Низамова Дания
План-конспект экспериментально-познавательной деятельности «Путешествие чудесной капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования "город Бугуруслан"
"Детский сад присмотра и оздоровления №1"
План – конспект
экспериментально – познавательной деятельности
для детей подготовительной группы
«Путешествие чудесной капельки»
Автор: Низамова Дания Ахметовна
Цель: Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
ЗАДАЧИ:
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.
Развивающие:
Публикация «План-конспект экспериментально-познавательной деятельности „Путешествие чудесной капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- способствовать развитию наблюдательности, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов;
- способствовать развитию слухового и зрительного внимания, мелкой и общей моторики.
Образовательные:
- познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека;
- познакомить детей со стихотворениями, загадкой и поговоркой о воде;
- совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов;
- ввести в активный словарь детей слова: пресный, круговорот, фильтр;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью.
Работа над словарем: пресный, круговорот, фильтр.
Приемы руководства деятельности детей :
Прием постановки целей и мотивации деятельности детей :
ознакомление со свойствами воды, познавательная игра.
Прием активизации деятельности детей в процессе НОД:
погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, обогащение органов чувств, анализ и выводы.
Приемы организации практической деятельности детей :
Беседа с просмотром презентации, сюрпризные моменты, превращение, использование схем, моделирование.
Прием поддержания интереса у детей.
Музыкальное сопровождение, физкультурная пауза, чередование детской деятельности.
Прием оценки и самооценки.
Поощрение, определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения НОД:
- доска с прикрепленными к нему капельками;
- картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи;
- глобус;
- ведро;
- кувшин;
- аудиозаписи и картинки: «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь», музыка-фон;
- картинки: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно»;
- водяная мельница;
- емкости с водой, пипетки, камни, пластмассовые кубики, емкости с песком и почвой;
- стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, ватой, марлей, салфетки;
- фильтр,
- слайды.
Виды детской деятельности в НОД :
Игровая.
Коммуникативная.
Продуктивная.
Познавательно - исследовательская.
Музыкально художественная.
Чтение художественной литературы.
Планируемые результаты :
Личностные: воспитание нравственных качеств, умение действовать самостоятельно, проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.
Интеллектуальные: развитие у воспитанников интереса, формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности, умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи.
Физические: развитие двигательного воображения
Критерии оценки деятельности детей в НОД
Активность: ребенок задает вопрос, активно участвует в продуктивной деятельности.
Самостоятельность: самостоятельно решает поставленные перед ним задачи.
Взаимодействие со сверстниками и взрослыми: обращается за помощью к взрослому и оказывает ее своим сверстникам.
Сопереживание: вызывает сопереживание к своему здоровью.
Эмоциональность: сюрпризные моменты и музыкальное сопровождение помогает сохранить и понять эмоциональный настрой детей.
Проявление волевых усилий: комментирование и проведение исследования, которые требует волевых усилий.
Самооценка: аргументирует самооценку.
Интеграция образовательных областей:
Области Интеграция Решаемые задачи
Познание Рассматривание слайдов «Путешествие капельки» с комментариями. Способствовать расширению и углублению представлений о воде, умение самостоятельно действовать, принимать активное участие в деятельности
Коммуникация Беседа, стихи, поговорки, рассказы о свойствах воды. Учить использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Прививать умения планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Музыка Музыкальное сопровождение при рассматривании слайдов, физминутки. Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальное произведение. Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.
Труд Опыты и эксперименты с водой. Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми
(договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве). Воспитывать нравственные качества взаимопомощи, бережное отношение результатам своего труда.
Художественное творчество Рассматривание картин, просмотр слайдов о воде, слушание музыки, формирование у детей художественный вкус. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя, реагировать на музыкальные произведения.
Физическая культура Физминутка
Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни, закреплять знания о свойствах воды.
Чтение художественной литературы Загадывание загадки, поговорки, чтение стихотворений. Воспитывать любовь к художественной литературе.
Безопасность Знание правил поведения в группе, умение свободно передвигаться в помещении. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
План НОД
1 Вводная часть: 3 мин.
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
Анализ обследования, выводы
2. Основная часть: 20 мин.
Показ слайдов о воде, свойствах воды,, с комментированием, дискуссией, рассказы детей. загадывание загадок, чтение стихов. поговорок о воде
Физминутка «капелька игривая», " капелька исследовательница".
3. Заключительная часть: 2 мин.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов НОД.
Длительность НОД 25 мин
Ход занятия:
- Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Мы с вами поработаем в «Лаборатории Почемучек». Нас ждут интересные опыты и открытия. Вы готовы?
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки поработают,
Ножки потопают.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
- Ребята я вам загадаю загадку, а если вы отгадаете, то ответ появится на экране
С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда —
Руби хоть топором!
Нагрей ее — и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут ее —. (вода)
Слайд 1 (вода)
- Приготовьтесь познакомиться с главным героем нашего занятия в «Лаборатории почемучек».
Сюрпризный момент «Тучка с капельками»
- Сегодня чудесные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному. А те дети, которые будут особенно старательны и активны, смогут срезать чудесные капельки и складывать в этот кувшин.
Далее по ходу занятия каждую капельку срезает один из детей и кладет в пустой графин.
1. Капелька бережливая
- Капелька первая — капелька бережливая.
Она принесла вам вот этот предмет.
Слайд 2 (Показ глобуса)
- Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус — так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.
Синий цвет на глобусе означает … что? Воду.
Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много.
Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая.
Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.
Не соленой — пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».
Эксперимент «Берегите воду»
Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.
- Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало.
Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.
2. Капелька ученая
- Капелька вторая — ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.
Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»
Слайд 3
- Каждый день восходит на небе солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.
На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо — с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.
Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря.
Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается — круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».
3. Капелька звучащая
слайд 4,5,6,7
Дидактическая «песни воды»
«Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь». Дети слушают аудиозаписи со звучанием воды в ручье, море, водопаде, дожде
«Водопад» «Море»
С высоты большой срываясь, Шириною широко,
Грозно водопад ревёт Глубиною глубоко,
И, о камни разбиваясь, День и ночь
Пеною встаёт. О берег бьётся.
«Ручей» «Дождь»
Ручей бежит по горным склонам, Мочит рощу, лес и луг,
Тараторя сам с собой, Город, дом и все вокруг!
И в густой траве зелёной Облаков и туч — он вождь!
Прячет хвостик голубой. Поливает землю дождь.
4. Капелька труженица
слайд 8
Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.
Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. (Показ картинки).
Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки).
Наблюдение за водяной мельницей.
Дети льют воду на водяную мельницу и рассматривают принцип ее работы.
- Вот так вода работает на гидроэлектростанциях – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы.
(Показ картинки).
5. Капелька любопытная
- А эта капелька очень любопытная. Она хочет узнать, что вам известно про воду.
-Какая бывает вода? Подберите слова, отвечающие на вопрос «какая вода?».
Соленая, пресная, горячая, холодная, чистая, грязная, морская, речная, сладкая, газированная.
-В каком виде бывает вода? Жидкая, твердая (снег, лед, град, газообразная (пар).
-Какой вкус у воды? У воды нет вкуса.
-Какой у воды запах? У воды нет запаха.
-Какого цвета вода? Бесцветная, прозрачная.
-Какой формы вода? Вода принимает форму того предмета, в который ее налили.
6. Капелька игривая
слайд 9
Динамическая пауза «Тучка и капельки»
К речке быстрой мы спустились, Шагаем на месте.
Наклонились и умылись. Наклоны вперед, руки на поясе.
Раз, два, три, четыре, Хлопаем в ладоши.
Вот так славно освежились. Встряхиваем руками.
Делать так руками нужно: Круги двумя руками вперед.
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль. Круги руками вперед поочередно.
Все, как один, плывем как дельфин. Прыжки на месте.
Вышли на берег крутой Шагаем на месте.
Но не отправимся домой
7. Капелька живительная
- Есть такая поговорка: «Где вода — там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
- Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.
- Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут.
- А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной.
- А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук.
- А если человек не будет пить, то не сможет прожить без воды больше трех дней.
Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
- Вы запомнили поговорку?
«Где вода -там жизнь!»
8. Капелька исследовательница
- А эта капелька предлагает вам исследовать, как вода впитывается разными веществами.
Детям предлагается с помощью пипетки капнуть водой на камень, на емкости с песком и почвой, пластмассовый кубик, затем исследовать полученные результаты и сделать вывод, какие вещества впитывают воду, а какие не впитывают.
9. Капелька чистюля
Наблюдение за фильтрами
- К сожалению в трубах, которые несут нам воду,
вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду.
- А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра).
Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.
Опыт «Фильтрование воды»
Сейчас мы попробуем сами очистить
воду с помощью фильтра.
В стакан с водой добавьте песок и перемешайте.
- Какой стала вода? Вода стала мутной.
Попробуем очистить воду с помощью самого
простого фильтра — тряпочки из ткани.
Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду.
- Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.
А сейчас капелька бережливая напоминает нам,
что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке?
Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря.
Конечно, эта вода в ведре не пропадет.
- Для чего ее можно использовать? Предлагайте. Для полива комнатных растений, отдать няне для уборки или мытья посуды, использовать для рисования.
Капельки-волшебницы в реки собираются,
Напоить всю Землю-Матушку стараются.
Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,
Ходят к водопою звери по тропинкам.
А детишкам малым водичка всех нужнее –
С нею мы растем, с нею здоровеем.
Знаем мы теперь, как воду поберечь –
Просто так из крана она не будет течь!
Есть у нас сантехник, он следит всегда,
Чтоб нигде не капала чудесная вода.
Берегите воду, воду берегите!
Итог. Ребята, наше занятие подходит к концу в «Лаборатории почемучек».
- Что нового и интересного вы узнали на занятии?
- Что вам больше понравилось?
- Кому вы об этом расскажете?
Дегустация чистой воды.
Пока дети разглядывали ведро с набежавшей водой, графин с капельками меняют на графин с чистой питьевой водой. Детям предлагается попить воду.