Виктория Боос
Презентация «Психологическое сопровождение детей на пороге школы» из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
“Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит, быть готовым всему этому научиться”
/Л. А. Венгер/
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших этапов психического развития в период дошкольного детства. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое
Публикация «Презентация „Психологическое сопровождение детей на пороге школы“ из опыта работы» размещена в разделах
значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
В связи с этим мной был разработан курс занятий по психологическому сопровождению старших дошкольников по подготовке к школе и их родителей, получивший название «Путешествие по волшебной стране Знаний!». За основу идеи были взяты «Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками» авт. сост. М. Р. Григорьева, развивающие игры и занятия для детей, формирующие психологическую готовность к школе.
Цель:
• всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
• оказание психологической помощи дошкольнику и его родителям для наиболее благоприятного вхождения в процесс школьного обучения.
Задачи:
• Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
• Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения сравнивать, анализировать и на основе анализа делать простейшие выводы и умозаключения.
• Развитие высших психических функций и познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, творческих способностей.
• Формирование учебных навыков: умение слушать и слышать, доводить начатое дело до конца, проявлять самостоятельность в выполнении заданий, старание и аккуратность, планировать и контролировать свои действия.
• Развитие речи: расширять словарный запас, обогащать активный словарь, формировать активный словарь, формировать правильное звукопроизношение, звуковую структуру речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.
• Развитие мелкой моторики.
• Повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе.
В основе курса лежат следующие принципы:
1. Принцип безопасности.
2. Принцип многократного повторения материала для формирования у ребенка не просто умения, но и навыка.
3. Принцип положительного подкрепления.
4. Принцип доверия (откровенности) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.
5. Принцип уважительного отношения друг к другу.
Курс программы делится на два учебных года.
Содержание занятий:
Занятия проводятся с детьми старшей и подготовительной к школе группы.
Продолжительность занятий — 25-30 минут. Периодичность — два раза в неделю в каждой группе.
Структура занятий:
Занятия состоят из трё х частей: вводная (ритуал начала занятия, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других).
Ритуал приветствия:
«Мой друг»
Здравствуй, дружочек!
Здравствуй, дружок!
Приветственно машут сначала одной рукой, потом другой. Встанем мы вместе
С вами в кружок.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Основная часть, строятся в занимательной, игровой форме и с использованием игр на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи, межличностного общения.
Широко использую физкультурные паузы для улучшения координации движений, осанки, работоспособности. В тетрадях выполняем графические диктанты, которые способствуют развитию мелкой моторики рук и пространственного воображения, тренировке глазомера. Особое внимание уделялось проблемам школьной дезадаптации у детей и для этого в занятия включаю сказкотерапию. Велика роль загадок и стишков в обучении детей. Поэтому в занятиях использую загадки и стихи (о цифрах, как введение в обсуждаемую тему, связующее звено между упражнениями и средство эмоциональной разгрузки. Разгадывание загадок и заучивание стишков – отличная умственная гимнастика. Отгадывание загадок развивает умственную активность, сообразительность, быстроту реакций; способствует развитию речи и поэтическому слуха; расширяет знания об окружающем мире.
В заключительной части дети делятся своими впечатлениями, прощаются.
Основной составляющей в сопровождение детей по подготовке к школе является работа с родителями. Помощь в обучении направлена на повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребёнка 6-7 лет к обучению путём создания «портрета» первоклассника, которого ждут в школе.
Перед встречей с родителями подготовительной к школе группы я провожу опрос, в котором предлагаю взрослым проранжировать разные стороны готовности ребёнка к школе по степени значимости — от наиболее до наименее значимых, самостоятельно регистрируя ответы в специально подготовленном бланке.
Ежегодно выступаю на родительских собраниях по данной теме.
• «Идем в школу с радостью!»
• «Семья и будущий первоклассник!»
• «Дети и родители на школьном старте»
• «Как современные родители понимают «готовность ребенка к школе»»
Осуществляется наглядная пропаганда для педагогов и родителей в уголке «Советы психолога!». Это позволяет знакомить родителей с вопросами подготовки к школе, дать необходимые советы и рекомендации.
Большая работа ведётся с воспитателями. Для них я провожу беседы, консультации. Они являются главными помощниками на занятиях. Для закрепления материала в совместной деятельности проводят аналогичные упражнения и игры. Осуществляя подготовку к школе, воспитатель вносит определённую коррекцию в организацию детской деятельности, общения и познания, с тем, чтобы способствовать развитию наиболее важных с позиции предстоящего школьного обучения черт личности и поведения.
В соответствии с планом работы по преемственности ДОУ и школы, в октябре месяце этого года, мы присутствовали на уроках в двух классах, где обучаются наши выпускники. На заседании круглого стола заслушали отчет по результатам диагностики первоклассников. Результаты показали, что детям, которые пришли в школу с воспитателем, адаптация прошла успешнее, чем у наших воспитанников, а умственное развитие в норме, имеются и высокие показатели. Как бы мы не старались развивать и корректировать умственное и эмоциональное развитие детей, этапы адаптации все равно будут присутствовать. Мы стремимся к тому, чтобы адаптация проходила в легкой степени.