Наталья Данилова
«Психологические особенности детей 1–2 лет». Советы для родителей «Минуты нежности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Психологические особенности детей 1-2 лет».
Ребёнок начала второго года жизни во многом ещё сохраняет черты младенческого периода: он по-прежнему нуждается в помощи взрослого, его милосердии и внимании. Переход от младенчества к раннему детству осуществляется на протяжении всего второго года, по мере роста и развития малютки.
Публикация «„Психологические особенности детей 1–2 лет“, Советы для родителей „Минуты нежности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Как же кроха развивается после года? Темпы его физического развития значительно ниже, чем в первый год жизни. На втором году жизни он ежемесячно прибавляет в весе 200-250 грамм, а в росте на 1 сантиметр. У ребёнка совершенствуется нервная система, поэтому работоспособность его заметно увеличивается. На втором году жизни малыш может бодрствовать уже 4-5 часов.
На стыке первого и второго годов жизни могут возникнуть определённые сложности в воспитании малыша. Происходит смена ведущего вида деятельности: наряду с непосредственно-эмоциональным и эмоционально-деловым общением на первый план выдвигается предметная деятельность, в которой продолжается познание окружающего мира. Наблюдается взрыв активности в познании предметов, а овладение ходьбой, даёт возможность ребёнку относительно легко перемещаться в пространстве. Поэтому, полноценно развивающийся ребёнок в это время, всегда непоседа и может капризничать при ограничении его свободы. Этого делать нельзя, т. к. лишив ребёнка возможности осваивать ходьбу, взрослые провоцируют так называемый кризис первого года жизни, который проявляется в нервозности, протестах. Ограничение двигательной активности приводит не только к физическому, но и душевному дискомфорту. Поэтому от того, как вы сможете организовать активность малыша, зависит его эмоциональное благополучие.
В ранний период жизни общение с ребёнком строится на эмоциях, полутонах интонаций, жестах, мимике, прикосновениях. Важно знать, что ребёнок эмоционально заряжаем. Если окружающие спокойны и веселы, малыш также будет спокоен и радостен.
Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость развивающего влияния окружающей среды. Для малыша очень важно сохранить открытое пространство комнаты, оно должно хорошо просматриваться (требования к детской мебели и игрушкам знакомы). В детской комнате обязательно должно быть зеркало, отражающее малыша в полный рост. Зеркало поможет ребёнку «открыть» себя, приблизиться к пониманию собственного «Я». Для переодевания перед зеркалом желательно подобрать лёгкие косыночки, ленточки, фартучки, шапочки. Меняя наряды, малыш осознаёт, что в любой одежде он всё равно остаётся Васей, Петей, Машей, …. Перед кроваткой следует положить коврик, на который малыш может вставать босыми ножками.
Стремление к самостоятельности – эта ведущая тенденция в развитии ребёнка второго и третьего года жизни. Что такое самостоятельность? Это активность самого ребёнка в выполнении действий, обусловленных его потребностями. В чём проявляется самостоятельность ребёнка на втором году жизни? В год малыш берёт чашку из рук взрослого и удерживает её, обхватив ладонями с двух сторон. После 1 года 3 месяцев начинает держать ложку, а к 1 году 6 месяцев уверенно удерживает в кулачке. К 2 годам ребёнок может самостоятельно есть ложкой и первое, и второе блюда. Желание быть самостоятельным доминирует над всем остальным. Берегите, лелейте, развивайте у малышей это стремление. В этом возрасте дети охотнее воспринимают и выполняют просьбы и поручения взрослых, потому что у них возникает потребность действовать с предметами быта и личными вещами самостоятельно.
Советы для родителей «Минуты нежности».
• Танцуйте с малышом, прижимая его к себе. Вы будете находиться в близком контакте, а ритмичное покачивание под музыку успокоит его.
• Обнимите за плечи своего ребёнка, нежно погладьте по волосам или по щеке – простые движения так нужны ему, нужны постоянно.
• Порисуйте у ребёнка на спине пальчиками, а он пусть отгадывает, что Вы изображаете. Если малышу сложно отгадать предметы, то покажите на его спинке, как пробежала мягкая кошечка, как протопал тяжёлый слон или пролетела, лишь касаясь крыльями, лёгкая бабочка.
• Используйте для нежных игр вечерние часы или время после сна. Спокойная обстановка спальной комнаты располагает к играм, которые помогут Вам проявить свои чувства. Предложите малышу спрятать под одеялом мягкую игрушку, а Вы постарайтесь найти её. После отыскивания плюшевого мишки обязательно поцелуйте и его хозяина. Повторите игру. Медвежонку есть куда спрятаться: в штанину пижамы или под подушку.
• Залезьте с крохой под одеяло и поболтайте о чём-нибудь, прижавшись друг к другу.
• Можно предложить ребё нку игру: проявлять ласку определённое время, выпавшее на кубике, можно поиграть в загадочную статую. Ребёнок должен принять любую позу и накрыться одеялом или простынёй, а Вы – ощупать его. Если у Вас двое или больше детей, попытайтесь отгадать, кто скрывается под одеялом. Тогда уж детям придётся сдерживать смех и хихиканье – иначе их быстро разгадают.
• Дотроньтесь доверительно до руки или плеча малыша, отправляющегося в садик, - и это придаст ему уверенности в собственных силах. Шутливо взъерошьте волосы озорнику – и он повеселеет.