Людмила Зиновьева
Психологическое сопровождение дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
▼ Скачать + Заказать документы
Важно, чтобы каждый ребёнок перед поступлением в школу имел равные стартовые возможности – это является воплощением идеи гуманистического и личностно-ориентированного подхода к ребёнку. У детей с тяжёлыми нарушениями речи страдают все психические процессы, тесно связанные с речью: память, внимание, восприятие, мышление, воображение, зачастую имеются нарушения общей и мелкой моторики. Кроме того, у многих ребятишек отмечается нестабильность эмоционально-волевой сферы, которая выражается в страхах, конфликтности, двигательной расторможенности; зачастую они испытывают трудности в общении – все вышеперечисленные факторы являются препятствием для гармоничного естественного психологического развития, при отсутствии помощи таким детям данные проблемы значительно осложняются.
Публикация «Психологическое сопровождение дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи,» размещена в разделах
Все психические процессы настолько переплетены и взаимосвязаны, что порой сложно определить, что на что влияет: внимание на волю, воля на внимание; что послужило толчком к выражению той или иной эмоции. Ясно лишь одно, грамотно воздействуя даже на какую-то одну область, мы тем самым значительно улучшаем и совершенствуем работу всего организма (Н. М. Погосова,2006).
Рассмотрим связь эмоций с волевыми качествами и вниманием человека, ведь чаще всего именно эмоции направляют наше внимание.
Остановимся на работе, направленной на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в рамках нашего учреждения. Так как считаю, что именно эмоциональное благополучие, умение распознавать эмоциональное состояние других людей; умение контролировать свои эмоции, произвольное внимание являются первой ступенькой к управлению собой, своими мыслями, эмоциями, своим поведением, фундаментом развития психологической основы речи, в конечном счёте, залогом успешного становления личности.
Так, например, очень важно, если ослабленный, тревожный ребёнок приобретает уверенность в себе и хотя бы частично избавляется от страхов, то и постановка, и автоматизация звуков на занятиях с логопедом пойдёт гораздо успешнее. Практикам хорошо известно, что трудности в работе вызывают и малочувствительные дети, не проявляющие интереса к окружающему миру, чрезмерно спокойные, ослабленные, заторможенные. Поэтому, если у ребёнка в процессе занятий просыпается живой интерес – это означает, что ребёнок приучается осознавать, воспринимать, видеть, слышать, чувствовать, таким образом, возросшая чувствительность значительно помогает в решении логопедических проблем. Кто встречал в своей практике гиперактивных, легко возбудимых детей знают, что у них непослушно всё тело, им трудно контролировать своё внимание, а ведь таких детей в речевых группах достаточно много. Не имеет смысла ругать такого ребёнка, зато можно расширить его произвольное внимание, научить прислушиваться к своему телу, научить управлять своим телом, контролировать эмоции, приучая мышцы расслабляться, успокаиваться, помогая тем самым восстанавливать эмоциональное и психическое равновесие.
В основе коррекционных занятий содержатся элементы сказкотерапии, психогимнастики, игровые технологии, арттерапевтические техники, а также находят отражение современные здоровьесберегающие технологии (телесно-ориентированные психотехники, кинезиологические). Гибкое включение различных технологий обеспечивает комплексное воздействие на детей, ведь занятия построены таким образом, что дети являются активными участниками, все вовлечены в процесс познания, всё происходит в атмосфере доброжелательности и поддержки. Занятия вызывают у детей неподдельный интерес, многие игры и упражнения требуют увеличения концентрации внимания, таким образом, активизируются мыслительные процессы, дети учатся находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. В ходе занятий одни дети сбрасывают зажимы, отыгрывают спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию, другие дети становятся несколько мягче, доброжелательнее, третьи обретают уверенность в себе, у них повышается самооценка, пробуждается фантазия; дети получают эмоциональную разрядку красивым и гармоничным способом.
Кинезиологические упражнения активизируют мыслительную деятельность, улучшают внимание, память, речь, ориентировку в пространстве. Телесно-ориентированные техники позволяют снять психомоторное напряжение, расслабиться, управлять своим телом, эмоциями через телесное осознание, помогая, таким образом, организму восстанавливать эмоциональное и психическое равновесие, формируют произвольные процессы.
Опыт работы показывает, что успех коррекционно-развивающей работы во многом обусловлен тесной интегративной взаимосвязью всех субъектов сопровождения, включая воспитателей, родителей. Работа педагога-психолога с родителями в данном контексте направлена на психологическое просвещение, групповое консультирование, и предполагает различные формы работы.
Поскольку воспитатель является не только субъектом, но и объектом сопровождения, то работа педагога-психолога направлена как на повышение психологической компетентности педагогического коллектива, формирование у педагогов потребности в знаниях, желании использовать их в интересах ребёнка, так и на профилактику «эмоционального выгорания».