Елена Лазарева
Конспект занятия «Путешествие в Академию логических задач»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: В гости к Королеве Математических наук
Программное содержание:
1) Стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, познавательность;
2) Развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы;
3) Прививать интерес к решению занимательных задач с математическим смыслом;
4) Уточнить знания детей о геометрических фигурах. Оборудование: рисунки геометрических фигур, простые карандаши, 5 конвертов (красный, фиолетовый, желтый, синий, зеленый, счетные палочки для каждого ребенка, картинки для классификации.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в Академию логических задач“» размещена в разделах
Ход занятия:
Воспитатель просит детей встать в круг, и сообщает им информацию: утром пришел почтальон и оставил нам письмо. Хотите узнать, что же там написано и от кого? Тогда слушайте!
Здравствуйте, ребята, я очень хочу пригласить вас в свое замечательно королевство Математических наук. Побывать у меня в гостях могут только те ребята, которые обладают крепкими знаниями в области математики, которые умеют считать, знают геометрические фигуры и геометрические тела, которые умеют решать задачи и умеют объяснить расположение предметов на плоскости.
И поэтому я хочу проверить ваши знания и пригласить в гости самых умных и любознательных ребят. Выполните все задания, представленные в конверте, и получите приглашение в моё Королевство! Я желаю вам удачи и с нетерпением жду в гости!
С любовью, королева Математики!
Прежде чем мы с вами приступим к выполнению заданий, давайте устроим небольшую разминку. Я буду вам задавать вопросы, а вы должны быстро на них ответить:
- Какое сейчас время года?
- Сейчас утро или вечер?
- Сколько пальцев на одной руке?
- Сколько углов у квадрата и т. д.
Воспитатель хвалит детей за внимательность и быстроту, и предлагает детям сесть за столы и приступить к работе. Перед детьми раскладываются конверты, и они выбирают какой из них открывать. При этом нужно обращать внимание детей, какого цвета конверт, сколько их было и сколько осталось.
Задание 1 : У вас на столах 5 дубовых и 5 кленовых листьев. Нужно из этих листьев отобрать 5, но в это число 5 входили и кленовые и дубовые листочки. Эти листочки нужно составить по-разному. Для этого вместе с детьми вспоминаем, как можно получить число 5.
Такие задачи развивают у детей такие качества как, гибкость ума, глубина сравнения. Конечно, не все дети с первого раза понимают, как правильно выполнять такого рода задания, но после совместного решения они самостоятельно могут проделать такую работу правильно без помощи взрослых.
Задание 2 : Перед вами лежат счетные палочки. Вам нужно с их помощью изобразить геометрические фигуры, такие как: квадрат, треугольник, ромб, прямоугольник. Посмотрите на изображенные фигуры на картинке и сравните, похожи ли они с теми, что вы делали с палочками?
Такого рода задания помогают развивать у детей такие мыслительные операции как, синтез, т. е. дети собирают из частей фигуру, также операция сравнения, ведь ребенок в дальнейшем будет сравнивать полученную фигуру с изображением на картинке.
Задание 3 : На доске висят картинки с изображением различных предметов, вам нужно распределить эти картинки на большее количество групп и объяснить по каким свойствам: большой, маленький, фрукты, посуда, мебель и т. д.
С помощью таких логических задач дети учатся группировать предметы по различным признакам, сравнивать их между собой, анализировать, обобщать, а также у них развивается речевая деятельность, т. к. им нужно объяснить, почему они именно так делят на группы, а не иначе.
В середине занятия проводиться физкультминутка.
Задание 4 : Толя веселее, чем Катя, а Катя веселее, чем Саша. Кто веселее всех?
2. Саша сильнее, чем Вера, Вера сильнее, чем Лида. Кто слабее всех?
3. Муха ниже, чем лошадь. Лошадь выше, чем собака. Кто выше всех? Условия таких видов задач различаются не только по количеству информации, в которой нужно разобраться, но и по ее рассматриваемым особенностям: различные имена, виды отношений, поставленный по-разному вопрос.
Приведенные нами варианты логических задач направлены на создание условий, в которых существует возможность формирования способности выделять существенные отношения между величинами и объектами.
Задание 5 : На березе выросло пять яблок, а на ёлке - только два.
Сколько всего яблок выросло? ( ответ: ни одного, На этих деревьях яблоки не растут.)
Что произойдет с белым платком, если его опустить в Черное море? (Он станет мокрым.)
Сколько орешков в пустом стакане? (Нисколько, стакан пуст.)
В феврале в нашем дворе расцвели три ромашки и две розы.
Сколько стало цветов во дворе? (Нисколько, в феврале цветы не растут.)
В вазе три ромашки и два тюльпана.
Сколько всего ромашек в вазе? (Три ромашки).
Из какой посуды невозможно ничего есть? (Из пустой.)
Эти задачи направлены на развитие мышления, чтобы ребенок думал, анализировал вопрос задачи и пришел к правильному ответу, а также внимание имеет большое значение при решении таких видов задач.
Молодцы ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. И очень скоро мы отправимся с вами в страну Математических наук!
Занятие № 2
Тема: Путешествие в Академию логических задач
Программное содержание:
- Выявить умение детей устанавливать родовидовые отношения между понятиями;
- Стимулировать развитие мыслительных способностей;
- Формирование у детей навыков сотрудничества, взаимопонимания, дружелюбности, самостоятельности;
- Прививать интерес к решению логических задач; Оборудование: картинки с изображением одежды, картинки для задания «Четвертый лишний», картинки для группировки предметов.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям отправиться в академию логических задач, но для этого им нужно пройти нелегкий путь.
Предлагает задание : «Назови одним словом и наоборот».
Суть задания состоит в следующем : детям перечисляют слова, они должны назвать их одним словом.
Например: платье, рубашка, пальто, свитер как можно назвать все одним словом? (одежда)
Вторая часть заключается в следующем: предлагается слово, а дети перечисляют, что к нему относится.
Например: Транспорт (машина, поезд, вертолет, самолет) При выполнении таких логических заданий у ребенка старшего дошкольного возраста развиваются такие мыслительные операции как обобщение и конкретизация. Дети учатся группировать предметы по одному общему признаку, а также к данному слову подбирать то, что к нему относится.
Ребята, я хотела показать вам картинки, а они упали и перепутались. Помогите мне разобраться.
Разделите картинки на две группы.
- На какие группы можно их разделить (цветы и животные)
- А группу животных, на какие еще группы можно разделить? (домашние животные, дикие животные, птицы, насекомые, рыбы)
В ходе выполнения таких заданий у детей развиваются такие мыслительные операции как, анализ, синтез, обобщение. Дети группируют картинки, при этом объясняют, почему выбрали этот вариант группировки.
Молодцы справились вы и с этим заданием. Но нам пора отправляться в путь.
Вот мы и подошли к академии логических задач, но прежде, чем нам туда попасть, вы должны пройти через ворота знаний ответив правильно на вопросы.
- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом).
Здесь уместно спросить, что выше — дерево или дом; человек или столб.
- Что бывает длинным?
- Что бывает коротким?
- Что бывает широким?
- Что бывает узким?
- Что бывает круглым и т. д.
Далее ребятам предлагается произнести вместе с воспитателем волшебные слова, после которого они превращаются в маленьких ученых.
Детям предлагаются картинки с изображением различной одежды.
Воспитатель спрашивает, в какое время года мы надеваем эту одежду? (эту одежду мы надеваем зимой и летом)
Разделите эту одежду на две группы и с помощью кругов на листах бумаги нарисуйте свой ответ.
Как вы думаете, что обозначает большой круг? (вся одежда)
Что обозначают маленькие круги (Зимняя и летняя одежда)
Как можно обозначить круги с зимней и летней одеждой (зимняя одежда нарисовать снежинку, а летняя нарисовать цветок)
Игра «Четвертый лишний»
На каждого ребенка на столах лежат наборы предметных картинок.
- Вам Нужно определить, какой предмет лишней и почему?
- Ребята, а сейчас давайте вернемся
Следующее задание : «Отгадай предмет по его частям».
Четыре ноги, спинка, сиденье.
Цифры, стрелки.
Буквы, картинки, листы.
Ствол, ветки, листья.
Корень, стебель, листья, лепестки.
Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.
Такие задания развивают процессы образно-логического мышления, умственные операции обобщения и анализа у ребенка. Отгадывание логических задач :
1. У кого из девочек самые длинные косички, если у Кати косички короче, чем у Маши?
2. Кто из мальчиков быстрее бегает, если Костя бегает медленнее Бори?
3. Кто из детей самый высокий, если Женя выше Тани, а Таня выше Кирилла?
Эти логические задачи помогают детям выстроить отношения между объектами данных задач. Дети анализируют данные и приходят к общему ответу.
Воспитатель хвалит детей, и подводит итог занятия.