.
Воспитатель: если мы положим на батарею птичку, она будет медленно таять; в руках лёд греть – руки замёрзнут.
Дети: от горячей воды лёд быстро растает.
(Добавляют горячей воды и наблюдают).
Воспитатель: птичку мы освободили, теперь она вернётся в лес!
Льдинка: на память о себе я хочу подарить вам льдинки. Они волшебные и помогут вам оказаться дома очень быстро. Закрывайте глазки и сосчитайте тихонечко до трёх.
Воспитатель: дети с воспитателем считают до трёх. Вот наше путешествие подошло к концу.
С помощью волшебных льдинок мы оказались дома.
В каких царствах мы побывали?
Дети: в царстве капельки и льдинки!
Воспитатель: вам понравилось путешествие?
Дети: да.
Воспитатель: что нового вы узнали во время нашего путешествия?
Дети: что в солёной воде предметы не тонут.
Воспитатель: а вы знаете, какое царство ещё существует? Оно лёгкое, воздушное?
Дети: царство пара!
Воспитатель: что такое пар?
Дети: вода в газообразном состоянии.
Воспитатель: молодцы, правильно! Но в это царство мы отправимся с вами в следующий раз!
Я знаю, что вы много знаете, умеете красиво рисовать. И предлагаю вам, ребята, с помощью красок, кисточек, карандашей, фломастеров, альбомных листов (всё это мы видим на столах) нарисовать, что больше всего вам понравилось в сегодняшнем нашем путешествии.
По желанию, выбирайте, кто - чем будет рисовать.
Наши работы мы покажем на нашем «Вернисаже».