Анастасия Леонидовна
Консультация для родителей «На пороге школы. Причины школьных трудностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Причины школьных трудностей
Подготовила Педагог-психолог А. Л. Колупаева, Свердловская обл. ,г Верхняя Салда, МАДОУ №51 «Вишенка»
Весна. Вот мы уже на пороге школы. Последние месяцы в детском саду. Первые тревожные слова от воспитателя. «Вы не справляетесь с образовательной программой!» Знакомо? А бывает и такое что начинают пугать будущим, а если точнее, то неуспеваемостью в начальной школе. Да, действительно, неуспеваемость как в ДОУ так и в школе может сформироваться вследствие самых разных факторов.
Публикация «Консультация для родителей „На пороге школы, Причины школьных трудностей“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Учебная деятельность, как и любая деятельность, связана с определенными трудностями, т. к. учащийся постоянно осваивает то, чего он раньше не знал, чем не владел.
Одни школьники преодолевают эти трудности относительно легко, другие - только путем мобилизации всех своих ресурсов, третьи - вообще без посторонней помощи не способны самостоятельно разрешить возникшие проблемы.
Особую остроту данная проблема приобретает в 1 классе. Это связано с тем, что младший школьник только лишь окунается в атмосферу школьной жизни, учебная деятельность предъявляет к нему такие требования, которые не предъявлялись ранее. Поэтому, сталкиваясь с трудностями, не все младшие школьники могут их преодолеть.
Причинами могут стать частые болезни, пропуски занятий (уроков, смена воспитателя (учителя, врождённая застенчивость или непростая ситуация в отношениях со сверстниками (одноклассниками).
За полгода до начала учебы в школе можно обратить внимание на конкретные трудности и в чем они проявляются. Скорректировать деятельность с ребенком и направить силы на профилактику неуспеваемости.
Итак, в чем же основа успешности в учебе?
• положительное отношение к учебе (любознательность, непосредственный интерес к окружающему, стремление выполнить общественно значимую деятельность
от чего зависит успеваемость, желание учиться и отношение к оценке? От личностных особенностей школьника (мотивация, взаимоотношения с учителями, родителями, сверстниками, характер самооценки, отношение к оценке)
нельзя забывать про психологические причины неуспеваемости : недостатки познавательной деятельности, недостатки в развитии мотивационной сферы
как в ДОУ, так и в школе нужно понимать и помнить про требования, предъявляемые к ребенку - требования к учебной деятельности. У него должны быть сформированы определенные навыки и приемы:
• счет в уме,
• списывание букв по образцу,
• заучивание стихотворений наизусть
Важно помнить!
Найденные ребенком самостоятельные способы не все будут правильными, одинаково эффективными.
Одной из причин возникновения школьных трудностей обучения младших школьников является леворукость ребенка.
Специфика леворуких детей
• аналитический способ переработки информации,
• поэтапная работа с материалом;
• лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных;
• снижение возможности выполнения зрительно-пространственных заданий.
Сама по себе леворукость не всегда является фактором риска и не требует специальной программы обучения. Часто ребенок-левша даже более одарен, чем его сверстники. Вместе с тем в воспитании, обучении и развитии леворуких детей есть свои особенности, которые должны знать и учителя, и родители. Преобладание левой руки над правой отражает измененную («атипичную») организацию работы полушарий головного мозга. Этим и обусловлены характерные для ребенка-левши особенности поведения, умственной деятельности, моторной сферы. Есть среди них и такие, которые могут затруднить ребенку обучение в школе и вызвать негативную реакцию взрослых: ослаблены адаптивные механизмы, возможны эмоциональные срывы и неврозоподобные эпизоды поведения, повышена потребность во внимании окружающих, противопоказана спешка, снижена способность к переключению, затруднена ориентировка в тетради, на письме обилие необъяснимых ошибок, стойкие ошибки при чтении. В этих случаях следует обратиться к специалистам.
варианты нарушений
В письменных работах пропускает буквы.
Неразвитость орфографической зоркости.
Испытывает трудности при чтении.
Невнимателен и рассеян
Испытывает трудности при решении орфографических задач
Испытывает затруднения при пересказывании текста
Неусидчив
Трудно понимает объяснения с первого раза
Постоянная грязь в тетради
Плохое знание правил
Плохо списывает с доски, с текста.
Дружеские, ровные взаимоотношения создают благоприятный психологический климат и хорошее самочувствие, а это – основа и фундамент нервно-психического здоровья будущего первоклассника и настоящего школьника. Следовательно, научить ребенка преодолевать трудности в обучении, является первостепенной задачей взрослых.
Если вы уже с ребенком пошли в воскресную школу на курсы подготовки будущих первоклассников, тогда эта информация может быть полезна.
Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий
(и не только для будущих первоклассников).
1. Лучшее время для выполнения домашнего задания — с 15 до 17-18 часов. Занятия по вечерам малоэффективны.
2. Первое задание должно быть знакомым, выполнимым. Это позволяет лучше включиться в работу, почувствовать успех, поверить в свои силы, и тогда следующее трудное задание не станет непреодолимым препятствием.
3. Выполнить все задания в один присест ни первоклассник, ни десятиклассник не в состоянии. Малышам необходим перерыв через каждые 15-20 минут. Старшеклассникам — через 30 — 40 минут. 5-10 минут отдыха для того, чтобы расслабиться, изменить позу, снять напряжение зрения. Можно выпить стакан сока, съесть яблоко или дольку шоколада.
4. Работа должна идти в хорошем темпе – от 1 часа во втором классе до 4 – 5 часов у старшеклассников.
5. Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.
6. Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, разумной требовательностью.
7. Уроки лучше учить в спокойной обстановке, поэтому отключите телевизор, радио.
8. Не стоит готовить уроки сначала на черновике, а потом переписывать. Это не дает положительного результата, но создает дополнительное утомление.
9. Старайтесь не ругать ребенка за неудачи, неумелость, лучше найдите, за что похвалить.