Наталья Малышина
Проект «Путешествие на остров Дружбы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие на остров Дружбы» в старшей группе.
Цель проекта : воспитывать доброжелательное отношения к товарищам. Систематизировать и обобщить правила культуры со сверстниками.
Задачи проекта : воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, обогащать словарь детей «вежливыми» словами; формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты, продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Публикация «Проект „Путешествие на остров Дружбы“ в старшей группе» размещена в разделах
Цель мероприятия: повышение уровня коммуникативных способностей, сплоченности группы; воспитывать доброжелательные отношения к товарищам; систематизировать и обобщить правила культуры со сверстниками.
Задачи мероприятия: создать положительный эмоциональный настрой; актуализировать личностные качества, развивать навыки вербального и невербального общения; формировать умения и навыки работы в сотрудничестве; обогащать словарь детей «вежливыми» словами, формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты; продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Методические приемы: ритуал встречи; приветствие; музыкальное сопровождение; энергомобилизующее упражнение «Летим на ковре самолете»; сюрпризный момент; проблемные вопросы; беседа; творческое самовыражение, рефлексия.
Материалы и оборудование:
- ковер-самолет
- два одинаковых мешочка
- листы черной бумаги по количеству детей
- конфеты по количеству детей
- 4 круга – «островки-кочки», вырезанные из бумаги
- 4 карточки с заданиями
- коробка, ярко украшенная, с надписью сверху «Прежде чем открыть крышку, проведите игру «Сожми кулак, большой палец вверх»
- письмо Волшебника
- «волшебная» палочка
- баночки с надписями душевных качеств
- ауидио запись песен «Когда мои друзья со мной» и «Настоящий друг».
- слайды
- «волшебная» коробка
Ход:
Вводная часть: Организационный момент (сюрпризный момент).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте будем вежливы и покажем, как мы приветствуем друг друга.
Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Матушка Земля! (Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуйте, все мои друзья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Ребята, как вы думаете, чтобы день заладился, чтобы все получалось какое настроение должно у вас быть? (Радостное, веселое). А какой мультипликационный герой научил нас дарить улыбку своему другу? (Крошка Енот)
1. Упражнение «Передай улыбку и доброе слово».
Цель: установка эмоционального контакта между детьми.
Давайте сделаем большой круг, улыбнемся друг другу и скажем ласковое доброе слово.
Ты мой друг и я твой друг, Вставай скорее снами в круг
Почувствуй радость и тепло, И как с друзьями хорошо.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да, очень.
В: Я предлагаю вам совершить удивительное путешествие. А в путешествие мы отправимся на волшебный остров под названием «Дружба». Собираясь в любое путешествие, люди берут с собой все самое необходимое, в том числе и свои знания секретов дружбы. Как вы считаете, какие секреты дружбы можно взять с собой?
Д: старательность, наблюдательность, трудолюбие, помощь друзьям, доброту, внимательность, заботу, бережное отношение к другу.
Воспитатель: Давайте все эти качества положим в наши сердца, и мы все это возьмем с собой, тогда наше путешествие будет удачным.
А с плохими качествами мы вот как поступим. Возьмем по листу черной бумаги, представим, что это плохие качества (- А какие плохие качества, характеризующие человека, вы знаете? - злость, обида, зависть, гнев) – они дружбу разрушают, скомкаем его руками, можно немного потопать. Листы сложим в мешок и в путешествие их брать не будем. (После, в конце занятия, эти бумажки превращаются в конфеты, при помощи волшебной палочки.).
В: Но в путешествии нас ожидает много препятствий, которые нужно будет преодолеть. Если мы с ними справимся, сможем помогать друг другу, выручать, значит, волшебный остров ждет нас и не сделает нам ничего плохого. Как вы думаете, ребята – что такое остров и где он находиться? Остров - это кусочек земли, окруженный со всех сторон водой. А на чем же мы отправимся к острову? На каком транспортном средстве туда можно добраться? (корабль, подводная лодка, самолет). Но у нас ведь путешествие на волшебный остров. Какое волшебное транспортное средство вы знаете, и в какой сказке оно встречается? (ковер-самолет из сказки «Иван-Царевич и Серый волк»). Правильно, путешествие к острову мы совершим на «ковре-самолете». Как вы думаете, где же нам взять ковер-самолет? Сегодня к нам в группу прислали посылку с письмом. Давайте прочитаем письмо и посмотрим, что же находится в посылке.
«Здравствуйте, дорогие ребята, я узнал, что вы отправитесь на остров «Дружбы» и хотел отправиться вместе с вами, чтобы помочь вам преодолеть трудности, но, к сожалению, не смог. Злая ведьма заколдовала моего друга, и только я, лично, могу помочь ему. Для вас же я посылаю ковер-самолет, на котором вы можете добраться до острова, и волшебную коробочку, она поможет вам в трудную минуту. Чтобы ковер-самолет благополучно доставил Вас на остров «Дружбы», нужно соблюсти некоторые условия: во время полета не ссориться, помогать друг другу и спеть песню о дружбе. Удачи Вам. Прощайте, Ваш добрый друг – Волшебник».
Итак, в добрый путь!
2. Упражнение «Ковер-самолет».
Цель: способствует развитию чувства сплоченности группы, тренировка уверенного поведения в ситуации вынужденного физического сближения.
В: Ребята, встаньте на ковер-самолет, возьмитесь крепко за руки или обнимите друг друга, чтобы не упасть в полете. Закройте глаза и представьте, как вы летите высоко в небе над лесами и морями, реками и горами. Мы поднимаемся все выше и выше, мчимся над облаками. Старайтесь поддерживать товарищей. Нам тесно на ковре-самолете? Какую поговорку можно применить сейчас? (В тесноте, да не в обиде)
(Звучит песня «Когда мои друзья со мной»).
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога,
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много.
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной,
Там где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами,
Где чего-то не пойму,
Разберем с друзьями.
Припев
На медведя я, друзья,
Выйду без испуга,
Если с другом буду я,
А медведь без друга.
Припев
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога,
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много.
В: Вот мы и приземлились на волшебный остров «Дружба». Откройте глаза. Осторожно сойдите с «ковра-самолета». Мальчики пропускают вперед девочек, подают им руку. Впереди я вижу чудесную поляну, но путь к ней нам преграждает болото. Вот и первое испытание. Нам нужно перейти через болото по этим четырем островкам-кочкам, выполнив определенные задания. При выполнении заданий, мы должны оказывать друг другу помощь и поддержку.
3. Упражнение «Пройди через болото».
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Перед детьми на полу лежат четыре круга - «островки-кочки» в ряд, через 20 см друг от друга; в каждом из них карточка с заданием. Выполнив первое задание, дети по одному, помогая друг другу перепрыгивают во 2, 3, 4 обруч.
Задание № 1: Назовите только слова-приветствия (здравствуйте, добрый день, рады встречи с вами, мы рады вас видеть, привет, и т. д.)
Задание № 2: Назовите только слова благодарности (спасибо, благодарю и т. д.)
Задание № 3: Назовите только слова извинения (извините, простите)
Задание № 4: Назовите только слова прощания (до свидания, до скорой встречи)
В: Вы справились с заданием. Скажите, легкими или трудными были задания? В чем представлялась сложность переправы с островка на островок?
Д: удержаться вместе на маленьком островке.
В: Что вы чувствовали, когда вам подавали руку товарищи?
Д: поддержку друзей, уважение, взаимовыручку.
В: Что вы можете сказать друг другу в знак благодарности?
Д: спасибо, благодарю.
В: Ребята, но наш путь лежит дальше, и перед нами небольшая полянка с поваленным бревном. Я предлагаю присесть на бревно и выполнить следующее задание, которое предлагает эта волшебная коробочка.
4. Игра «Сожми кулак, большой палец вверх».
Цель: развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы; развитие произвольности, умения подчиняться правилам.
В: Ребята, слова бывают разные. С помощью слова можно приласкать и прогнать, огорчить и согреть, обидеть и утешить. Необходимо всегда думать, прежде чем что-то говорить.
- Какие слова могут огорчить нас?
Д: плохие слова, не красивые, не культурные, обидные, злые.
В: Какие слова могут утешить?
Д: добрые, ласковые.
В: Нередко бывает так, что все одновременно хотят выкрикнуть ответ на вопрос. А на этой коробочке написано: «Прежде чем открыть крышку, проведите игру «Сожми кулак, большой палец вверх».
- Сейчас я произнесу начало пословицы о дружбе, а вы должны будете проговорить концовку. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: «Раз, два, три – говори, вы все вместе должны будете проговорить ответ».
1. В: Крепкую дружбу … Раз, два, три – говори!
Д: … и топором не разрубишь.
2. В: Друг… Раз, два, три – говори!
Д: …познается в беде.
3. В: Добро всегда… Раз, два, три – говори!
Д: …побеждает зло.
4. В: Без друга… Раз, два, три – говори!
Д: …жить туго.
5. В: Доброе слово лечит… Раз, два, три – говори!
Д: …а плохое калечит.
6. В: Друг за друга держаться… Раз, два, три – говори!
Д: …ничего не бояться.
7. В: В дружной семье… Раз, два, три – говори!
Д:… и в холод тепло.
8. В: Доброе братство… Раз, два, три – говори!
Д: …милее богатства.
Воспитатель: Молодцы ребята, и с этими заданиями вы справились. Устали? Я предлагаю вам веселую паузу.
Физминутка «Дружба» :
Ты ребенок и я ребенок (показывают в парах)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим, друг друга (обнимаются).
В: Молодцы ребята, с игрой вы справились, пора открыть волшебную коробочку.
5. Игра «Волшебная палочка».
Цель: развитие коммуникативных навыков, развитие произвольности, умения подчиняться правилам, идти на уступки.
В: Какая необыкновенно красивая волшебная палочка находится в коробочке.
В: Назовите мне сказку, в которой волшебная палочка помогает совершать чудеса (Золушка). А скажите какие душевные качества помогли Золушке стать счастливой?
Д: доброта, трудолюбие, терпение, вежливость, любовь к животным, уважение к старшим.
В: Волшебная палочка предлагает поиграть в сказочную игротеку.
- Я буду зачитывать строки из сказок, а волшебная палочка будет мне помогать. Право говорить получит тот ребенок, на которого укажет волшебная палочка:
Раз, два, три, четыре, пять – начинаю колдовать!
Палка, палка! Подскажи, на ребенка укажи!
- Вам нужно угадать имя сказочного героя и из какой он сказки, которому очень помогло умение быть настоящим другом.
1. – Раз, два – дружно! – сказали они и всей тяжестью навалились на рычаг,
и ствол дерева стал немного приподниматься…
(Ёжик, Заяц, Зайчиха и белки из сказки Владимира Сутеева «Раз, два – дружно!»)
2. Не тужи, Иван- Царевич, Ложись лучше спать,
Утро вечера мудренее. (Царевна лягушка)
3. А все-таки она в своем стареньком платьице, перепачканном золою, была во сто раз милее, чем ее сестрицы, разодетые в бархат и шелк. (Золушка)
4. – Спасибо тебе, спас ты меня!
- Что ты! Это палочка тебя из беды вытянула!
(Заяц и Ёжик из сказки Сутеева «Палочка-выручалочка»).
5. — Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?
Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:
— Ой, тепло,батюшка!
Тут он сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами. (Старикова дочь – падчерица и Морозко).
6. "Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?" (Доктор Айболит)
7. - Куда же я пущу тебя? Я один тут кое-как уместился.
- Ничего! В тесноте, да не в обиде.
Пустил он ее под грибок. (Муравей и бабочка из сказки В. Сутеева «Под грибом»).
В: Молодцы, а теперь, ребята, я думаю, что мы проголодались и нам нужно подкрепиться.
«Рыбаки и рыбка»
Чем больше участников, тем интереснее игра.
Два участника – рыбки.
Остальные становятся по парам лицом друг к другу в две линии и берут друг друга за руки – это сеть.
Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода.
Она должна проползти на животе под сцепленным руками, которые при этом усердно задевают ее по спине, слегка постукивают по ней, щекочут.
Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся сетью.
Процесс смены ролей повторяется два-три раза.
6. Игра «Волшебный обед».
Цель: развитие коммуникативных навыков, умение согласовывать свои действия с другими, решать поставленные задачи; развитие воображения, творческого мышления.
В: Ребята, закройте глаза, и попробуйте представить место, где вы находитесь. Вы на прекрасном зеленом острове, на котором растет много фруктовых деревьев. Вы собрали различные фрукты, но на острове нет посуды, нет электричества, чтобы с комфортом приготовить обед. Поэтому я предлагаю вам взять большие листья и прямо на них, как на тарелках, разместить свои фрукты.
Объединитесь в пары. Перед вами лежит лист один на двоих и нарисованные фрукты, которые нужно вырезать. Договоритесь, кто и что будет вырезать. Затем при помощи клея закрепите свои фрукты на листе, также работая в паре. В каждой паре согласуйте свои действия друг с другом. Главное старание и умение договариваться. Начинаем работать!
У каждого из вас получилось замечательное блюдо с фруктами. Готово? Не хватает только чудесной приправы. Я предлагаю вам сдобрить свои фрукты самыми лучшими качествами. У меня в коробочке есть волшебная приправа душевных качеств с названиями, но все баночки перепутались. Помогите отобрать полезные приправы для вашего блюда.
7. Игра «Душевная приправа»
Цель: умение детей дифференцировать положительные и отрицательные качества личности.
(Из коробки воспитатель достает баночки с надписями душевных качеств. Дети помогают отбирать положительные качества, изменяя слова в творительном падеже).
В: Ребята, какими качествами вы сдобрили блюдо?
Д: добротой, радостью, улыбкой и т. д.
В: У вас получилось чудесное блюдо!
Легко ли было готовить общее блюдо? Какие трудности и радости вы испытывали в процессе приготовления?
Д: трудно было распределять обязанности, но вместе работать интересней.
В: Спасибо, вам ребята, путешествие с вами доставило мне много приятных минут общения. Сейчас вы передадите мне ваши блюда, мы возьмем их с собой в дорогу.
8. Ребята, волшебный остров предлагает нам пройти последнее испытание на прочность нашей дружбы. Если мы и в этом задании проявим себя как настоящие друзья, тогда нас, по закону Волшебного острова, примут в «Волшебное дружеское братство всей планеты земля». И если Вам когда-нибудь понадобиться помощь, с вами непременно окажется рядом настоящий друг, который поможет в трудную минуту.
Задание «Помоги другу». Нужно разбиться на «тройки», определить пострадавшего и двум здоровым ребятам доставить его в условную больницу. При транспортировке пострадавшего нужно соблюдать максимальную осторожность, заботливость и внимательность.
В: Молодцы, ребята, вы замечательно справились с этим испытанием. Что трудного было в задании? Какую пословицу можно применить к данной ситуации?
Как вы думаете Волшебный остров принял нас в «Дружеское братство»? Мы со всеми заданиями справились?
Тогда нам пора возвращаться в детский сад. Встаньте на «ковер-самолет», возьмитесь крепко за руки или обнимите друг друга, чтобы не упасть с него в полете, и давайте все вместе споем песню о дружбе.
Звучит Песня «Настоящий друг», дети поют.
Дружба крепкая, не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся
Не разлить водой, шутят все вокруг.
В полдень или полночь, друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту,
Вот что значит настоящий верный друг.
В: Вот мы и вернулись в наш детский сад. Сходите с ковра-самолета. А что же мы будем делать с плохими качествами, которые остались в этом мешке?
Д: Выбросить.
В: Но мешок может кто-то найти и эти качества проникнут ему прямо в сердце. Давайте попросим волшебную палочку помочь нам еще раз.
Д: Давайте попросим.
В. и Д. произносят вместе слова-заклинания:
Раз, два, три, четыре, пять – начинаем колдовать.
Палка, палка, помоги!
Зло, гнев, зависть – в конфеты преврати.
В: Вот так чудо! В сказках за хорошие поступки героев всегда награждали. Так и у нас с вами получилось. Не правда ли? Спасибо вам за наше замечательное путешествии. Поблагодарите друг друга. Попрощайтесь с нашими гостями.