Ирина Ивановна Бортникова
«Птицы малые — вестники весны». Занятие в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Задача: Познакомить с традициями весенних народных праздников – «Сороки».
Развивать умение работать с соленым тестом. Учить создавать выразительный образ птички. Закреплять приемы лепки, умение пользоваться приспособлениями для работы с тестом. Учить работать аккуратно, доводить дело до конца. Воспитывать интерес к народным обычаям и традициям.
Материал: Соленое тесто, дощечки, стеки, вилочки, трубочки, палочки, влажные салфетки.
Ход занятия : Воспитатель и дети стоят около макета дерева. На дереве прикреплены изображения зимующих птиц.
Публикация «„Птицы малые — вестники весны“, Занятие в средней группе детского сада» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Ребята, какое сейчас время года. Правильно, весна. А, что происходит весной. (ответы детей) Конечно, светит яркое солнце, дни стали длиннее, появляется травка. И, конечно, прилетают перелетные птицы из жарких стран. А кто знает какие птицы прилетают к нам. (ответы детей) Посмотрите, вот эти птички. Они прилетели к нам. Давайте поможем им расположиться на нашем дереве. Я прочту вам стихи, а вы узнавайте, что же это за птичка.
«Скворушка, прилетай, себе домик выбирай На дереве высоком, с крылечком широким. Ты позвонче свисти, да почаще щебечи!»
- Узнали, ребята. Это скворец. Он прилетает к нам из жаркой Африки. Посадим его на наше дерево.
«Кукушка, кукушка, покукуй нам счастье накуй!»
– Да, ребята, это кукушка. И ее посадим на веточку.
«Утром, ранней весной запоет певец лесной».
Это стихотворение о соловье. У него самые красивые песни. И ему найдем местечко на нашем дереве.
«Милая певунья, ласточка родная,
К нам домой вернулась из чужого края».
Правильно, ребята, ласточка прилетела к нам из далеких краев. Ее мы посадим на самую высокую веточку.
«Жаворонушки, пташки малые,
Пташки малые, голосистые.
Летят по воле, несут весну в подоле».
Это жаворонок. А вы знаете, ребята, что за птица жаворонок! Ее пение можно услышать уже в конце марта за околицей, над полем, лугом. Не песня, а гимн весне! Именно эта птичка — невеличка на Руси издавна считалась символом Родины. Если прилетали жаворонки, значит отступила зима, пришла весна. А люди ждали весну. И в старинные времена зазывали жаворонков и пели про них вот такие песни:
«Жаворонушки прилетите, холодную зиму унесите,
Теплую весну принесите.
Нам зима наскучила, морозами замучила».
Даже праздник на Руси есть — Сороки называется. Это не просто праздник, это праздник весны. Его празднуют в конце первого месяца весны-в марте. Праздновали его всегда красиво и весело. Ведь на Сорок день с ночью равняется и сорок птах возвращаются. Не зря его называют еще и днем птиц. Зимой мужики мастерили красивы свистульки в форме птиц из дерева и глины- жаворонушков. И на Сорок раздаривали их детям. А женщины в этот день во всех домах пекли птичек из теста-жаворонков. Из сдобного теста вкусных, съедобных. А из соленого- игрушечных. Смотрите, ребята, какие птички получались из теста. Их красиво расписывали. Ими хозяйки украшали дома, а детишки играли с такими птичками.
– Ребята, хотите слепить таких птичек.
– Подходите к столам, рассаживайтесь, а я покажу вам как можно слепить птичку.
– Давайте рассмотрим птичку. Что есть у птички. Правильно, туловище, голова, крылья, хвост. Мы сделаем круглыми туловище и голову наших птичек. А для хвостиков и крылышек будем раскатывать колбаску, а затем ее раскатаем на досточке, и сделаем красивые крылышки и хвостики. Знаете, ребята, когда пекли птиц на Сороки, у каждой хозяйки пташки получались на свой фасон. Они по-разному их украшали-у каждой птички свой хвост крылья. Мы с вами тоже слепим разных птичек.
– Посмотрите, можно прищепнуть крылышки и хвостик пальцами.
– Можно продавить края трубочками, получится красивый резной край.
– Можно вырезать ножиком или пластинкой.
– Хвост и крылья нужно украсить процарапав вилочкой, стекой или продавить трубочками. Тогда птица получится веселая, красивая.
– На голове у птиц есть клюв. Его можно прищепнуть пальцами, вот так (показать метод, а можно сделать из семечки подсолнуха.
– Глазки птицы украсим горошинами перца, или скатаем маленькие шарики из теста, можно продавить газа стекой или трубочкой.
– Вот как можно слепить жаворонков!
– А сейчас покажите ваши ручки. (Проводится пальчиковая гимнастика)
– Будем тесто разминать и лепить. Вот так!
– Будем мы его катать. Вот так! Вот так!
– Будем мы его щипать. Вот так!Вот так!
– Чтобы тесто не пропало, чтобы жаворонком стало.
– Теперь приступаем работе.
Во время работы звучит музыка и голоса птиц.
Воспитатель подсказывает детям советом, помогает если кто-то испытывает затруднение.
– Ох, ребята, какие красивые птички у нас получились! Все разные, веселые, праздничные! Осталось посадить наших птах в печь, да в жарком огне испечь.
– Ну-ка вытирайте руки салфетками и вставайте. (проводится физкультминутка)
– Птичек мы слепили, руками мастерили.
– Вот так разминали, вот так катали
– И нисколько не устали!
– А теперь похлопаем. Хлоп! Хлоп! Хлоп!
– Ножками потопаем. Топ! Топ! Топ!
– Повернемся мы направо, повернемся мы направо.
– И наклонимся вперед, а потом наоборот.
– И еще потопаем, и еще похлопаем!
– А теперь птичек своих возьмем и гулять пойдем.
– Берите, ребята, птичек, аккуратно посадим их на противень, а наша Светлана Владимировна отнесет их в печь. А когда они испекутся, мы их красиво украсим. А сейчас будем веселиться.
– Ребята, мы на Сороков жаворонков слепили да еще цветные ленты купили, карусель смастерили. Вот какая у нас карусель! Пойдемте на улицу на каруселях кататься!