Лариса Гариева
Семинар для родителей «Особенности и психологические новообразования у ребенка 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар для родителей
Особенности и психологические новообразования у ребенка 3-4 лет
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного кру-га. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном воз-расте.
Темочки:
- Младшая группа
- Психология. Работа психолога
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2019
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим дей-ствиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших до-школьников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые пред-меты.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограни-чена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в
пространстве группы детского сада, а при определенной организации об-разовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут за-помнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произ-ведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом пре-образования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целе-направленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, ко-торое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое ко-личество норм, которые выступают основанием для оценки собственных дей-ствий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные вза-имоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение моти-вов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начи-нает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентиру-ются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая иден-тификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Основными задачами в этот период являются
Продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования основных видов движений. Вырабатывать правильную осанку, совершенство-вать культурно-гигиенические навыки, пространственную ориентировку. По-ощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях. Способ-ствовать формированию положительных эмоций, активной двигательной дея-тельности.
Воспитывать интерес к жизни и деятельности взрослых и сверстников, к явлениям природы. Формировать умение сосредоточивать внимание на пред-метах и явлениях социокультурной предметно-пространственной развивающей среды. Развивать способность устанавливать простейшие связи между воспри-нимаемыми предметами и явлениями, учить простейшим обобщениям.
Продолжать развивать речь детей: обогащать словарь, формировать уме-ние строить предложения; добиваться правильного и четкого произнесения слов.
Воспитывать умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия в сказке, рассказе; помогать детям запоминать и с помо-щью взрослого читать короткие стихотворения, потешки.
Формировать элементарные математические представления. Учить на-ходить в окружающей обстановке один и много предметов, сравнивать группы предметов, определять, каких предметов больше.
Формировать положительное отношение к труду взрослых. Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать неболь-шие трудности.
Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хо-рошо и что плохо. Создавать условия, благоприятствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Продолжать воспитывать и раз-вивать образ Я.
Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вы-зывать эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
Учить передавать в рисунке, лепке, аппликации несложные образы пред-метов и явлений действительности.
Развивать музыкальный слух детей, приучать слушать песни, музыкаль-ные произведения, замечать изменения в звучании музыки. Учить детей выра-зительному пению и ритмичным движениям под музыку.
Развивать интерес к различным видам игр. Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. Приучать со-блюдать в ходе игры элементарные правила. В процессе игр с игрушками, природными и строительными материалами развивать у детей интерес к окру-жающему миру.