Александра Арамян
«Путешествие на Северный полюс. Животные Севера». Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для обобщения представлений о животном мире Севера.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные Севера»;
-совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с числительными);
Темочки:
- Арктика, Северный полюс
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Педагоги компенсирующей направленности
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
-совершенствование навыков ориентировки на плоскости и по карте, умения сравнивать фигуры по величине;
-продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие:
-развитие мыслительной и речевой деятельности, координации речи с движением;
-развитие поисково-познавательных способностей детей, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности в процессе развивающих игр;
-развитие речи, внимания, памяти, мышления, мелкой, общей и артикуляционной моторики.
Коррекционно-воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности, взаимопомощи;
-воспитание познавательного интереса к окружающему миру;
-воспитание любви и бережного отношения к животному миру.
Форма организации: подгрупповая
Формы работы: практические, наглядные, словесные, проблемно-поисковые, сюрпризный момент.
Предварительная работа:
Беседа о животных холодных стран, их особенностях, повадках.
Беседа «Как животные приспосабливаются к зиме».
Чтение. Г. Снегирев «Как Алёшка жил на севере». Просмотр мультфильмов «Умка», «Приключения пингвинёнка Лоло», «Жили были три пингвина».
Д/и «Кто чем питается», «Кто где живет?», «Четвертый лишний», «Угадай животное», «Назови семью». Настольные игры «Глобус», лото «Животный мир». Подвижные игры «Море волнуется…», «У оленя дом большой».
Составление слов из букв и слогов. Составление описательных рассказов о животных Севера. Разучивание стихотворений и загадок о животных холодных стран. Конструирование лепестков из «Бамчемса».
Материал: интерактивная панель, телевизор, мягкие модули, карта, картинки животных и птиц Севера, «снежки» из ниток, тренажеры для дыхательной гимнастики «Домики», планшеты «Логико-малыш», 8 стаканчиков с землей, деревянные шпажки, льдины из поролона с цифрами, геометрические фигуры и медведи из набора «Матэ+», разрезные картинки, набор «Бамчемс»
Ход НОД:
Организационный момент (игра –приветствие) :
Встанем мы в кружочек дружно.
Поздороваться нам нужно!
Говорю тебе привет,
Улыбнись скорей в ответ!
Каждый руку мне пожмет,
Каждый мне привет пошлет!
Слышится голос, плач. Воспитатель обращает внимание детей.
«Здравствуй, малыш! Что случилось?»
Медвежонок Умка: «Здравствуйте, ребята! Я улетел на вертолете искать своего друга и потерял маму. А я очень по ней скучаю и хочу вернуться домой, но не знаю как. Помогите мне, пожалуйста!»
В-ль: Ребята, а вы узнали кто это? А где он живет? Как мы можем помочь медвежонку? (ответы детей).
У нас в группе есть карта, предлагаю рассмотреть ее и решить, куда нам отправляться и что делать, чтобы вернуть медвежонка на Северный Полюс. (на карте написано «Чтобы медведицу найти- испытания нужно пройти», рассматриваем карту, беседа по путешествию на Север)
Воспитатель: На чем мы можем отправиться на Северный Полюс? (ответы детей). Предлагаю самим дружно построить самолет. Умка нам тоже помогает.
Строительство самолета из мягких модулей.
В-ль: Занимаем места в самолете, девочек пропускаем вперед (гендерный подход). Надеваем перчатки и подготовимся к выполнению всех заданий, которые нас ожидают в этом путешествии.
Артикуляционная гимнастика (видео слайд, затем появляется слайд Северного Полюса)
Вот мы и на месте. Немного разомнемся, согреемся и вспомним,что это за часть света.
Физкультминутка:
Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)
Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)
Изо льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)
И птиц ты в небе не заметишь. (делают махи руками)
Лишь мишка, белый, словно иней, (подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни. (руки на поясе, стоят смирно).
Молодцы, а теперь осмотримся, есть ли тут обитатели и кто нас ждет.
Дыхательная гимнастика «Кто спрятался в домике»
Ребёнок подует на бахрому, так, чтобы она поднялась и увидит картинку. Ребенок должен назвать животных которые спрятались в окошечке.
Ребята, вы молодцы. Вы не забыли, зачем мы прилетели на север? (ответы)
Определение маршрута: Все путешественники во время путешествия прокладывают маршрут. Обратимся к карте, мы находимся здесь (ставим фишку) Куда мы с вами пойдем (мы пойдем вверх по карте, маркером проводим маршрут от птиц к животным.
Задание 1 (приготовила сова) : игра «Мама-детёныш»
Несмотря на то, что на Севере холодно, у наших зверей появляются на свет детёныши. Давайте поиграем в игру «Мама-детёныш». Вы будете по парам подходить ко мне. Каждому за спину я дам снежок. Если он большой, вы называете маму, а если маленький, то детёныш.
«Снежок крепче ты сжимай –игру начинай» ( слайды :полярный волк, морж, медведь, северный олень) Молодцы, справились с этим заданием, и Умка нам помог.
Посмотрим на карту, куда нам дальше?
Задание 2 (приготовил песец) : Игра за столом «Логико-малыш» - «Каждому зверю по рыбке»
Занимаем места перед планшетом, необходимо расставить цветовые ориентиры в соответствии с необходимым количеством рыбы по количеству животных.
Молодцы, накормили всех животных. Проверяем карту и отправляемся дальше.
Задание 3 (северный олень) :Исследовательская деятельность.
Из-за длинной и холодной зимы земля здесь промерзает очень сильно, и поэтому в Арктике очень бедная растительность. Деревья и кустарники совсем низкие. Корни не проникают глубоко в землю, потому что оттаивает только верхний слой земли, всего несколько сантиметров, а глубже находится вечная мерзлота.
Чтобы лучше понять, что значит «земля промерзает», мы проделаем такой опыт. Мы проверим как отличаются между собой обычная и замерзшая земля.
Опыт. (Заранее подготовлены по 2 стаканчика на пару детей с землей, один из двух стаканчиков был поставлен накануне за окно или в морозилку.)
Стаканчики ставятся перед парами детей, предлагается проткнуть почву деревянной палочкой (оказывается, что в замороженную землю воткнуть палку не получается.)Затем наливаем воду в стаканчики. (в стаканчике с замороженной землей вода осталась на поверхности земли.)
Таким образом, мы воочию увидели, что в промерзшей земле растениям выжить сложно.
Предлагаю в землю посадить семечки и понаблюдать, где быстрее прорастет.
А нам пора отправляться дальше. Проверяем карту и идем к моржу.
Задание 4 (морж)- Игра «Посчитай животных»
Для того, чтобы перебраться к белому медведю необходимо пройти по льдинам и посчитать животных (слайды 1,3,5- белый медведь, клыкастый морж)
Перебрались на другой берег и оказались во владениях белого медведя.
Но мамы Умки здесь нет, а приготовлены еще задания
Задание 5 (медведь)
Пальчиковая гимнастика «Животные Севера».
Кто на Севере живет? (Хлопки в ладоши – удары кулачками
Кто там ест и кто там пьет? попеременно)
Звери необычные, к холоду привычные
Вот песец из норки смотрит, (Соприкосновение подушечек пальцев с
большим пальцем, образовывая «колечки»).
Белый мишка важно ходит, (Пальчики «шагают»).
Ну, а морж, как капитан, (Ладони «лодочкой» двигаются вперед).
Покоряет океан.
«Ориентировка на листе» - разложить геометрические фигуры на льдине, согласно инструкции и выбрать и расставить медведей по размеру, цвету.
(В левом верхнем углу синий круг; в правом нижнем красный полуовал;в верхнем правом желтый 6угольник;в середине белый квадрат; в левом нижнем углу зеленый треугольник.
На самую большую фигуру поставьте самого большого медведя, на зеленый треугольник –маленького медвежонка, а среднего медведя поставьте так, чтобы он стоял между большим и маленьким медведем)
Игра «Выложи из частей» -каждый берет себе по одной части разрезной картинки. Делятся на команды с помощью разрезного материала и собирают изображения белого и бурого медведя на столе. (появляются изображения на слайде). Давайте, ребята, расскажем что общего между медведями и чем отличаются. Молодцы. И с этим большим заданием справились. Пусть наши глазки немного отдохнут, сделаем зрительную гимнастику:(слайд)
Раз налево, два направо,
Три наверх, четыре вниз.
А теперь вперед посмотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
А теперь глаза закроем,
Пусть немного отдохнут.
А теперь мы их откроем,
Чтоб увидеть все вокруг.
(слайд-видео «Северное сияние», появляется переодетая мама –медведица)
Медведица: - Умка, наконец –то ты вернулся. Здравствуйте, ребята! Спасибо вам большое за помощь!
Воспитатель: Ребята, предлагаю рассказать медведице при помощи разноцветных лепестков, какие задания мы выполняли, что было сложно и что понравилось. Игра «Собери цветок из бамчемса»
(Дарим цветок маме, она благодарит и угощает сладкими призами.)
Ну, а нам ребята пора возвращаться. До свидания Умка, до свидания мама-медведица.
Занимаем места в самолете: заводим моторы. Какое у вас настроение? Давайте улыбнемся и пойдем отдыхать, готовиться к следующему путешествию.