МААМ-картинки

Психолого-педагогическое сопровождение семьи в период адаптации ребенка к ДОО

Екатерина Ахтырцева
Психолого-педагогическое сопровождение семьи в период адаптации ребенка к ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

В последнее десятилетие, в системе образования России, усилиями ученых и практиков, складывается особая культура поддержки и помощи семье в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.

В настоящее время в нашей стране проводится ряд мероприятий, направленных на улучшение положения детей и семьи в целом. Общество начинает все больше и больше понимать, что его основы закладываются в детстве и психическое здоровье – одно из наиболее ценных приобретений, которое необходимо сохранять и беречь на протяжении всей жизни ребенка.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семьи в период адаптации ребенка к ДОО» размещена в разделах

Актуальность

Адаптация – процесс вхождения и приспособления ребенка к новой для него среде.

Проблема адаптации детей к дошкольной образовательной организации всегда была актуальной. В связи с повышенной занятостью родителей ежегодно возрастает число детей, нуждающихся в местах в дошкольных образовательных организациях. Это увеличивает численность детей, поступающих в группы раннего возраста и младшие группы ДОО. В Национальном проекте «Демография» на 2019-2024 гг. стоит задача в создании условий на территории Российской Федерации дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет, в связи с повышением трудовой занятости женщин-матерей.

В психолого-педагогических исследованиях по адаптации детей к ДОО большая роль отведена семье. Семья является основным институтом социализации ребенка, именно родители обеспечивают его готовность к вхождению в новую социальную среду и адаптацию в ней. Поступление ребенка в детский сад считается особым периодом жизни, как для самого дошкольника, так и для его родителей. Родители так же испытывают страх и тревожность в период адаптации их ребенка к детскому саду. Как показывает практика, физиологические и психологические трудности сепарации ребенка от родителей зачастую демонстрируют формирование отрицательных эмоций родителей по отношению к ДОО. Средства массовой информации, отзывы о дошкольных образовательных организациях чаще всего носят негативную информационную составляющую, которая также «пугает» родителей, чьи дети поступают в ДОО, а также мешает стать полноценными участниками образовательных отношений.

Данные факты свидетельствуют о необходимости работы в период адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации не только с дошкольником, но и с его родителями. Одним из способов работы с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду является психолого-педагогическое сопровождение, которое позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, сформировать позитивное отношение к организации, наладить взаимоотношения с сотрудниками ДОО и родительской общественностью группы. Однако значительная часть психолого-педагогических исследований анализирует и описывает психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации к дошкольной образовательной организации, в то время как психолого-педагогическое сопровождение родителей освещено незначительно.

Для успешной реализации психолого-педагогического сопровождения родителей в период адаптации ребенка в дошкольной образовательной организации осуществляется при реализации следующих условий: комфортный психологический микроклимат, готовность родителей к сопровождению, организация психолого-педагогического сопровождения.

При этом используются различные формы работы, к которым относятся: психолого-педагогическую профилактику, развивающую психодиагностику, психологическое консультирование, психологическую коррекцию. Психолого-педагогическое сопровождение родителей на этапе адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации обуславливает когнитивную, эмоциональную и поведенческую реструктуризацию родителя, а также изменения поведенческих паттернов родителя и в конечном итоге позитивной внутрисемейной динамике.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОО являются: администрация, медицинская служба, психолого-педагогическая служба, специалисты, педагоги, родители и дети. Известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду. Они одновременно начинают выступать для ребенка своеобразной школой социального поведения. ДОО располагает профессиональными знаниями, чтобы помочь семье поддерживать и укреплять межличностные связи, опереться на свое здоровое начало для приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям.

Актуальность проблемы позволила мне выделить эту тему для организации взаимодействия взрослых участников образовательных отношений.

Проведенный МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 36» опрос родителей детей раннего возраста выявил острую потребность родителей в информации о том, как растут и развиваются дети, как учить их, как с ними играть, как правильно себя вести в адаптационный период.

Выявленные потребности еще раз свидетельствуют о недостаточном уровне социальной поддержки и информирования детей этих возрастных категорий. Именно поэтому необходимо разрабатывать систему информационно-профилактической работы с родителями детей раннего возраста еще на этапе подготовки к поступлению в детский сад и развитие дальнейшего тесного взаимодействия. Одна из проблем, которая решается в ДОО, – проблема адаптации детей при переходе из семьи в детский сад, при этом для оптимального перехода необходимо создать благоприятные условия.

Адаптация детей к дошкольной образовательной организации представляет процесс приспособления ребенка к условиям детского сада, через освоение ее норм, правил, ценностей, новых социальных ролей и позиций. Она может проявляться в разной степени тяжести: легкая, средняя, тяжелая; а также включает в себя широкий спектр индивидуальных реакций, которые зависят от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, а также сложившихся семейных взаимоотношений и условий ДОО.

В период адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации родители испытывают также ряд затруднений: тревожность, фрустрацию, страх и др. В соответствии с этим, чтобы снизить риски в процессе адаптационного периода, со стороны дошкольной образовательной организации необходима систематическая деятельность специалистов, направленная на психолого-педагогическое сопровождения участников образовательного процесса.

Для решения этой проблемы была разработана программа сопровождения семьи на этапе подготовки к поступлению в ДОО и процесса адаптации ребенка «Мы ждем тебя, малыш!». Она включает в себя первоначальный блок работы с родителями в течение года, предшествующего поступлению ребенка в сад.

Кроме этого, были проведены практикумы, круглые столы с педагогами группы раннего возраста, направленные на ознакомление с особенностями малышей, помощь воспитателям в организации процесса адаптации, знакомство с практическим материалом, используемым в работе с детьми.

Для родителей подготовлено большое количество рекомендаций и памяток, консультативных материалов, проведено родительское собрание.

Анализ проведенной работы показал, что комплексная, систематическая и планомерная работа по данной проблеме дает положительную динамику.

Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, педагог обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса. Эмоциональное общение и связь с ребенком, на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу, помогли нам достигнуть максимальной положительной результативности.

Адаптация у детей к условиям детского сада, ее темп проходят по-разному. Залогом легкого вхождения ребенком в условия и обстановку детского сада будет являться тесный контакт родителей и воспитателей, желание взаимно сотрудничать, умение принимать рекомендации друг друга и контактировать между собой. Наблюдение, опрос родителей и тестирование детей показало, что у детей снизилось количество симптомов психоэмоционального напряжения, эмоционального неблагополучия и интенсивность их проявления.

Так дети стали более спокойными, уравновешенными, менее импульсивными, более уверенными в себе, в своих действиях, в ситуациях самообслуживания, в выполнении заданий, стали более инициативными, общительными и жизнерадостными, чаще стали проявлять инициативу в общении и гармоничнее стали отношения с родителями.

Проведенные различные мероприятия и игровые сеансы способствовали сплочению группы и приобретению навыков позитивного общения со сверстниками. Дети в коллективе стали более гибкими в общении научились договариваться и идти на уступки друг другу.

В ходе реализации программы по психолого-педагогическому сопровождению семьи и ребенка в процессе адаптации «Мы ждем тебя малыш!» в нашей образовательной организации цели, задачи и ожидаемые результаты были достигнуты в полном объёме.

Родители и педагоги отметили, что у детей стали меньше проявляться признаки эмоционального неблагополучия на вегетативном уровне: улучшился сон, аппетит, настроение, улучшился микроклимат в коллективе, дети с интересом и желанием посещают детский сад.

В повседневную работу педагогов включены и активно используются такие средства профилактики психоэмоционального напряжения у малышей как психогимнастики, игры-релаксации, дыхательная гимнастика, игровая гимнастика после сна, пальчиковые игры, подвижные игры, а также различные этюды и упражнения.

Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОО, их заинтересованность и активное участие, способствовало более осознанному подходу в воспитании и развитии малышей.

Залог успешного посещения ребенком ДОО – это согласованность действий родителей и педагогов, умение и желание взаимно сотрудничать!

Таким образом, благодаря слаженной работе всего коллектива, в нашей образовательной организации все дети легко и быстро адаптируются к условиям детского сада.

Работа по сопровождению семьи в процессе адаптации актуальна и важна для педагогов и родителей нашей дошкольной образовательной организации, поэтому в перспективе я планирую продолжить изучать, разрабатывать и активно внедрять в практику мероприятия и методические рекомендации по данной теме.

Приложение 1.

ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДОО

«МЫ ЖДЁМ ТЕБЯ, МАЛЫШ!»

Цели:

1. Сопровождение и помощь семьям при поступлении ребенка в ДОО.

2. Формирование знаний и умений у родителей для успешной адаптации ребенка.

3. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

4. Углубление и расширение знаний родителей об особенностях адаптационного периода.

5. Создание позитивного эмоционального настроя на посещение детского сада.

6. Установление доверительных отношений ребенка и родителей с коллективом ДОО.

Задачи:

1. Обеспечить плавный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

2. Раскрыть сущность процесса адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации.

3. Обосновать необходимость психолого-педагогического сопровождения родителей в период адаптации ребенка к ДОО.

4. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей.

5. Разработать и апробировать комплекс мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению родителей в период адаптации ребенка к ДОО.

6. Помочь родителям благоприятно адаптироваться к новому периоду в жизни их семьи.

7. Разработать единые коллективные требования по воспитанию детей в период их адаптации к дошкольной образовательной организации.

8. Привлечь родителей к организации жизнедеятельности детей в ДОО. Формы работы:

1. Экскурсия по детскому саду;

2. Организация работы родительского клуба “Мамина школа”;

3. Издание внутрисадовской газеты “Дошколенок»

4. Анкетирование;

5. Консультирование родителей.

6. Подготовка памяток по развитию ребенка и подготовке к детскому саду.

Ожидаемые результаты реализации программы.

В ходе реализации программы по психолого-педагогическому сопровождению семьи и ребенка в момент адаптации в ДОО ожидаются следующие результаты:

1. Улучшение психологического климата между родителями и сотрудниками детского сада;

2. Настраивание родителей и детей на позитивное восприятие детского сада как нового института общения и развития;

3. Возникновение широких возможностей обучить родителей позитивным приемам восприятия детского сада и педагогов;

4. Комфортная адаптация ребенка к новым условиям.

Этапы реализации программы:

1 этап–Знакомство с ДОО

Работа происходит в июне-августе, когда родители приносят путевку в детский сад.

Задачи:

- прогноз адаптации;

- первичное консультирование родителей по вопросам адаптации ребенка;

- установление доверительных отношений ребенка с педагогом-психологом и родителями детского сада.

В этот период все родители приглашаются на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу, где имеют возможность обсудить волнующие вопросы. Во время беседы с родителями педагог-психолог рассказывает, от кого зависит адаптация ребенка к саду, чем подводит к пониманию того, что в этом вопросе от них зависит многое, снимает тревоги родителей, связанные с периодом привыкания ребенка к саду, объясняет, как можно подготовить его так, чтобы адаптация прошла в легкой форме, отвечает на возникшие вопросы.

2 этап – Знакомство с педагогами и предметно-пространственной средой группы

Второй этап проводится в июле-августе.

Задачи:

- создание положительного эмоционального настроя на посещение детского сада;

- помощь детям в адаптации к условиям детского сада;

- знакомство родителей с предметной средой группы и детского сада.

Воспитатели группы раннего возраста организуют для детей и родителей игровые сеансы.

Содержание игровых сеансов

№ п/п Название блока Содержание и задачи блока

1. Знакомимся и изучаем друг друга Формирование и закрепление

знаний о себе как «Я», «других людях», правил социального взаимодействия. Формирование мотивации общения, коммуникативных умений с использованием речевых и неречевых средств. Изучение предметной среды, формирование предметно-игровых действий

Формирование представлений об окружающем мире.

2. Учимся играть (игры с водой, песком, сенсорные игры, подвижные игры, пальчиковые игры, продуктивная деятельность) Обучение эффективному социально-приемлемому взаимодействию детей и взрослых в предметной среде. Активное вовлечение детей в содержательную деятельность на основе показа, упражнений, игры, игровых действий. Формирование представлений об окружающем мире, эмоционально-личностное развитие.

3. Учимся самостоятельности Обучение родителей способам передачи общественного опыта, адекватным актуальному уровню развития малыша, используя совместные действия.

Примерное планирование игровых сеансов

№ сеанса Тема Игровой материал

1,2 «Я иду в детский сад (расставание)» Большие и маленькие куклы, строительный материал, плоский домик.

3,7 Игры с водой «Утиный детский сад» («Я вырос, я умею плавать сам!»)

Игровой бассейн с водой, набор резиновых утят, сачки, резиновые гусеницы-«червячки», леечки, цветные плоские камешки.

4,8 Игры песком (сухим и мокрым) Песочница с сухим (мокрым) песком и материал в зависимости от выбранной игры

5,9 Сенсорные игры. Двигательная деятельность (подвижные игры) В зависимости от выбранной игры

6,10 Творческая деятельность. Рисование «Солнышко» («Мой любимый дождик») Пальчиковые краски, листы ватмана, оборудование к занятию по теме.

Структура и форма игровых сеансов

Игровые сеансы начинаются с подвижных упражнений, требующих согласованности действий от детей: дети дружно прыгают, шагают, приседают и др. В основную часть игровых сеансов входят игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими. Завершаются игровые сеансы играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению.

Дети этого возраста хорошо воспринимают материал, объединенный единым сказочным – игровым сюжетом. Каждое занятие проводится в несколько этапов, игры по ходу варьируются педагогом в зависимости от реактивности детей. Проявляющаяся в этом возрасте у детей синтония (эмоциональное заражение) с помощью игр позволяет быстро переключать внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топание, подражание, таким образом, объединяя детей и создавая положительный эмоциональный настрой.

Игровые сеансы с детьми длительностью 10-15 минут проводятся в июле – сентябре 1 раз в неделю со всем детьми одновременно, всего 10 игровых сеансов. Основываясь опять же на особенностях развития детей, каждый игровой сеанс повторяется по несколько раз, что позволяет детям запоминать игры, упражнения, стишки, выбирать любимые игры. Активное участие в проведении игровых сеансов, принимает воспитатель – он активно может перенимать методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, наблюдает за поведенческими и эмоциональными проявлениями детей, использует игры и упражнения в своей работе.

Рекомендации по проведению игровых сеансов

Психолог – непосредственный участник игровых сеансов, он заряжает детей своим положительным отношением к происходящему, вызывает желание принять участие в игре, показывает образцы выполнения действий;

Не нужно настаивать на активном участии всех детей в игровых сеансах.

Не следует добиваться точного действия или ответа.

В процессе практической работы педагог сам сокращает количество игр и вносит изменения в ход игровых сеансов, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей.

3 этап – Групповое родительское собрание «Давайте познакомимся!»

Данный этап проходит в сентябре, работа проводится в вечернее время, что удобно для родителей.

Задачи:

- создания настроя родителей на партнерские отношения во время посещения ребенком сада;

- психолого-педагогическое просвещение родителей;

- знакомство с членами педагогического коллектива.

Организовывается групповое родительское собрание, на котором выступают старший воспитатель, педагог-психолог и воспитатель группы:

• Рассказывается о трех уровнях адаптации в детском саду, об особенностях поведения ребенка на каждом этапе привыкания к детскому саду;

• Уточняют биологические и социальные факторы, замедляющие адаптацию;

• Дают рекомендации о том, как родители могут подготовить малыша к детскому саду

• Дают рекомендации о том, как родители могут подготовить малыша к детскому саду;

• Раскрывают «маленькие хитрости», помогающие снять повышенную тревожность малыша в группе: принесенный из дома семейный фотоальбом или игрушка, похожая на домашнюю, отданная воспитателю незаметно, и многое другое.

Воспитатель в своем выступлении рассказывает о режиме дня в саду и тех требованиях, которых необходимо придерживаться в группе. Старший воспитатель – сообщает о постепенном введении ребенка в группу детского сада. Заведующая – разъясняет вопросы, касающиеся необходимой документации. В конце собрания специалисты отвечают на вопросы родителей.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Игры с детьми в период адаптации ребенка к детскому садуИгры с детьми в период адаптации ребенка к детскому саду Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса.

Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду»Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду» С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.

Консультация для родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации ребенка в детском саду» Всем знакома утренняя сцена, расставания малыша с мамой или папой. Большая часть детей очень тяжело адаптируется в новых условиях. Ребенок.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение семьи в период адаптации ребенка к ДОО
Опубликовано: 23 апреля 2024 в 14:40
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семьи в период адаптации ребенка к ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Ахтырцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД