Папки-передвижки

Психологическое сопровождение детей с тяжелым нарушением речи

Ирина Губанова
Психологическое сопровождение детей с тяжелым нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы

Психологическое сопровождение детей

с ограниченными возможностями здоровья

(тяжелое нарушение речи).

Выполнила:

педагог-психолог МБДОУ № 318

Умнова И. А.

Нижний Новгород

2014 г.

Актуальность.

Публикация «Психологическое сопровождение детей с тяжелым нарушением речи» размещена в разделах

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р. Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др.

Доказано, что у детей с тяжёлыми нарушениями речи страдают все психические процессы, тесно связанные с речью: память, внимание, восприятие, мышление, воображение, зачастую имеются нарушения общей и мелкой моторики. Кроме того, у многих детей отмечается нестабильность эмоционально-волевой сферы, которая выражается в страхах, конфликтности, двигательной расторможенности; зачастую они испытывают трудности в общении – все вышеперечисленные факторы являются препятствием для гармоничного естественного психологического развития, при отсутствии помощи таким детям данные проблемы значительно осложняются.

О необходимости психологического сопровождения детей с ТНР можно увидеть и из результатов проводимой мной диагностики.

В начале года мною была проведена диагностика развития познавательных процессов. На диаграмме четко видно, что уровень развития познавательных процессов у детей довольно низкий. Соответственно и низкий уровень развития такого интегративного качества как «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Исходя их вышесказанного мною была определена ЦЕЛЬ:

- психологическое сопровождение детей, направленное на становление его коммуникативной, познавательной, эмоциональной компетентности.

И поставлены следующие ЗАДАЧИ:

- Развивать речевую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную сферы.

- Развивать произвольность поведения.

- Развивать навыки общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии со взрослыми.

Программно-методическое обеспечение.

В своей работе я использую следующие технологии:

- «Развивающая психолого-педагогическая программа Тим и Ростик» Шоакбарова С. И. ;

- «Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста» Л. М. Шипицына, А. А. Хилько, Ю. С. Галлямова, Р. В. Демьянчук, Н. Н. Яковлева

Формы работы с детьми.

Индивидуальная и групповая формы работы.

Принципы работы.

Работа с детьми строится по принципу личностно – ориентированного подхода.

По принципу коммуникативной направленности речи, соблюдение которого предполагает формирование общения в процессе активной речевой деятельности, создание у детей мотивированной потребности в речи путем стимуляции их речевой активности и моделирования ситуаций, способствующих порождению самостоятельных и инициативных высказываний.

Основные методы работы.

В своей работе я использую следующие методы работы:

1. Сказкотерапия. Сказка является не только благодатным материалом для развития речи, но и может служить «пусковым моментом» для последующей коррекционной деятельности, формируя у ребенка положительное отношение к занятиям. Путешествие по сказкам вызывает у детей неподдельный интерес, эмоциональный подъём, заметно повышаются его сосредоточенность, восприятие и мыслительную активность. Умелое разыгрывание сказок позволяет создавать у ребёнка радостное, приподнятое настроение, устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, совершенствовать познавательные процессы, развивать речь (причём, все её компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам)

Я использую различные формы работы со сказкой: чтение, обсуждение, проигрывание, рисование, сочинение, пересказ сказки, театральная постановка, этюды.

1. Этюды способствуют развитию мышления, воображения, творческих способностей ребенка.

2. В работе с дошкольниками я использую различные игровые технологии

I. Творческие игры: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры – драматизации.

II. Игры с правилами: Подвижные игры: Дидактические игры:

Игра является самой близкой, доступной и увлекательной деятельностью для ребёнка–дошкольника. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра совершенствуется под влиянием речи.

4. Немало важен Игровой сенсомоторный тренинг – который способствует развитию и стимулированию активности таких психических процессов, как восприятие и воображение.

5. Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки, так же я использую классическую музыку Баха, Моцарта, Бетховена). Известно, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему, способствует растормаживанию речевой функции.

Музыкотерапия актуальна именно при работе с детьми с ТНР, т. к. для них важным является тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

6. Калейдотерапия как отдельный прием, так и с элементами изотерапии. Как ни парадоксально, но калейдоскоп используется в лечебных целях (калейдотерапия, в том числе и как инструмент цветотерапии. Калейдоскоп рекомендован в качестве развивающей игрушки для работы с детьми - ведь такого изобилия цветных узоров, вызывающих восторг, удивление и постоянный интерес даже у самых неэмоциональных детей, сложно ещё где-либо найти. К тому же он является стимулом для развития креативного мышления у ребенка. Рисование цветовых пятен увиденных в калейдоскопе с последующим оречевлением своего рисунка - эффективный приём работы над связной речью детей.

7. Наши занятия зачастую сопровождаются дискуссией. Групповая дискуссия активизирует творческие возможности ребенка, его интерес к предмету обсуждения, является прекрасным средством сплочения и развития группы, обеспечивает принятие группой наиболее оптимальных решений, способствует развитию речи.

В работе с детьми я применяю здоровьесберегающие технологии, такие как:

8. Телесно-ориентированные упражнения. Они позволяют снять психомоторное напряжение, расслабиться, управлять своим телом, эмоциями через телесное осознание, помогая, таким образом, организму восстанавливать эмоциональное и психическое равновесие, формируют произвольные процессы.

9. А также Кинезиологические упражнения, которые активизируют мыслительную деятельность, улучшают внимание, память, речь, ориентировку в пространстве.

Гибкое включение различных технологий обеспечивает комплексное воздействие на детей, ведь занятия построены таким образом, что дети являются активными участниками, все вовлечены в процесс познания, всё происходит в атмосфере доброжелательности и поддержки.

В конце занятия я провожу рефлексию – оценивание каждым ребенком содержания занятия. Когнитивная и эмоциональная рефлексия проводится как в вербальной (ответы на вопросы «Что мы сегодня видели на занятии?», «Что делали? Узнали?», «Что запомнилось?», «Что понравилось/не понравилось?») так и в невербальной формах (например, рисование).

Предметно-пространственная развивающая среда.

Для успешной коррекционной работы с детьми необходимо создание предметно-пространственной развивающей среды.

1. Для развития слухового внимания у нас в группах есть:

• Различные звучащие пособия

2. Для развития мышления, зрительного внимания, памяти, восприятия пространственной ориентировки, развития ориентировки во времени: различные дидактические, настольные игры, разрезные картинки, сюжетные картинки и др.

5. Для развития эмоциональной сферы

• Пиктограммы;

Демонстрационный материал: картинки с изображением детей, которые испытывают различные эмоции

7. Для развития мелкой моторики мы используем:

• Счеты, бусы, шнуровки, пуговицы, мозаики и т. п.

Взаимодействие со специалистами МБДОУ.

Психологическое сопровождение ребенка – дошкольника с ТНР мы осуществляем через тесное сотрудничество с логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем, социальным педагогом и мед. сестрой.

- Воспитатель: определят уровень развития разных видов деятельности рёбенка, особенностей коммуникативной активности и культуры

- Учитель-логопед проводит диагностику речевого развития, коррекцию и развитие речи

- Социальный педагог изучает условия жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического климата в семье, что немало важно для осуществления коррекционной работы с ребенком.

- Музыкальный руководитель включает в занятия ритмо – музыкальные упражнения в сопровождении речи, где музыка применяется как действенное организующее средство воздействия.

- Инструктор по физической культуре на своих занятиях использует разнообразные подвижные игры с речевым сопровождением.

Взаимодействие специалистов начинается с всестороннего диагностического обследования ребенка, составления планов взаимодействия отслеживаем динамику его развития, проводим анализ актуального состояния на заседаниях Медико-педагогических консилиумов, разрабатываем рекомендации для родителей и педагогов.

Работа с родителями.

Успешное преодоление речевого недоразвития зависит не только от тесной и слаженной работы всех специалистов, но и в большей степени от взаимосвязи с родителями.

С родителями я провожу:

• просветительскую работу (на родительских собраниях, через информационные стенды)

• индивидуальные консультации по запросам родителей

Итоговая диагностика.

В конце года была проведена итоговая диагностика. По результатам диагностики наблюдается позитивная динамика развития познавательных процессов. Это наглядно видно из представленных диаграмм. Также наблюдается положительная динамика развития интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

Перспективы на будущее.

1. Продолжать развивать познавательные процессы у детей, развивать эмоциональную сферу детей, навыки общения.

2. Продолжать пополнение предметно-развивающей среды.

3. Проводить психологическое просвещение воспитателей, специалистов, родителей.

Публикации по теме:

Знакомим с пейзажем детей и подростков с ограниченными возможностями здоровьяЗнакомим с пейзажем детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Работая с детьми и подростками с ограниченными возможностями, хочется сделать всё возможное, чтобы помочь им адаптироваться в социуме. Организуя.

Физкультурный досуг для детей 5–6 лет с ограниченными возможностями здоровья «Наш хвастунишка Карлсон» Физкультурный досуг для детей 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья. «Наш хвастунишка Карлсон» Задачи: • Формирование у детей интереса.

Изобразительная деятельность (лепка) для детей с ограниченными возможностями здоровья Исключительно важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование. Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация.

Конспект занятия для детей 3–4 лет с ограниченными возможностями здоровья «Домашние животные» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья «Домашние животные» Задачи:.

Познавательная беседа «Наш край — Урал» для детей 6–7 лет с ограниченными возможностями здоровья Цель: систематизация и обобщение знаний детей о Южном Урале, как о родном крае. Задачи: 1. Расширять знания детей о разнообразии и красоте.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУПсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Одной из задач нашего детского сада является расширение образовательного пространства за счет включения детей с ограниченными возможностями.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья При рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в корне меняется жизнь семьи. Изменения происходят в психологическом, социальном.

Развивающее занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебные ниточки»Развивающее занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебные ниточки» Цель: Развитие творческих способностей детей. Развитие детской изобразительной деятельности методом "Отпечаток" Задачи: Развивать эстетическое.

Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья (МБДОУ № 22 "Сказка", г. Сургут, ХМАО-Югра). Образовательная деятельность.

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое сопровождение детей с тяжелым нарушением речи
Опубликовано: 25 октября 2015 в 10:22
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическое сопровождение детей с тяжелым нарушением речи» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Губанова (УИ 71784) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД