Юлия Виноградова
Психологическое сопровождение освоения старшими дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое сопровождение освоения старшими дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования
Публикация «Психологическое сопровождение освоения старшими дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования» размещена в разделах
- Основная образовательная программа ДОУ
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Одной из задач современного дошкольного образования согласно новому Закону об образовании и ФГОС ДО является формирование предпосылок к учебной деятельности и обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
В педагогической психологии предпосылки к овладению учебной деятельностью определяются понятием «психологической готовности к школьному обучению». Длительное время считалось, что критерием готовности к школьному обучению является уровень умственного развития ребенка. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, речи и др.
Концепцию готовности к школьному обучению как к комплексу интеллектуальных, эмоциональных и личностных качеств придерживались А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. А. Люблинская и ряд других ученых.
При рассмотрении проблемы формирования предпосылок к учебной деятельности с психолого-медицинской точки зрения необходимо отметить, что растет число детей с отклонениями в состоянии здоровья. ФГОС ДО ориентирует нас на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка-дошкольника независимо от его психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
В этой связи от педагога-психолога требуется умение вовремя диагностировать особенности психического развития каждого ребенка и на этой основе намечать пути коррекционно-развивающей работы.
Необходимым фактором успешного формирования предпосылок к учебной деятельности у дошкольников является соблюдение требований к условиям реализации Программы дошкольного образования. Программа дошкольного образования должна быть направлена на создание условий для развития личности ребенка.
Сопровождение развития ребенка становится неотъемлемым элементом индивидуализации дошкольного образования в условиях модернизации. Индивидуализация образования – процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной деятельности. Технология сопровождения развития ребенка позволяет решать эту задачу. Она требует не воздействия на детей, а взаимодействие ними. Сопровождение ребенка гарантирует помощь и поддержку любому ребенку с учетом его индивидуальных возможностей, потенциала развития, потребностей и интересов.
Психолого - педагогическое сопровождение развития ребенка предполагается как:
• Целостная, открытая система диагностических, развивающих, коррекционных средств, направленных на оказание помощи в разрешении затруднений ребенка;
• Развитие личности ребенка, его способностей и субъектной позиции;
• Интеграция деятельности педагога, психолога, медицинского работника, других специалистов, родителей, психологических центров.
Свою работу по психологическому сопровождению развития детей старшего дошкольного возраста я строю следующим образом :
Основная цель - расширение зоны ближайщего развития и последовательный перевод ее в непосредственный актив, т. е. в зону актуального развития.
Задачи сопровождения :
1. Создать специальные условия для оказания помощи детям старшего дошкольного возраста, испытывающим трудности в развитии;
2. Создать специальные условия для развития субъектной позиции старшего дошкольника;
3. Максимальная реализация возможностей, резервов каждого ребенка старшего дошкольного возраста;
4. Повысить психолого- педагогическую компетенцию педагогов, родителей по вопросам сопровождения развития ребенка;
5. Профилактика различных нарушений в психическом и психологическом развитии детей старшего дошкольного возраста;
6. Выявление индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста, их развитие. Осуществление индивидуального подхода;
Принципы сопровождения :
1. Непрерывность сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе;
2. Бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе;
3. Индивидуальный путь развития ребенка;
4. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных и возрастных особенностях каждого ребенка;
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
6. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, защита интересов ребенка;
7. Построение коррекционной, развивающей работы на основе диагностики;
8. Равноправное партнерство с семьей;
9. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Методическое обеспечение
Программы Дополнительные технологии и пособия
1. Н. И. Гуткина. Программа подготовки к школе.
2. «Азбука общения»/Л. М. Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова.
1. М. И. Чистякова. Психогимнастика. - М. : Просвещение, 1990.
2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие/ Под. ред. Е. А. Стребелевой. - М. : Просвещение, 2005.
3. С. Д. Забрамная. От диагностики к развитию. Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. - М. : Новая школа, 1998.
4. С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС», 2011.
5. Л. В. Кокуева. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в детском саду: Методическое пособие. - М. : «Педагогическая литература»,2011.
Мною разработана модель психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста, которая включает в себя 3 блока:
• Работа с детьми;
• Работа с родителями;
• Работа с педагогами.
В начале каждого учебного года на основе данной модели я разрабатываю тематическое планирование работы по психологическому сопровождению.
Направления деятельности:
1 блок работы - коррекционно-развивающая работа с детьми. В начале каждого учебного года я провожу предварительную диагностику индивидуального развития детей с целью выявления детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, разрабатываю программу психолого-педагогической помощи, которая включает в себя корекционно-развивающие занятия с детьми, консультативную работу с педагогами и родителями
Занятия в коррекционно-развивающей группе направлены на развитие у ребенка психических функций, создающих основу для успешного обучения; коррекцию имеющихся отклонений; формирование познавательной мотивации; коррекцию и развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); развитие произвольности поведения и деятельности.
Работа строится на основе развивающих игр. Задания в одном занятии объединены одной темой, героем или сюжетом. Для активизации познавательной деятельности детей применяется мотивация, побуждающая ребенка к достижению результата (например, помощь сказочному герою).
Задания на занятиях подбираются с учетом зоны ближайшего развития детей. Каждое занятия включает в себя коммуникативные, познавательные и развивающие игры (расширяющие кругозор, словарный запас; логические игры; игры с правилами; игры, развивающие крупную и мелкую моторику, фонематический слух, а также психогимнастические и релаксационные упражнения.
Современные дети находятся под воздействием ряда факторов, негативно сказывающихся на их психологическом здоровье. В практике нередки случаи, когда дети, имеющие высокий уровень интеллектуального развития, испытывали серьезные трудности в учебе и адаптации в школе по причине различных нарушений в эмоционально-волевой сфере (страхи, тревожность, замкнутость, импульсивность и другие). Поэтому я включаю в работу с детьми специальные игры и упражнения, направленные на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы.
В конце учебного года (апрель-май) провожу динамическую диагностику развития, которая позволяет проследить успешность проведенной коррекционно - развивающей работы.
2 блок – работа с родителями.
На родительских собраниях выступаю с информацией о: психологических особенностях старшего дошкольника; компонентах школьной зрелости, развитии определенных психических функций, создающих основу для дальнейшего обучения и. т. д.
Также провожу тематические консультации, обновляю информацию в родительском уголке. Веду свою страничку на сайте детского сада, где выкладываю информацию для родителей.
Индивидуальные консультации с родителями назначаю и провожу после предварительной диагностики развития психических качеств старших дошкольников. В ходе таких консультаций освещаю итоги диагностики ребенка, даю рекомендации по оказанию реальной помощи в его развитии, если есть необходимость, рекомендую обратиться к другим специалистам (логопеду, дефектологу и др.)
3 блок – работа с педагогами
Выступаю на педагогических советах, семинарах. Провожу тематические консультации по теоретическим вопросам, касающихся особенностей развития старших дошкольников. Освещаю точки зрения различных ученых по этому вопросу.
Провожу индивидуальное консультирование педагогов, в ходе которого даю информацию по итогам диагностики. Затем совместно с педагогами разрабатываю индивидуальные образовательные маршруты для воспитанников, обсуждаю вопросы, касающиеся их реализации, оценки эффективности и своевременной корректировки.
Актуальность работы по сопровождению освоения старшими дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования в современных условиях очевидна, она приносит положительные результаты, а главное, оказывает реальную действенную помощь детям и взрослым.