Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Путешествие на метеостанцию»

Наталья Лысенко
Мастер-класс для педагогов «Путешествие на метеостанцию»
▼ Скачать +Заказ

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №7 «Алёнка»

г. Карачев

Мастер класс для педагогов на тему :

«Экскурсия на метеоплощадку»

Разработала и провела:

воспитатель высшей категории:

Лысенко Наталья Николаевна.

Цель: Повышение компетентности педагогов в области развития исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с использованием объектов метеоплощадки.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Путешествие на метеостанцию“» размещена в разделах

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим мастер класс по знакомству с метеоплощадкой.

В связи с введением ФГОС ДО возникла необходимость изменения образовательной среды, включающей систему условий социализации и развития детей.

Ребенок - дошкольник ориентирован на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Чтобы поддержать интерес к наблюдениям и активизировать работу по экологическому воспитанию, есть интересные формы и методы работы с детьми.

Одной из таких форм является метеоплощадка.

Чему могут научиться дети, работая на метеоплощадке?

- Познакомятся с приборами - помощниками, будут использовать их для определения состояния погоды.

- Научатся определять направление и силу ветра, количество выпавших осадков, используя для этого специальные приборы.

- У ребят сформируются элементарные экологические знания и представления через прогнозирование.

- Будут развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов, а также познавательную активность и любознательность.

- Научатся последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы.

- Расширят словарный запас.

Рассмотрим какой же должна быть метеоплощадка в ДОУ.

Устройство метеоплощадки

Наша метеоплощадка располагается на открытом и типичном для окружающей местности участке.

Схема метеоплощадки

Метеоплощадка имеет квадратную форму с направлением сторон с севера на юг и с востока на запад.

Оборудование метеоплощадки :

Солнечные часы - прибор для измерения времени по солнцу.

Основная деталь круглая столешница. На ней имеются обозначения сторон света и деления с цифровыми обозначениями времени светового дня. По центру, перпендикулярно его плоскости, расположена металлическая деталь в виде цилиндра. В солнечную погоду тень от неё служит стрелкой от солнечных часов и указывает на время в настоящий момент.

Время по солнечным часам определяют в ясную погоду. Нужно встать так, чтобы не затенять стол и посмотреть на тень от цилиндра. Она будет ориентирована на нужное значение на циферблате часов.

Метеобудка защищает метеорологические приборы (термогигрометр и барометр) от прямых солнечных лучей, ветра и осадков. Благодаря беспрепятственной циркуляции воздушных масс температура, влажность и атмосферное давление в метеобудке такие же, как и снаружи.

Термогигрометр - метеорологический прибор объединяющий термометр и гигрометр

Термометр спиртовой служит для определения температуры воздуха.

Гигрометр предназначен для определения относительной влажности воздуха. Влажность – мера, характеризующая содержание водяных паров в воздухе. Относительная влажность – это количество воды, содержащейся в воздухе при данной температуре по сравнению с максимальным количеством воды, которое может содержаться в воздухе при той же температуре в виде пара. Влажность воздуха определяют по показанию стрелки гигрометра и записывают в виде числового значения и знака «%».

Барометр - метеорологический прибор для определения атмосферного давления.

Барометр отмечает перемены, происходящие в воздухе. Напоминает часы. Только у него одна малоподвижная стрелка, которая обычно указывает на цифру «754». Вторая стрелка— контрольная. Ею мы отмечаем, куда передвинулась первая стрелка. Над цифрой «754» написано: «Переменно», слева от этого слова стоит «Дождь», а еще левее «Буря». Справа есть слова «Ясно» и «Сушь». Когда стрелка стоит на «Переменно», обычно не бывает плохой погоды. В небе плывут облака, светит солнце, и только в редких случаях выпадает кратковременный дождь. Если от «Переменно» стрелка движется вправо, мы обычно не ждем плохой погоды. Зато, когда стрелка упорно идет влево— запасайся плащом или зонтиком. Воздух насытился водяными парами, надо ждать осадков: летом — дождя, а зимой —снега. Конечно, барометр не предсказывает погоды — он отмечает перемены, происходящие в воздухе. А уж мы, глядя на него, знаем, какой погоды можно ждать.

Флюгер – метеорологический прибор для определения направления ветра.

Флюгер состоит из неподвижного вертикального стержня и подвижной части — флюгарки (петушок на стреле, которая вращается на стержне и устанавливается по ветру. На нижней части стержня находятся штифты для ориентировки направлений по сторонам света. К штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В, для лучшей ориентировки детям. Ориентировка флюгера по сторонам света выполнена с помощью компаса.

Флюгер позволяет определить направление ветра. Под воздействием ветра флюгер устанавливается таким образом, что флюгарка со стрелой указывает направление, откуда дует ветер. Например, если стрела флюгера смотрит на восток, то ветер дует с востока.

Ветряной рукав - метеорологический прибор, с помощью которого определяют направление и относительную силу ветра.

Позволяет определить силу ветра:

• Штиль – листья на деревьях не подвижны, рукав не устанавливается по ветру.

• Тихий ветер – колышутся отдельные листья, колеблется рукав.

• Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят.

• Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав.

• Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав.

• Свежий ветер – качаются ветки и тонкие стволы деревьев, вытягивается рукав.

• Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, рукав вытягивается во всю длину.

Дополнительно для оценки направления и скорости ветра можно использовать любые косвенные признаки, позволяющие произвести эту оценку.

Кормушка для птиц – предназначена для подкормки птиц и наблюдение за ними в любое время года. Металлический кронштейн в комплекте предназначен для фиксации кормушки на столбе на удобной для наблюдений высоте.

Наблюдение за птицами на метеоплощадке позволяет учить детей узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу. Развивает наблюдательность и память, воспитывает доброжелательное отношение к птицам.

Осадкомер – прибор для измерения уровня выпавших осадков. Осадкомер состоит из мерного ведра в форме усеченного конуса и пластикового мерного стакана со шкалой. Цена деления равна 2 см3 ( 100 делений: одно деление стакана соответствует слою воды в ведре высотой 0,1 мм).

Наблюдения за атмосферными осадками состоят из определения вида осадков, их интенсивности, времени выпадения и измерений количества выпавших осадков. Количество осадков измеряется высотой (в миллиметрах) слоя воды, образовавшегося на горизонтальной поверхности от выпавшего дождя, мороси, обильных рос, тумана, растаявшего снега при отсутствии стока, просачивания.

Воду из ведра сливают в мерный стакан и по шкале на стенке стакана определяют, сколько миллиметров осадков выпало за наблюдаемый период. При измерении количества твердых осадков (снег) снятое ведро на некоторое время оставляют в теплом помещении, чтобы дать осадкам растаять.

Линейка для измерения снежного покрова – измерительный прибор, который помогает определить глубину снежного покрова. Это металлическая планка, покрашенная в ярко-желтый цвет и вкопанная в землю. На одной из сторон от уровня земли черной краской нанесены деления для измерения толщены слоя снега в сантиметрах. За высоту снежного покрова принимают значение, соответствующее первому видимому делению на уровне поверхности снежного покрова.

Наблюдение за снежным покровом заключается в измерении его высоты. Характер залегания снежного покрова определяется по признакам:

- Равномерный (без сугробов);

- Умеренно неравномерный (небольшие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами;

- Очень неравномерный (большие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами;

- С проталинами – лежит только местами.

Подставка для цветов – металлическая конструкция из вертикального столба и двух горизонтальных перекладин с кольцами для установки цветочных горшков.

В горшки высевают семена цветов «Вестников погоды» (маленькие подсолнухи, петунья, календула, бархатцы). Дети ведут систематические наблюдения за реакцией цветов на погоду и природные явления. В дальнейшем пользуясь подсказками этих и других цветов-барометров, ребята сами определяют, будет ли в ближайшее время дождик.

Визуализатор погоды – наглядная панель, с помощью которой педагогу легко научить детей систематически записывать наблюдения. Одна сторона предназначена для наглядного отображения дней недели, температуры воздуха, состояния облачности и погодных явлений, другая – для указания времени года, месяца, фазы луны и направления ветра. Для этого ползунок сдвигают по рабочей шкале вверх или вниз и фиксируют его в прорези – делении напротив соответствующего значения.

Стенд магнитно-меловой - стенд предназначен для наглядного представления материала. Примеры использования:

- Рисование и изучение с детьми условных обозначений осадков, тумана, изморози;

- Отражение динамик погодных условий. Например, температуры: стрелка вверх – сегодня теплее, чем вчера, стрелка вниз – холоднее. Так же можно вести таблицу прогноза погоды на каждый день.

- Размещение плакатов с изображением всех времен года, чтобы дети определили по картинке, какая сейчас пора.

Ловец облаков – представляет собой вращающуюся композитную панель квадратной формы. В центре панели есть квадратное смотровое окно, вокруг него – подписанные изображения 8 видов облаков.

Регулируя панель вверх-вниз и вправо-влево, следует навести смотровое окно на участок неба с облаками. Затем вид в окне сравнить с изображением облаков на информационной панели и определить вид: кучевые, слоистые, перистые, высококучевые, перисто-слоистые, кучево-дождевые, высокослоистые туманообразные, перистые хлопьевидные.

Гололедный станок – приспособление служит для наблюдения за отложениями гололеда, мокрого снега. Представляет собой ровный, горизонтально ориентированный металлический диск. Измерения гололеда и мокрого снега проводят либо по толщине отложения на поверхности станка, либо по количеству воды, получившейся после таяния намерзшего слоя.

Журнал наблюдений за погодой – тетрадь с таблицами, схемами и списком условных обозначений для каждодневного учета погодных условий и явлений природы в течение всего учебного года.

Программа работы на метеоплощадке – включает в себя детальное описание каждого занятия на метеоплощадке. Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Работа осуществляется по направлениям: знакомство с метеостанцией, знакомство с приборами, изучение природных явлений, знакомство с народными приметами. Программа разделена на 4 основных блока: осень, зима, весна, лето. Каждый блок состоит из 7 занятий и 1 проекта.

Итак, сегодня мы подробно ознакомились со всеми объектами нашей метеоплощадки, что позволит вам в дальнейшем эффективно использовать метеорологические приборы в работе по развитию исследовательской деятельности детей.

Публикации по теме:

«Путешествие в Ситцевую Страну». Консультация для педагогов. Часть 1, обзорная«Путешествие в Ситцевую Страну». Консультация для педагогов. Часть 1, обзорная Сегодня, по многочисленным просьбам, я приглашаю вас в путешествие в Ситцевую Страну (и не только). Я расскажу, что, как и почему; откуда.

Фотоотчет «Экскурсия на метеостанцию города Вологды»Фотоотчет «Экскурсия на метеостанцию города Вологды» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хотим предложить вашему вниманию новый материал о том, как мы вместе с родителями и ребятами в выходные.

Конспект мастер-класса для педагогов «Путешествие в страну сказок и фантазии»Конспект мастер-класса для педагогов «Путешествие в страну сказок и фантазии» Конспект мастер-класса для педагогов «Путешествие в страну сказок и фантазии» Цель: Формирование умений детей проводить элементарную инсценировку.

Конспект занятия «Экскурсия на метеостанцию» с детьми подготовительной группыКонспект занятия «Экскурсия на метеостанцию» с детьми подготовительной группы Задачи. Познакомить детей с профессией метеоролога, с понятием «прогноз погоды», «природные явления». Закрепить знания детей о приборах,.

Мастер-класс для педагогов «Царство эмоций»Мастер-класс для педагогов «Царство эмоций» Цель: создание эмоционально позитивного психологического климата в группе. Задачи: -развитие способности понимать эмоционально состояние.

Мастер-класс для педагогов «Путешествие в песочную страну на остров детства»Мастер-класс для педагогов «Путешествие в песочную страну на остров детства» Участники: воспитатели. Форма проведения: путешествие. Продолжительность мастер-класса: 25 минут. Продукт мастер-класса: сказочная композиция.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Путешествие на метеостанцию»
Опубликовано: 14 августа 2024 в 16:29
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Путешествие на метеостанцию»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Лысенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД