Марина Елецкая
Психологическая готовность к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Часто под готовностью к обучению в школе подразумевают определенный уровень знаний, умений и навыков ребенка. Но понятие «Готовность к школьному обучению» значительно шире. Подробно хотелось бы остановится на психологической готовности.
В структуре психологической готовности ребенка к школе принято выделять :
Публикация «Психологическая готовность к школьному обучению» размещена в разделах
• личностную готовность (готовность ребенка к принятию позиции школьника);
• интеллектуальную готовность (наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов);
• эмоционально-волевую готовность (ребенок должен уметь ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации);
• социально-психологическую готовность (наличие у ребенка нравственных и коммуникативных способностей).
В первую очередь хотелось бы подробно рассказать о личностной готовности. Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
В психологии существует такое понятие – мотивация – причина, по которой человек поступает так, а не иначе. Так же и у будущего школьника есть мотивы, по которым он желает идти в школу.
Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (форма, портфель, учебники, тетради, а возможностью получать новые знания, а значит, развитие познавательных интересов.
Важно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью — учением. Быть школьником для ребенка – это ступенька вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается им как ответственное дело. У него появляется круг прав и обязанностей.
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, ему трудно в школе. Еще хуже, если дети не хотят идти в школу, они вызывают особую тревогу. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь!», «Не хочу в школу — там программа трудная и играть будет некогда». Причина такого отношения к школе, как правило, результат ошибок воспитания, запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, не уверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»).
Намного разумнее — сразу сформировать положительное отношение к школе, к учителю, к книге. В присутствии детей ни в коем случае нельзя критиковать школу, учителей, трудную программу. Вообще в детях важно воспитывать положительное отношение к жизни, оптимистический настрой ко всему, в том числе и к школьному обучению (не жаловаться в их присутствии на жизнь, на судьбу, пусть растут счастливыми).
Необходимо чтобы у ребенка была сформирована «внутренняя позиция школьника» - понимание ребенком и принятие на себя роли ученика. Когда у ребенка сформировано желание учится, узнавать все новое, это помогает ему справится с возможными трудностями и неудачами.
Для формирования мотивации необходимо:
• поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы;
• знакомить с основными атрибутами школьной жизни, рассказывать о своих школьных годах (останавливаясь на приятных моментах);
• подбирать развивающие игры («Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?» и т. д., использовать загадки на школьную тему).
Есть еще одна составляющая готовности ребенка к школе – это интеллектуальная готовность.
Интеллектуальный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов - восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.
Хорошо развитое восприятие проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий.
Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением и переключаемостью. Трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в перовую очередь, готовя ребенка к обучению.
Для того чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу, также необходимо, чтобы его память стала произвольной, чтобы ребенок располагал различными эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.
Почти все дети, много и разнообразно играя в дошкольном возрасте, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные проблемы, возникающие в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые ребенку трудно вообразить и представить.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. При поступлении в школу мышление должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической.
У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных. Уровень развитости словесно-логического мышления должен позволять ребенку обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Не менее важным является и речевая готовность. Она заключается в умении общаться в диалоге, задавать вопросы, отвечать на них, иметь навык пересказа, обладать довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.
Речевая готовность детей к обучению проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма. К этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.
Учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Учите грамотно отвечать на поставленные вопросы (простыми и сложными предложениями).
Игры и упражнения для развития познавательных процессов представлены в раздаточном материале, Вы можете с ними ознакомится в конце собрания.
А мы переходим к следующему аспекту – эмоционально-волевая готовность. Справляться с эмоциями даже взрослому человеку бывает трудно. Поэтому необходимо воспитывать в детях эмоциональную устойчивость. Не менее важным является воспитание воли (родителям предлагается обсудить ситуацию и подумать, правильно ли поступает мама, и как бы они поступили на ее месте: Никита предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности, не любит. Вот и сейчас, выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старается. Но мама, посмотрев его работу, говорит: «Хорошо, молодец». Для неё главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает свой «шедевр» и создаёт новый, ничуть не лучше прежнего. И мама опять хвалит малыша. Она считает: «Подумаешь, не дорисовал. Подумаешь, неправильно держит карандаш. Не беда, что принимается сразу за несколько дел. Лишь бы занят был. Вот пойдёт в школу, тогда…»).
Волевой готовности будущего первоклассника должно уделяться серьезное внимание. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но то, что требуется. А это не так-то просто, когда так хочется поделиться с товарищами по парте последними важными новостями. Но чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью.
К концу дошкольного возраста ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего волевого действия. Бывает, что ребенок прикладывает усилия воли, чтобы получить вознаграждение, этот прием можно иногда использовать, но не злоупотреблять им.
Очень важна и социально-психологическая готовность ребенка к школе, то есть наличие у него нравственных и коммуникативных способностей.
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. Кроме всего прочего, ребенку необходимо умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками, с учителем, умение общаться в детском обществе, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения Ваших детей с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школьному обучению.