Наталия Смирнова
«Путешествие в Ситцевую Страну». Консультация для педагогов. Часть 1, обзорная
Консультация для педагогов. Часть 1, обзорная
Сегодня, по многочисленным просьбам, я приглашаю вас в путешествие в Ситцевую Страну (и не только). Я расскажу, что, как и почему; откуда все берется, как именно делается и почему делается так, а не иначе.
Начать, наверное, придется очень издалека… Коллективные творческие работы я делала с детьми всегда. Вот сколько лет работаю, столько и делала.
Публикация «„Путешествие в Ситцевую Страну“, Консультация для педагогов, Часть 1, обзорная» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Начинала я с больших «раскрасок», нарисованных мной на обоях. Как сейчас помню, была это серия рисунков по сказкам Пушкина. С использованием нетрадиционных техник рисования дети их «оживляли».
Шли годы, уходили в школу одни дети, а им на смену приходили другие. Уже давно первые мои воспитанники привели мне в группу своих детей… За это время вырос и мой опыт.
Постепенно, методом проб и ошибок, я пришла к выводу, что самая продуктивная коллективная работа- это коллаж. Почему, спросите вы? Да потому, что в создание такой работы могут принять участие абсолютно ВСЕ дети группы, в не зависимости от того, как у кого развиты те или иные творческие навыки. А те навыки, какие пока еще не очень развиты будут совершенствоваться в процессе работы.
Что и как делалось и делается я расскажу непосредственно опираясь на наши работы.
Итак, Ситцевая Страна. Началась она не с деревни Снегирево, которая была первой деревней этой страны, а с
«Рождественского городка»
Подробно о Рождественском городке
Рождественский городок Делали мы его, когда моим ребятам не было еще 5 лет. Работа получилась красивая, даже очень. Не смотря на кажущуюся сложность делается достаточно легко.
Техники используемые в работе: декупаж, аппликация из шариков салфеток, торцевание (тогда пробовали первый раз, немного аппликации из гофрированной бумаги (делала я- очень пачкается).
Посмотрев и повосхищавшись работой мы, взрослые, между собой решили, что, конечно, красиво, но не русское то Рождество)
Так родился проект «Русский дух», а уж в рамках этого проекта была построена волшебная Ситцевая страна.
Первую деревню,
Снегирево
, мы делали в январе прошлого года. Подробно о Снегирево можно прочитать здесь Деревня Снегирево
Работа ОЧЕНЬ проста в исполнении. Посмотрите сами: основное пространство листа застелено ватой. Вообще, «зимние» работы из-за «снежного покрова» делать легче, чем летние.
Дома сделаны их бумажных трубочек. Бумагу брали тоньше, чем для принтера (на пачке было указано «Для черновиков», по карандашу скатались трубочки легко. Взрослому придется помочь детям обрезать трубочки под необходимый размер (лучше резать макетным ножом).
На ватмане рисуем эскиз деревни. Небо раскрашиваем (тут уж как фантазия подскажет, собираем дома и красим их. Наличники дети наклеивали сами, а вырезала их из салфеток я (салфетки тонкие, у детей плохо получалось). Объемные ели из петелек (на сайте перед Новым годом бывает много мастер-классов, как сделать подобные елки).
В этой работе впервые использована «визитная карточка» Ситцевой Страны- лоскутная рамка.
Весной прошлого года была построена следующая деревня-
Лукошкино
.
Вот тут уже техник использовано больше. Фон впервые делали гофрированной бумагой и поэтому, по тогдашней неопытности, получилось у нас лето вместо весны.
Дома собирали из коктейльных трубочек, а крыши делали из карандашной стружки. Еще использовались декупаж и торцевание.
Должна сказать, что все «сельские храмы» строю я сама (по морально- этическим соображениям).
Вот на «Лукошкино» заканчивается определенный этап в наших работах: все работы, о которых я говорила выше стационарные, то есть собирались сразу из мелких деталей на большом листе.
Скажу сразу- это не очень удобно. Ведь одну работу мы, бывает, делаем несколько недель и недоделанную работу надо куда то убирать…
Вот тут я и решила попробовать делать с ребятами модульные работы. Т. е. делать элементы, а уже потом собирать их в одно целое.
Так появилась работа
«Стоят березки русские»
тут Особенность этой работы в том, что сами березки мы делали на занятие по аппликации Здесь
Первая наша «Ситцевая» работа в старшей группе была осенняя деревня
Грибково
Грибково Работа почти целиком собрана из отдельно сделанных частей (только дома собирали сразу на листе). В этой работе мы попробовали практически все «широкие» возможности салфеток и дело нашлось каждому и по умениям, и по пристрастиям.
Далее по независящим от нас причинам, был у нас «творческий» перерыв. Но вот перед Новым годом в Ситцевую страну пришел праздник Новый год Работа целиком модульная, на большом листе собиралась за один день.
Особенность этой работы: впервые на «улицах» появляются жители. Кукол делаем по типу «куклы- колокольчик», вместо ниток используем резиночки для плетения. В этой же работе пробуем делать иней солью (нам не очень понравилось, хотя смотрится и красиво).
Ну и последняя наша работа-
Масленица в Ситцевой стране
Масленица Делалась работа около двух недель, а собиралась за один день. Для этой работы мы использовали домики, которые сделали на занятие по оригами. Использовались тут и приемы лепки из соленого теста (у нас специальный пластилин).
Это, так сказать, краткая экскурсия).
Отвечу еще на несколько вопросов и, с вашего позволения, дам несколько советов.
Меня часто спрашивают: откуда берутся сюжеты? Да отовсюду) Это может быть картинка в детской книжке, рисунок с папки для цветного картона (так было с Рождественским городком); просматривая каталог схем для вышивки я нашла прототипы Снегирево и Лукошкина; а Масленицу подсмотрела на кадре презентации «Масленица на полотнах русских художников».
Если вы решили сделать подобные работы необходимо соблюдать несколько правил:
- прежде, чем предложить делать детям, хорошо обдумайте, что и как (и из чего) будите делать.
- подбирая материалы к работе учитывайте их вес. На наших работах куколки сделаны их салфеток неспроста- из ткани просто не будут держаться.
- обязательно попробуйте сначала сами сделать все элементы, что бы можно было подробно рассказать детям что и как;
- прежде, чем начать делать работу запаситесь достаточно большим количеством «полуфабрикатов» (трубочек из салфеток, гофропетелек и т. к.) Вероятно, если чего-то не хватит в процессе работы, вам придется доделать недостающие элементы самим: дети очень неохотно возвращаются к «началу пути». Так что в случае необходимости, скатайте недостающие трубочки и шарики сами, а дети пусть из них клеят, строят, мастерят.
- НИКОГДА НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ детей что-то делать. Не хочет- не надо, сделает завтра что-то другое.
- обязательно обсуждайте с детьми ход работы, будет совсем не плохо если вы придумаете про нее какую-нибудь интересную историю.
Вот на сегодня и все, но я думаю, что мы еще вернемся к этому разговору. Вероятно, если вам будет интересно, стоит опубликовать серию мастер- классов как сделать те или иные элементы.
Благодарю за внимание!