Наталья Суханова
Конспект ООД «Путешествие к звездам» с использованием интеллект-карт (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизировать знания детей о планетах Солнечной системы.
Задачи:
образовательные:
– закрепить понятия «космос», «Вселенная»;
– научить составлять интеллект-карты;
развивающие:
– развить навыки работы с интеллект-картой;
– сформировать навыки творческого рассказывания, умения придерживаться избранной сюжетной линии;
воспитательные:
– воспитывать уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса;
– воспитывать привычку работать сообща.
Публикация «Конспект ООД „Путешествие к звездам“ с использованием интеллект-карт (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2021
Активизация словаря: звездное небо, планета, созвездия, космический корабль, спутник, космический полет, скафандр, конструктор Сергей Королев, Вселенная, галактика, планеты.
Оборудование: воздушные шары, фломастеры (по количеству детей); образец интеллект-карты по теме ООД; экран, презентация.
Ход ООД:
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы поговорим с вами о планете Земля. Еще в древности люди решили, что она круглая. Отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь в одном и том же направлении, они возвращались туда, откуда начали путешествие. Сейчас мы это сами увидим. Возьмите по одному воздушному шару и фломастеру. Представьте, что вы отправляетесь путешествовать. Отметьте точку на верхушке шара – это наш город. Проведите свой путь фломастером, который пойдет все время вниз.
Дети рисуют фломастером путь и поворачивают шар за движением фломастера.
Воспитатель:
Видите, мы оказались в той точке, откуда начали свой путь. А вы знаете, что окружает Землю? Ее окружает огромное пространство – космос. (Показывает заполненную интеллект-карту.) Это пространство заполнено различными космическими телами – звездами, планетами, кометами, метеоритами. И сейчас мы исследуем его: отправимся в путешествие к звездам.
На экране демонстрируется слайд «Звездное небо».
Воспитатель выкладывает на столе картинку с изображением ракеты в небе – главная тема интеллект-карты.
Воспитатель:
Было время, когда люди считали Землю плоской. Они думали, что днем она накрыта голубым колпаком – небом, по которому движется Солнце. А по ночам огромный великан закрывает ее черным колпаком. Колпак этот весь в маленьких дырочках, через которые на Землю попадает свет. Вот эти дырочки
и есть звезды. Только потом ученые выяснили, что звезды – это газовые шары, излучающие свет. Но нам они кажутся маленькими, потому что находятся очень далеко. А какая звезда к нам ближе всех?
Дети: Солнце.
Воспитатель: Да, это единственная звезда Солнечной системы. Она дает нашей планете свет и тепло, и без нее не было бы жизни на Земле.
На экране демонстрируется слайд «Солнце».
Воспитатель:
Звезды, которые мы видим на небе ночью, различаются величиной и яркостью.
Назовите самые яркие звезды ночного неба?
Дети: Сириус, Альдебаран.
Воспитатель:
Верно! Это ярчайшие звезды ночного неба. Объединяясь в группу, звезды об- разуют созвездие. Предлагаю вам рассмотреть созвездия поближе и расска- зать то, что мы о них знаем.
Работа с интеллект-картами
Воспитатель выкладывает картинку с изображением телескопа – главная тема интеллект-карты «Созвездия». Затем дети и педагог выкладывают картинки с изображением созвездий и по очереди рассказывают о них.
Воспитатель выкладывает картинку созвездия Северного полушария неба – Большая Медведица.
Воспитатель:
Древние люди оставили нам много сказок про звезды. Видите на картинке семь ярких звезд? Кажется, что на небе точками нарисована кастрюля. Это созвездие Большая Медведица. Недалеко от этого созвездия горит в небе Полярная звезда. Она не такая уж и яркая, но показывает направление на север.
Воспитатель выкладывает картинку созвездия Северного полушария неба – Кассиопея.
Воспитатель:
А вот еще созвездие. Пять звездочек похожи на букву М, у которой расползлись в стороны ножки. Древним людям они напоминали полулежащую на кресле девушку. Это созвездие Кассиопея. Какие еще есть созвездия?
Ребенок: Вокруг созвездия Кассиопея есть три других: Цефей, Андромеда, Персей.
Ребенок:А здесь звезды рассыпались в виде креста. Это созвездие Лебедь.
Ребенок: А это созвездие Орион – сказочный бесстрашный охотник,
который замахну ся дубинкой на какого-то огромного зверя.
Ребенок:А на другой стороне неба притаился Скорпион. Когда смотришь на эти звез- дочки, кажется, что в темноте блестит длинный хвост необычного насекомого.
Воспитатель: Звездное небо – это целая книга сказок. Давайте полюбуемся, какое красивое у нас получилось небо.
Воспитатель обращает внимание детей, что у них получилась интеллект-карта с созвездиями.
Воспитатель:
У Солнца есть друзья. Это девять планет, которые вращаются вокруг него. Ка- кие вы знаете планеты Солнечной системы?
Воспитатель выкладывает картинку с изображением Солнца – главная тема интеллект-карты «Солнечная система».
Затем дети выкладывают картинки с изображением разных планет и рассказывают о них. Параллельно на экране демонстрируется слайд «Солнечная система».
Воспитатель:
Слово «планета» в переводе с греческого означает «блуждающая». Если звезды стоят на месте, то планеты движутся. Одни из них ближе к Солнцу, другие дальше от него. Среди них и наша планета Земля. Планеты сами не светят. Они светят только потому, что горит Солнце. Все они вращаются вокруг Солнца. Вы знаете, сколько кругов делают разные планеты за один год?
Ребенок:Самая быстрая планета – Меркурий. За год она обегает вокруг Солнца
четыре раза.
Ребенок:Планета Венера за год делает два круга вокруг Солнца.
Ребенок: Земля обходит вокруг Солнца в течение года один раз, а Марс – половину круга.
Воспитатель: Все верно! Итак, мы вспомнили, что в Солнечной системе есть звезда – Солнце, вокруг которой вращаются девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Планеты расположены очень далеко, поэтому ни одна из них не видна на небе, как Луна. Но мы с вами можем на них посмотреть на нашей карте.
Воспитатель обращает внимание детей,что у них получилась интеллект-карта «Солнечная система».
Воспитатель:
Чтобы изучить космическое пространство, люди мечтали полететь в космос. Но первыми космонавтами были животные. А 12 апреля 1961 года мечта сбылась – в космос отправился космический корабль с человеком на борту. Это был наш космонавт Юрий Гагарин. После этого в космосе побывали и другие космонавты. Благодаря космонавтам и ученым сегодня мы с вами знаем много о планетах, созвездиях, кометах. Но о космонавтах и освоении космоса мы поговорим на следующем занятии.
В ходе ООД на темы «Животные – покорители космоса» и «Наши космонавты – чудо всей Земли» дети составляют интеллект-карты с главными темами : «Животные – космонавты» и «Люди – космонавты».