Евгения Сорокина
«Психологическое сопровождение здоровьесбережения в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это этап приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми.
Число новорожденных детей с различными недостатками неуклонно растет. Все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психического расстройства у детей. Среди причин этого:
• Аномальное, травматическое течение родов, грубые родовспомогательные процедуры, при которых травмируются различные отделы центральной нервной системы ребенка; биологически и социально незрелые родители;
Публикация «„Психологическое сопровождение здоровьесбережения в ДОУ“» размещена в разделах
• Низкий уровень психологической грамотности, явная невротизация психопатизация определенного числа взрослых – родителей, нередко не умеющих вести себя гибко, ситуативно и доброжелательно, от которых дети «заражаются» тревогой и напряжением;
• Кризисное, переходное состояние нашего общества ощущение неопределенности и беспокойства у значительной части населения, большое количество стрессов и накапливающиеся эмоциональные нагрузки;
• Раннее начало обучения, усложнение учебных требований, особенности межличностной коммуникации в детском коллективе.
Поэтому в течение всего учебного года в работу педагога-психолога необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Цель: психологическое сопровождение здоровьясбережения в детском саду.
Работа по здоровьесбережению детей в нашем детском саду реализуется через все виды деятельности детей и проводится в системе, согласно образовательной программе детского сада.
Основным направлением, осуществляемым педагогом - психологом по здоровьесбережению является психологическое сопровождение развития ребенка :
1) мониторинг состояния психологического здоровья детей по следующим параметрам: адаптация к детскому саду и психологическая готовность к школе; эмоционального состояния;
2) проведение релаксационных и тренинговых занятий, помогающих дошкольнику управлять своим эмоциональным состоянием;
3) психогимнастика;
4) регулярный анализ и обсуждение с педагогами мониторинга и деятельности по сохранению здоровья воспитанников;
5) консультации для педагогов по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Здоровьесберегающие технологии
Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Динамические паузы Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия психолог
Релаксация В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы психолог
Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога психолог
Гимнастика дыхательная В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры психолог
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности психолог
Коммуникатив-ные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. психолог
Коррекционные технологии
Технологии коррекции поведения Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий психолог
Психогимнастика 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Занятия проводятся по специальным методикам психолог
Следующее направление по здоровьесбережению здоровья детей - работа с родителями:
1) групповые и индивидуальные консультации;
2) анкетирование;
3) оформление красочных стендов, буклетов и памяток.
Кроме того, не менее важным моментом в работе по здоровьесбережению в ДОУ, является работа с педагогами.
Профессия педагога относится к числу профессий "группы риска", педагоги наиболее подвержены "синдрому профессионального выгорания". Следствие этого - снижение эффективности профессиональной деятельности педагога. Основным в связи с этим является профилактика "синдрома выгорания". Таким образом, работа с педагогами строится так:
1) организация и проведение мониторинга состояния профессионального и личностного здоровья педагогов;
2) проведение тренингов по профилактике синдрома выгорания и Релаксационных упражнений.
3) сопровождение во время аттестации
В перспективе работы по здоровьесбережению :
1. разработка комплекса занятий с использованием релаксационных упражнений;
2. разработка тренингов по профилактике эмоционального выгорания педагогов с элементами релаксации и тренингов активизации внутренних ресурсов;
3. составление памяток для родителей о прохождении процесса адаптации, подготовки к школе, тревожности и пр.
4. составление картотеки психологических игр по различным психологическим проблемам (агрессивность, тревожность, гиперактивность, застенчивость).
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Москва, 2005.
2. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка. Москва, 2005.
3. Чистякова М. А. Психогимнастика. Москва, 1995.
4. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Практические рекомендации. – Москва, 2006.
5. С. А. Черняева Психотерапевтические сказки и игры. Санкт – Петербург, 2003
6. И. В. Гуреева. Психологические игры и упражнения для развития коммуникативных навыков у дошкольников: старшая и подготовительная группы, Волгоград, 2010.
7. С. В. Лесина. коррекционно-развивающие занятия по снижению детской агрессии, Волгоград, 2016.
8. А. Ю. Капская Развивающая сказкотерапия для детей, СПб, 2008.