Елена Добротворская
Психологический феномен при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад и презентация по теме "Психологический феномен при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой", который я читала на педагогическом совете "Ребенок и художественная литература".
Психологический феномен при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой.
Публикация «Психологический феномен при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Процесс общения дошкольника с художественной литературой - это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли художественной литературы в формировании личности человека с самых ранних лет жизни в последние годы говорится немало. Художественная литература должна и может оказывать влияние на мыслительную, духовную, эмоциональную сферу личности ребенка. Ученые подчеркивают, что «ранние "инъекции" интереса к художественной литературе совершенно необходимы». Проблема раннего пробуждения и развития интереса к художественной литературе на сегодняшний день весьма актуальна. Очень важна и целенаправленная деятельность организации работы ДОУ в этом направлении.
Для того чтобы, работа по пробуждению и развитию интереса ребенка к художественной литературе была более эффективной, нужно дать ответы на следующие вопросы: каковы сущность и природа интереса малыша к, художественной литературе условия его возникновения, механизмы формирования, значение в психической жизни, роль в процессе воспитания и др.
Для организации деятельности направленной на пробуждение и развитие интереса к художественной литературе, реализацию ее педагогического потенциала важно выявить психологические закономерности процесса общения ребенка с художественной литературой, т. е. те отношения, которые складываются в триаде читатель (слушатель) – художественная литература – ребенок – педагог. Необходимо знать педагогические закономерности литературного развития ребенка на разных этапах дошкольного возраста, какие психофизиологические особенности возраста способствуют или, наоборот, препятствуют этому развитию.
Специфика работы с дошкольниками, особенно младшими, заключается в том (это и представляет наибольшую трудность, чтобы, формируя новые ценные качества, - не погубить уже имеющиеся: творческую активность, нешаблонность восприятия, ассоциативность мышления, искренность, эмоциональность и главное радость и добровольность занятий.
Психические особенности познавательной деятельности ребенка таковы, что ведущим компонентом в общении с художественной литературой является эмоциональный. Его угасание ведет к разрушению и двух других компонентов интереса – познавательного и волевого. Это определяет одну из особенностей организации работы с художественной литературой : обеспечение различных эмоциональных реакций на художественной литературу (удивление, радость, удовлетворение и др.) и эмоционально благополучной позиции ребенка в процессе познания.
Особенности восприятия детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы.
Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Восприятие делает возможным создание интегральной картины действительности в отличие от ощущений, отражающие отдельные качества реальности.
Восприятие художественного произведения – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство. Н. К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство … яснее мыслить и глубже чувствовать».
Восприятие – ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию:
во-первых, восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ предмета,
во-вторых, оно объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации,
в-третьих, восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, от знакомства детей с литературой, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению.
Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Ребенок стремится к тому, чтобы мир приоткрыл свои тайны, помог осуществить фантазии ребенка.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира и мира литературы, помочь ему овладеть способами познания связей между действительностью и сказкой поможет знакомство с художественной литературой.
Но для успешного овладения дошкольниками восприятия художественной литературы, использования ее в работе с детьми, педагог должен знать законы и правила формирования восприятия дошкольников.
Как уже подчеркивалось раньше дошкольный период – это важный этап для развития психики ребенка, но данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития.
Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития восприятия у детей. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. Но развитие восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности.
Так восприятие младшего дошкольника (3 – 4 лет) носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, величина, вкус и другое, - не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все, а только наиболее яркие, конкретные свойства или объекты предмета или произведения, а иногда и одно свойство или определение, и по нему отличает предмет или объект от других объектов.
Действуя с предметами или воспринимая литературные произведения, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств предмета или литературного жанра.
Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете, что касается художественного слова, то ребенок в этом возрасте способен отличить сказку от стихотворения, догадаться о хороших и плохих качествах героев.
В среднем дошкольном возрасте (4 – 5 лет) ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов : наложение, прикладывание предметов друг к другу, измерения и другие.
В процессе активного познания ребенок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности.
Он учится воспринимать их проявления, осваивать способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности.
За этот период у него формируются представления об основных геометрических фигурах, о семи цветах спектра, о белом и черном, о понятиях величины, о пространстве, о времени, об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура и т. д.).
Художественная литература - важный проводник эстетической жизни ребенка дошкольного возраста. Чтобы понять сложную и влиятельную роль художественной литературы в развитии восприятия детей, необходимо понять то своеобразие детского мировосприятия, которое можно охарактеризовать, как детский мифологизм, который сближает детей с художником.
Чувство сказочности в окружающей жизни, по мере роста процессов восприятия у ребенка дошкольного возраста, все более нуждается в интеллектуальном оформлении – и художественной литература как раз, и отвечают этой потребности ребенка.
Есть еще другой корень художественной литературы это работа детской фантазии: будучи органом эмоциональной сферы, фантазия ищет образов, чтобы выразить в них детские чувства.
Существует несомненная и глубокая связь между играми и художественной литературой, можно было бы даже сказать, что всякая художественная литература, в своей сущности, есть не что иное, как игра фантазии – независимо от того, была ли игра эта сыграна или нет.
В мире художественной литературы нет ничего невозможного для ребенка. Здесь действительное и чудесное так сплетается одно с другим, что нам, взрослым, представляется это непонятным, – между тем здесь нет никакой загадки, если вспомнить, что сама действительность понимается ребенком мифологически.
Можно решительно сказать, что художественная литература всецело связаны с работой фантазии, которая неотделима от чувства восприятия, именно как органа эмоциональной сферы: литературный мир объективирует ребенка дошкольного возраста те или иные чувства и восприятия, и в этом тайна живучести в нашей душе сказочных образов и тайна их влияния на детскую душу.
Конечно, литературный мир открывается ребенку лишь тогда, когда он владеет всеми видами восприятий и речью – и эта связь художественной литературы с восприятиями и языком всегда остается тесной.
Задачами развития восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста является : научить детей дошкольного возраста воспринимать произведения художественной литературы : сюжет, героев, события, характеры героев и нравственный и эстетический смысл произведения, дать характеристику особенностей жанра: волшебство, перевоплощение, одушевление вещей и животных.
В результате формируются нравственные, эстетические и речевые эталоны, происходит скачок в развитии фантазии ребенка, которые являются моделями для восприятия окружающего мира и регуляторами поведения ребенка.
Знакомство с художественной литературой расширяет словарный запас, накапливает речевые обороты, способы изложения информации, литературные приемы для передачи характеров, настроений, смысла, поступков, особенностей событий и обстановки.
При восприятии произведений художественной литературы возникают сложные и многообразные, незнакомые для него чувства, которые он учится выражать мимикой, жестами, словами, воплощать свои чувства в музыки, танцах, рисунках. Эти чувства закрепляются и формируют его духовную сферу.
Художественные произведения позволяет чувствовать особенности этого произведения, его язык, стиль, образность, волшебство. При занятиях с детьми следует учитывать их возрастные особенности при восприятии произведений литературы :
- 2 – 3 года – воспринимают слова и действия,
- 3 – 4 года – воспринимают героев и их действия,
- 4 – 5 лет – воспринимают последовательность событий, характер героев, их взаимоотношения,
- 5 – 6 лет – воспринимают сложный сюжет, части сказочного произведения (завязку, кульминацию, развязку, более тонкие особенности героев и их поступков,
- 6 – 7 лет – воспринимают смысл произведения, средства выразительности, глубину характеров, описание чувств.
Полученный личный опыт от восприятия художественной литературы помогает ребенку дошкольного возраста систематизировать с помощью эталонов, принятых в обществе, понятий добра и зла, хорошо плохо, правильное понимание поступков людей, их переживаний, умение понять и простить, поставить себя на место другого.
Вывод: произведения художественной литературы для детей наиболее изученная форма эстетического восприятия, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика должна идти навстречу развитию литературного мира ребенка, его эмоциональной жизни. Ведь ребенок дошкольного возраста не ищет, прежде всего, знания – а ищет выражения и питания своей внутренней жизни, творчества, и мы должны помочь детям в этом. Фактически и жизнь, и обучение давяще действуют на эмоциональную и жизнь ребенка, убивая в нем художника, в которой он живет и рисует себе, и нужно всеми силами помогать ребенку подольше оставаться в мире художественного слова, и тогда, когда он станет взрослым, он будет настоящим художником, поэтом, личностью, которая будет любить литературу.
Содержание работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с художественной литературой.
Педагог детского сада является посредником между писателем и детьми, так как дети дошкольного возраста только слушатели, а не читатели. Педагог должен так прочитать или рассказать произведение, чтобы увлечь детей, чтобы вызвать в их сознании картины и образы, созданные писателем, чтобы заставить их переживать прослушанное.
Подготовка воспитателя к чтению или рассказыванию начинается с разбора литературного произведения, чтобы выяснить основной замысел автора или содержание народной сказки, определить характер действующих лиц и их взаимоотношения. Затем следует работа над выразительностью его передачи.
Методические требования к рассказыванию или чтению детям книг.
Основная задача педагога во время художественного чтения или рассказывания – обеспечить полноценное восприятие детьми литературного произведения. Все должно быть направлено к этой цели: выразительность передачи, и организация детей, и методические приемы проведения занятия.
Все: дети непосредственно, живо воспринимают художественное произведение, но по-разному выражают свое отношение к тому, что им читают. Это зависит от возраста, от индивидуального склада характера, от содержания произведения.
Показ иллюстраций.
Книга, предназначенная для ребенка дошкольного возраста, обязательно содержит иллюстрации. Иллюстрации в такой книге занимают равноправное место с текстом. Потому что ребенок сам не читает, книга обращается, прежде всего, картинками.
Беседы о прочитанном.
Беседы с детьми после чтения проводятся с целью усиления воздействия художественного произведения на ум и чувства детей, для того чтобы дать возможность вспомнить и вновь пережить содержание книги.
Когда и о чем. беседовать с детьми после чтения?
Беседа – ответы на вопрос, поставленный автором. В тех случаях, когда автор заканчивает свое произведение вопросом к читателям, темой беседы с детьми становится именно этот вопрос.
1. Беседа в связи с прочитанным. Когда содержание произведения в какой-то мере связано с собственными впечатлениями детей или фактами из их жизни, педагог после чтения направляет детей на высказывание своих впечатлений, наблюдений.
2. Беседа о содержании прочитанного. С целью заставить детей вспомнить прочитанное и выразить свое отношение к содержанию произведения, к действующим лицам проводятся беседы, которые проходят успешно в старшей группе, когда детям доступно оценочное отношение к окружающему.
3. Беседа воспроизведение прочитанного. Беседа после прочтения рассказа или сказки по вопросам воспитателя является одним из методических приемов обучению детей рассказыванию и помогает запоминанию текста. В подобных беседах важно сохранять эмоциональное отношение детей к произведению, к героям. А это зависит от эмоциональности, выразительности речи педагога.
Методы и приемы развития восприятия детьми дошкольного возраста художественного слова.
• Чтение художественного слова (2 – 7 лет).
Так же важным методом развития восприятия сказок, является метод:
• Беседа о прочитанном художественном слове.
(3 – 4 года).
§ Понравилась ли сказка? Что понравилось? Почему?
§ О ком эта сказка? А еще о ком?
§ Кто из героев больше понравился? Почему?
§ Кто не понравился? Почему?
§ Что делал главный герой?
§ Что делал плохой персонаж?
§ Что было в начале сказки?
§ Что было потом?
(4 – 5 лет).
§ Чем закончились события?
§ Какой был главный герой? А еще какой?
§ Какой был плохой персонаж? А еще какой?
§ Чем они отличаются друг от друга? Почему это видно?
§ Повтори слова героев, которые ты запомнил. Что они говорили в главные моменты? В конце?
• Игры – беседы с героями произведений (5 – 7 лет).
Наряжаем кукол или вырезаем героев из бумаги, обозначая их атрибуты или символы, или сами одеваемся в героев и от их имени ведем беседу с детьми.
Такая беседа позволяет выйти из сюжета произведения и передать свое отношение к героям более эмоционально. Поскольку ребенок воспринимает все события в произведении, как реальные, глубоко их, переживая, он пытается повлиять на них, исправить нежелательные события, научить героев правильному поведению, изменить мнение о них.
Поэтому герои должны беседовать с характерными для них интонациями и особенностями поведения, в соответствии с событиями сказки и ролью.
• Инсценирование художественного слова.
Дети дошкольного возраста не только благодарные, увлекающиеся слушатели, но и зрители. Они любят смотреть спектакли кукольного или теневого театров, кукольные представления. Эти зрелища для детей имеют воспитательную ценность. Они обогащают эстетическое восприятие, так как в спектакле соединяются разные виды искусств: художественное слово, изобразительное искусство, сценическое искусство.
• Кукольный театр (3 – 7 лет).
В зависимости от возраста можно проигрывать отдельные фрагменты сюжета, повторяя слова героев. Для этого можно использовать игрушки, бумажные макеты или настоящий кукольный театр, театр теней, условные предметы, которые будут изображать героев.
Показать пример, как можно проиграть сюжет. Попросить ребенка показать вам сюжет. Предоставить ребенку, самостоятельно использовать фрагменты, подсказывая ему, если он забыл слова.
• Игры с картинками по произведениям (4 – 7 лет).
Вырезать картинки к сказке и разложить перед ребенком в беспорядке. Попросить ребенка разложить картинки по порядку событий.
§ Что вначале?
§ Что потом?
§ Чем закончилось?
Пусть ребенок расскажет события на каждой картинке. Дети более старшего возраста могут рассказать события по иллюстрации на странице.
• Инсценировки (5 – 7 лет).
Дети вместе с взрослым изображают отдельные фрагменты произведения, повторяя слова героев, движения, позы, передают характер героев и события через мимику, жесты, интонацию.
Для усиления эмоциональных средств показать детям приемы подражания. Создать обстановку, костюмы или их элементы, которые усилят восприятие роли.
• Драматизация (6 – 7 лет).
Подготовка костюмов, сцены, разучивание ролей, организация просмотра зрителями, предварительные репетиции позволяют ребенку глубоко осмыслить художественные средства выразительности, которые передают характер героев и событий, смысл произведения.
• Творческая деятельность (5 – 7 лет).
Рисунки героев, сцен из произведений. Лепка. Выразительное рассказывание. Перед началом творческой деятельности надо заинтересовать ребенка, показать средства и способы выполнения, провести беседу о сказке.
Развитие восприятия художественного слова в дошкольном возрасте необходимо потому, что все психические свойства ребенка формируются и развиваются в ходе взаимодействия с окружающим миром, для ребенка он всегда сказочный, и под влиянием обучения и воспитания в широком значении этих слов.
• Заучивание стихотворений с детьми.
В детском саду с детьми заучивают стихи с целью воспитания у них любви к художественному слову, воспитания вкуса, обогащения их восприятия образцами поэзии. Следовательно, для заучивания наизусть надо отбирать стихи, достойные того, чтобы выполнить эту роль в эстетическом воспитании детей.
При заучивании стихов с детьми перед воспитателем стоят две задачи: во-первых, добиваться, чтобы все дети хорошо запомнили стихотворение, во-вторых, чтобы они читали стихотворение выразительно. Эти две задачи решаются одновременно. Заучивание стихов на память есть в тоже время выработка выразительности речи.
• Уголок книги
В дошкольном возрасте у детей возникает желание пользоваться книгой, и таковая должна быть им предоставлена. С этого возраста необходимо приучать к обращению с книгой. Методическое содействие взрослых только облегчает это развитие. И, несомненно, первую роль в этом процессе играет уголок книги.
Заключение.
Проблема ознакомления детей среднего дошкольного возраста с литературой довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.
Ознакомление с художественной литературой дошкольников действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие речевых умений ребенка, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Все эти качества в ребенке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, – все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством развития личности. Воздействие художественной литературы на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно.
Детская литература обладает большим эмоциональным потенциалом. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования творческих качеств личности.