Сидорова Людмила Валерьевна
Конспект занятия «Путешествие по православному календарю»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Цель: систематизировать знания детей о церковных христианских праздниках года, как основных радостных событиях нашей жизни.
Обучающие задачи:показать их связь с временами года; закрепить слова знакомых молитв.
Развивающие задачи: развивать речь, память, воображение, моторику рук, творчество детей.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей такие качества, как честность, умение радоваться за успехи другого; продолжать воспитывать любовь и уважение к ближнему.
Состав группы:мальчики и девочки.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по православному календарю“» размещена в разделах
Актуальность: В наше время особенно актуально стала звучать тема духовного возрождения России. Современные люди больше заботятся о материальных благах и совсем забывают о духовной составляющей нашей жизни. Такие качества как доброта, милосердие, сострадание – к сожалению, потеряли свою самоценность.
Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе, в мире.
Дошкольное детство - это самый благоприятный период, когда закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности, идет активное накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни. А приобщение к народным традициям и православным праздникам содействует целостному социальному развитию личности ребенка дошкольника.
Место НОД в программе дошкольного образования:
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
Форма проведения занятия : занятие-путешествие.
Предполагаемый результат: Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность, никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности.
Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.
I –вводная часть-Введение в тему
1)Музыка
2) Загадка
3) Приход Ангела
II-Основная часть.
1) Осень-Покров Пресвятой Богородицы
2) Зима-Рождество Христово
3) Весна-Пасха (Светлое Христово Воскресенье)
4) Лето-Пресвятая Троица
III-Заключительная часть
Создание православного Церковного календаря.
Основная образовательная программа под ред. Васильевой, Вераксы, Комаровой.
Материал: перекидной календарь природы, картинки с изображением времён года и наиболее значимых годовых христианских праздников (не менее 20, аудиозапись А. Вивальди «Времена года», запись колокольного звона, макет вертепа, ёлка, снежинка, стрелки для обозначения маршрута передвижения, конверты с заданиями, макет цветка с разрезными лепестками, иконка «Пресвятая троица», 4 мольберта с листами, обозначающими поры года; на каждого ребё нка: по одному яйцу (макет, краски, кисти № 4, салфетки, баночки с водой.
Предварительная работа: рассматривание альбомов с разными временами года и репродукций, икон с изображением основных церковных праздников в каждом сезоне года; викторина загадок о временах года «В страну загадок»; дидактическая игра «Сложи картинку»; чтение рассказа А. Шишкова «Четыре времени года».
Фронтальный
Используемые методы и приё мы: наглядные (показ и рассматривание иллюстраций); словесные (беседа, вопросы, аудиозапись, использование художественного слова, поощрение); игровые (сюрпризный момент, игровые задания, имитация путешествия); практические (моделирование, творческие задания).
Наводящие вопросы, худ. слово
Анализ и самоанализ
1)Авдулова, Т. П. Нравственное становление личности дошкольника - 2015. –
2)Комарова, О. А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО 2015.
Ход занятия
(Звучит аудиозапись колокольного звона — «Благовест».)
Воспитатель (В.). Дорогие дети, вы слышите необычно красивую музыку? Как она называется? (Ответы детей.) Это колокольный звон. Где мы его слышим? (Ответы детей.) Верно, мы слышим его в храмах и церквях. А скажите, что такое храм? Храм — это дом Божий, где присутствует сам Господь Бог. Как вы думаете, у нашего Господа Бога есть помощники? (Дети размышляют.)
Конечно, есть — это святые люди, которых мы видим на иконах в церквях и дома, и верные Господни слуги — ангелы. Отгадайте загадку:
Ты всегда меня хранишь,
Днём и ночью Ты не спишь,
Мой защитник и Учитель —
Добрый… (ангел мой хранитель).
В. Верно, ребята, Он всегда и везде с нами — наш добрый Ангел-хранитель. Давайте попросим помощи у нашего верного друга и помощника: «Святой Ангел-хранитель, моли Бога о нас».
(Слышен нарастающий звук колокольчика, который всё более и более усиливается. Появляется Ангел.)
Ангел.
Днём и ночью я не сплю.
С вас, ребята, глаз я не свожу.
И хочу проверить ещё раз,
Как внимательны вы все сейчас.
Вот вам в дар —
Этот божий календарь.
(Ангел вручает детям календарь природы, где на отдельных листах отмечены четыре времени года.)
Ангел. А к нему конверт. (Даёт конверт с заданием.)
В. Спасибо, добрый Ангел-хранитель. Давайте, ребята, прочитаем, что написал наш Ангел.
Задание: «Вам в подарок календарь природы. Нужно правильно узнать пору года, которая изображена на листке календаря, назвать её признаки и основные церковные праздники, которые отмечают православные христиане в каждой поре года. Только тогда я, Ангел-хранитель, переверну лист календаря и дам вам следующее задание».
В. Открываем календарь… На первой странице картинка с изображением осени. Какая пора года сейчас, ребята? (Ответы детей.) Конечно, сейчас на улице осень. Расскажите нашему Ангелу-хранителю, какая она, осень. Я начну, а вы за мной продолжайте называть признаки осени.
Пришла осень богатая… (Дети продолжают говорить эпитеты к слову «осень» — щедрая, красивая, золотая, багряная, разноцветная, хмурая, дождливая, грустная и т. д.)
В. (обращаясь к Ангелу). Вот, сколько слов об осени знают наши дети.
Ангел. Вы порадовали меня, молодцы, дети. А церковные осенние праздники знаете?
В. Ребята, скажите, какой осенний традиционный праздник отмечают православные христиане, который связан с рождением нашей группы «Свечечка»? (Дети рассказывают о празднике Покрова Пресвятой Богородицы.)
Да, ребята, это было так. Покров Пресвятой Богородицы — один из самых значимых церковных праздников. А вы умеете молиться Божией Матери? (Ответы детей.) Тогда давайте вместе помолимся.
(Все поворачиваются к иконе Божией Матери, читают молитву «Богородице Дева, радуйся…».)
Ангел. Молодцы, справились, ребята. Переворачиваю первый листок календаря. Вот вам следующее задание. (Даёт конверт с заданием.)
В. Сейчас вам нужно отправиться в путешествие в ту пору года, которая изображена на листе календаря, и рассказать о христианском празднике. Кроме того, проявить своё терпение, смирение и умение украсить рождественскую ёлку. Идти в зиму нужно по указанным стрелочкам. (На полу или стенах висят стрелки, ведущие к зимней картине.)
(Звучит аудиозапись музыки А. Вивальди «Времена года». Дети идут. Останавливаются около макета вертепа — пещеры, где родился Спаситель.)
В. Не холодно вам, ребята? В какую пору года мы с вами пришли согласно календарю природы? Скажите, какой радостный христианский праздник мы отмечаем зимой? (Ответы детей.) Конечно, ребята, это светлый праздник Рождество Христово. Кто назовёт дату этого праздника? (7-го января.) Правильно, ребята. 7 января христиане отмечают Рождество Христово. А знаете, в каком городе произошло это событие?
Кто первый узнал о рождении Иисуса Христа?
Кто пришёл ещё на поклон к Иисусу Христу?
Кто же указал им путь к пещере Спасителя?
Ангел. Вижу, все постарались, так давайте отдохнём около рождественской ёлки. Представим себе, что мы снежинки. Для начала понаблюдаем, как падают снежинки на землю (бросает снежинку из бумаги, следит за её полётом). Теперь мы выполним упражнение «Снежинки» — повторяйте движение за мной. (Проводится физкультминутка.)
Подул слабый ветер, снежинки медленно закружились в воздухе. (Дети медленно кружатся на месте, руки — в стороны.)
Подул сильнее ветер. (Ускоряют движение.)
Ещё сильнее… (Кружатся быстрее.)
Ветер утихает, снежинки медленно падают на землю… (Дети приседают, руками обхватывают колени.)
Ветер перестал.
Затем подул сильный ветер. Началась метель. (Дети выполняют покачивания из стороны в сторону в положении сидя на полу.)
У — у — у — у — у — у (с нарастающим звуком).
Снежинки покатились по земле (Делают на полу движение лодочки — 2 раза.)
Ангел. Молодцы, ребята, вы заслужили похвалу.
(Звучит аудиозапись колокольного звона «Благовест». Ангел переворачивает листок календаря и даёт конверт с новым заданием.)
В. (читает). Назовите время года, изображённое на календаре. (Показывает детям календарь.) Какое время года мы видим? (продолжает читать.) А вот вопрос второй, слушайте: какой самый главный христианский праздник отмечают христиане весной? (Пасха.) Верно, как по-другому называется Пасха? (Ответы детей.) Правильно, ребята. Светлое Христово Воскресение. В народе говорят:
Светлое Христово Воскресение
Для всех людей Спасение.
Ребята, расскажите, как вы дома отмечаете этот праздник?
(Дети рассказывают о празднике. Воспитатель при необходимости задаёт наводящие вопросы.)
— Что люди пекут дома и красят? (Пекут пироги и красят пасхальные яйца.)
— Для чего несут их в церковь? (Для освящения.)
— После освящения что с ними делают? (Угощают родных, близких.)
В. Молодцы, дети, на Пасху люди угощают друг друга куличами и яйцами.
Ангел. А вы, ребята, знаете, какими должны быть православные христиане? Если знаете, вот вам условия игры, которая называется «Цветок добра». (Даёт воспитателю конверт. Воспитатель открывает его.)
В. Ребята, наше новое задание — составить цветок христианина. Присаживайтесь вокруг сердцевины цветка. Каждому в руки я даю лепесток цветка. Вы по одному называете слово, которое говорит о том, каким должен быть православный христианин, и прикладываете свой лепесток к сердцевине цветка. Можно, ребята, я назову слово первой? Терпеливый!
(Дети играют под музыку А. Вивальди «Времена года».)
Ангел. Такими, ребята, как вы называли слова, оставайтесь всегда. Вы умеете рисовать красками? Вот вам новое задание. (Вручает конверт с заданием воспитателю.)
В. (читает задание). Дорогие дети, нам нужно раскрасить пасхальные яйца узорами. Времени на это всего пять минут. Сумеем раскрасить пасхальные яйца? Тогда молодцы.
Присаживайтесь за столы, приступайте к работе. Время пошло, и не забывайте, что красками нужно пользоваться аккуратно.
Ангел. Есть поговорка: «Торопись медленно».
(Звучит музыка А. Вивальди, дети расписывают яйца. Ангел наблюдает за работой детей.)
Ангел. Молодцы, ребята, у вас развита не только память, но и воображение, даже можно сказать творчество.
(Звучит «Благовест», переворачивается листок календаря.)
Ангел. Вот вам ещё конверт. (Даёт его воспитателю.)
В. Здесь в конверте лежит иконка. Это подарок от Ангела-хранителя. (Достаёт иконку «Пресвятая Троица».) Назовите, ребята, эту иконку? (Ответы детей.) Посмотрите внимательно на календарь? Когда мы отмечаем праздник Пресвятой Троицы? (Ответы детей.)
Ангел. Вижу, знаете вы поры года, знаете, какие церковные праздники празднуют христиане осенью, зимой, весной и летом.
В. Календарь природы у вас есть. Нам нужно сделать и календарь церковных праздников.
Ангел. Вот вам картинки, на которых изображены христианские праздники. Вам необходимо выбрать праздник, соотнести его с временем года и выбранную картинку разместить на нужный мольберт.
(Дети с помощью воспитателя (при необходимости) выбирают и прикрепляют свои картинки в ту пору года на календарь, куда она подходит, называют её и праздник. Ребята создают православный церковный календарь.)
Ангел. Молодцы, ребята, такими и должны быть православные христиане. И помните, что всё в этом мире устроено разумно и премудро. Не забывайте церковные праздники и чтите их.
В. Давайте поблагодарим Бога за всё. Слава Богу за всё!
(Ангел прощается и уходит.)
Словарная работа: храм, церковь, Святой, Ангел, Покров Божьей Матери, Амофор, Пасха, Светлое Христово Воскресение, Рождество, Пресвятая Троица, мудрецы, вертеп, союз, договор, православный календарь.