Анна Поздеева
Консультация для родителей «Психологическая зависимость от гаджетов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Психологические зависимости детей от гаджетов»
Современный мир предоставляет человеку множество соблазнов. Телевидение стало интерактивным, интернет – высокоскоростным, питание – быстрым, шопинг – в рассрочку. И в этом круговороте влияния адаптационные возможности человека играют с ним злую шутку. Возникает привыкание к определенным видам деятельности и поведения, а затем и зависимость от них.
Публикация «Консультация для родителей „Психологическая зависимость от гаджетов“» размещена в разделах
- Гаджеты. Вред и польза
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Зависимость или аддикция (англ. addiction – зависимость, пагубная привычка, привыкание) – непреодолимое влечение к веществам или объектам, выражающееся в совершении определенных действий, при отсутствии которых человек испытывает психологический дискомфорт. Психологическая зависимость – это постоянный внутренний голод, непреодолимое желание и стремление вернуться в пережитое состояние.
Зависимость бывает трёх видов : химическая (алкоголизм, наркомания, курение)
Биохимические (пищевые) : (анорексия, булимия)
Нехимические игромания; (компьютерная зависимость, телемания, мобильная зависимость, интернет-зависимость, шопоголизм, трудоголизм)
Причины возникновения компьютерной зависимости 1. Отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. 2. Взрослые не работают над развитием волевого потенциала ребенка. 3. Ребенок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять её.
4. Ребенка не приучили к самостоятельности, он не научен советоваться, а значит слушать и слышать советы и рекомендации. 5. Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда т него. 6. Ребенок лишен родительского внимания и удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером.
Причины возникновения компьютерной зависимости 7. Ребенок не умеет справиться с трудностями жизни, не находит поддержки взрослых и уходит в виртуальный мир с нарисованными друзьями и врагами, чтобы не участвовать в странном мире взрослых. 8. Отсутствие контроля со стороны взрослых, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг. 9. Сильный рефлекс подражания, уход в «нереальность» вслед за товарищем. 10. Ребенок замкнут, малообщителен, не принимается сверстниками. 11. Мама – сильная женщина, властная, капризная, осуждающая папу, профессионально более успешная, подавляющая всех, в том числе и собственного ребенка. 12. Развод родителей в трудный возрастной период.
Степени компьютерной зависимости : 1. Увлеченность на стадии освоения. 2. Состояние возможной зависимости. 3. Выраженная зависимость. 4. Клиническая зависимость.
Последствия компьютерной зависимости Социальная изоляция, отсутствие у ребенка умения общаться и договариваться. Нервные и психические расстройства личности – психоз, клиническая депрессия, истерия, шизофрения. Сложности с обучением, отсутствие мотивации. Ассоциальное поведение, отсутствие понимания границ дозволенного. Как следствие – ребенок может стать преступником. Заболевания: гастрит, нарушение осанки, геморрой, синдром хронической усталости, истощение всего организма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, миопия, глаукома, «синдром сухого глаза», дальнозоркость, дисплейный синдром.
Лучше поговорим о деле. Что и как родитель может сделать, чтобы снизить зависимость ребёнка от гаджета. Важно подчеркнуть, что это именно зависимость. То есть состояние некоторой психологической несвободы ребёнка. Он, как бы, в плену этой квадратной штуковины.
1. Личный пример.
Если вы постоянно сидите за ноутбуком, не расстаетесь с айпадом и мобильником,
тогда можете быть уверены, что и ваше чадо станет таким же ярым поклонником.
Отводите своему хобби вечернее время, когда малыш уже спит. Попробуйте раз в
неделю устраивать семейный день без гаджетов. Условие только одно: никто не
играет в планшетах, мобильниках, айпадах, не пользуется Интернетом, не смотрит
телевизор.
2. Создайте ощущение успеха.
Понятно, что в играх ребенок гуру и здорово расстреливает врагов. Получается, что в
виртуальной действительности он более успешен, чем в реальной. Поиграйте с
ребенком в старые добрые настольные игры - и, может быть, имеет смысл разок-
другой ему поддаться. Главное при этом - хвалить ребенка, рассказывая ему, какой он
умный.
3. Покажите альтернативу.
Старайтесь не оставлять ребенку излишков свободного времени. Конечно, отдых
необходим, но в пределах разумного. Убедитесь, что у вашего сына или дочери есть и
другие интересы, помимо гаджетов (спорт, танцы, музыка).
4. Не ругайте компьютеры и игры.
Если ребенок привык к ним, он может начать видеть в вас человека, который
покушается на святое. Тем более если другие дети играют, то почему родители
говорят, что это плохо? Обсудите с ребенком вопрос безопасности в Интернете.
Установите на гаджет программу контроля времени игры, а также защиту от
посещения «недетских» сайтов.
5. Полноценный отдых.
Сделайте так, чтобы малыш не скучал по гаджетам, чтобы они не попадались ему на
глаза. Побольше проводите с ним времени на улице, организуйте поход загородную
поездку, займите его, чтобы ему как можно реже приходило в голову попросить:
«Мама, дай мне планшет». Отправляйтесь на мероприятие целой компанией, с
несколькими детьми. Но обязательно договоритесь с остальными взрослыми: никаких
6. Ограничивайте время.
Полностью изолировать ребенка от гаджетов – не значит решить проблему.
Установите распорядок игр. Справедливо, доброжелательно, но твердо, к примеру,
каждую неделю по полчаса.
7. Друзья.
Очень часто гаджеты заменяют ребенку общение со сверсниками. Простые игры
детишек полезнее и увлекательнее, чем постоянное просиживание за компьютером.
Детская компания - отличная замена смартфону и планшету, которая, помимо пользы
здоровью, сбережет семейный бюджет.
8. Запрет – не решение.
Не надо использовать гаджеты, как запрет во время наказания. От этого тяга к играм
лишь возрастает.
9. Уберите электронику из детской.
Переставьте компьютер, ноутбук и прочие гаджеты из детской комнаты, чтобы
можно было контролировать, какое количество времени ребенок проводит за ними.
10. Берегите сон.
Любой дисплей излучает синий спектр света, который активизирует мозг, приводит
его в беспокойное состояние и нарушает цикл выделения гормонов сна. Поэтому
введите правило: никаких смартфонои планшетов за два часа до сна.
Здоровья вам и вашим детям!
Не дайте компьютерным персонажам воспитать вашего ребенка вместо вас!
Плюсы использования гаджетов :
• Способ временно занять ребёнка в «полевых» условиях. Дети достаточно тяжело переносят длительное ожидание в очередях, дальнюю дорогу, стояние в пробках. Игрушки, книги, фломастеры и альбом далеко не всегда могут оказаться под рукой, а вот с гаджетами взрослые не расстаются, и тут они будут очень кстати. Смартфон или планшет с мультиками, играми или интересными приложениями помогут скрасить ребёнку томительные минуты и часы.
• Образование-онлайн для детей, сайты для школы и творчества
• Полезные игры, которые помогают детям развиваться. Некоторые компьютерные игры и приложения действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать.
• Поучительные мультфильмы, которые позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире.
• Ребёнок идёт в ногу со временем, получает навык работы с технологичным прибором в цифровом обществе. Это развивает навыки самостоятельности и учит извлекать пользу из гаджетов, а не рассматривать их только как развлечение.
• Родители могут сделать дела и отдохнуть, пока ребёнок занят гаджетом, не опасаясь за его жизнь.
Минусы использования гаджетов :
• Снижение концентрации внимания, снижение умственных способностей, примитивизация мышления, нарушается восприятие окружающего мира. Снижение творческой активности. Никакие игры и приложения никогда не заменят спонтанное творчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. В реальной жизни ребёнок фантазирует. Он клеит, лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует, находит самые неожиданные решения.
• Притупляют эмоции и мотивацию развиваться в реальной жизни.
• Отрицательное влияние на здоровье и физическое развитие. В первую очередь речь идёт об ухудшении зрения. Если ребёнок регулярно больше 20 минут в день смотрит в монитор компьютера или экран телефона, или планшета, то через полгода острота его зрения начинает снижаться.
• Игры вызывают зависимость при частом и длительном использовании.
• Если игры бесконтрольны, то отдельные могут вызвать жестокость, агрессию и аддиктивное поведение.
• Вредно есть с планшетом. При постоянной мотивации таким образом возможно расстройство пищевого поведения.
Как вы видите, плюсов и минусов равное число. А значит, гаджеты – это вполне себе полезные устройства в грамотных руках. Детям вредно не сидеть в гаджетах, а делать это бесконтрольно и долго. Тогда минусы перекроют плюсы.
Родители должны быть осознанными, оценивать риски и думать о последствиях.