Надежда Данченко
Конспект занятия «Просто некогда скучать»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Игры, которые представлены в данном планировании игрового проекта направлены на улучшение состояния детей в адаптационный период, формирование коллективности детей. В работе учтены закономерности психофизического состояния ребенка (разлука с матерью, неуверенность, незащищенность) и эмоциональные переживания (страх, тоска, тревожность, которые ребенок с помощью специальных игровых занятий сможет максимально безболезненно воспринимать.
В проекте представлены специальные игры и упражнения для социально-коммуникативного, физического, речевого и познавательного развития.
Актуальность
Публикация «Конспект занятия „Просто некогда скучать“» размещена в разделах
Придя в детский сад, ребенок сразу же попадает в многочисленное детское общество – это серьезное стрессовое переживание, которое отражается на его психофизическом состоянии. Это нетрудно понять – ведь ломается стереотип жизни. Поэтому в адаптационный период испытывают длительные эмоциональные отрицательные переживания; тревожность, тоску, страх, ухудшается самочувствие, частая смена настроения. Значительная нагрузка ложится и на нервную систему ребенка. Малыш включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания воспитателя. Даже поначалу может быть сильным психотравмирующим фактором. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку, общению с незнакомыми ему детьми, осознал требования воспитателя. Игра – доступная, привлекательная и органичная для ребенка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие. Игровая деятельность носит эмоциональный характер и создает возможность регулирования настроения ребенка.
Направление проекта
Оздоровительное направление предполагает соблюдение режима деятельности группы, формирование у детей жизненно-важных двигательных умений и навыков, которые способствуют укреплению здоровья детей, стимулируют чувствительность и двигательную активность.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности с учетом фактора развития; творческой способности, развитие внимания, памяти, мышления, воображения, умение выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение потребности ребенка в движении, формировании сенсомоторных умений и навыков, двигательной активности, игровой деятельности.
Цели: формировать у детей проявление интереса к окружающему миру, вызвать желание общаться со взрослыми и сверстниками.
- предупредить переутомление, снять напряжение, скованность и чувство дискомфорта у детей.
- создать бодрое и радостное настроение.
Задачи: ускорить процесс привыкания детей к условиям ДОУ;
- способствовать скорейшему психологически комфортному привыканию ребенка к новой обстановке;
- создать адекватные условия для реализации эмоционально насыщенной игровой деятельности;
- содействовать возникновению у малышей игровой мотивации и положительных реакций;
- обогащать образовательный процесс с помощью включения игровых комплексов в разнообразные виды детской деятельности;
- обеспечить консультативно-просветительную поддержку семей воспитанников в вопросах адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации.
Вид проекта: краткосрочный, групповой, игровой, познавательный, оздоровительный, коммуникативный, трудовой, социальный, музыкально-художественный.
Участники проекта: воспитатели, дети первой младшей группы 2-3 года, музыкальный руководитель, физический инструктор, родители.
Методы проведения: важным моментом при реализации проекта является эмоциональный настрой воспитателя. Образно можно сказать, что воспитатель является «эмоциональным донором» для детей.
Игровой метод (проведение игровых упражнений, сюжетно-ролевых игр, хороводных и имитационных игр, игры-забавы, пальчиковых игр).
Наглядный метод (использование игрового материала, сюжетных игрушек, материалы для игр с водой, физкультурное оборудование и т. д.).
Практический метод (показ способов действия с предметами, эксперименты, сюрпризные моменты).
Сроки проведения: 5 месяцев (август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь). Данный курс состоит из 60 занятий по 10-15 минут каждое, проводится ежедневно с сентября по декабрь.
Место проведения: МБДОУ детский сад № 202 «ЖУРАВУШКА».
Ожидаемые результаты: проявление интереса детей к играм различного вида деятельности
- возрастание речевой активности и умение общаться со сверстниками
- формирование представления о себе и развитие координации движений
- улучшение физического развития детей, их нравственного воспитания
- максимально быстрое привыкание детей к условиям детского сада
- заинтересованность родителей в развлечениях и взаимодействии с детьми
Новизна: Позволяет улучшить комфорт пребывания детей в детском саду в период адаптации. В игровой форме познакомить детей с детским садом, улучшить психологическое пребывание ребенка среди сверстников, объединить взрослых и детей общими целями и, таким образом приобщая детей к музыкальному развитию, физическому развитию и здоровому образу жизни. Получить максимальное удовольствие от разнообразия игр и последующей релаксации.
Этапы проекта
1 этап – подготовительный (август)
2 этап – основной (сентябрь, октябрь, ноябрь)
3 этап – заключительный (декабрь)
1 этап – подготовительный
Подбор литературы. Подготовка атрибутов для проведения занятий и игр. Подготовка потешек, загадок, стихотворений, пальчиковых игр. Подбор дидактических, подвижных, хороводных игр; имитационных, двигательных упражнений; игр с сюжетными игрушками, с игрушками-забавами.
Для игрового комплекса подготовить:
- сюрпризные моменты, которые всегда неожиданны, привлекательны, приятны для детей
- различные по размеру, фактуре материалы: дидактические пособия, физкультурное оборудование, модули, атрибуты к играм, игрушки
- бросовый материал: фантики, бумага, шумовой оркестр
- природный материал: пенечки, веточки, листочки, кустарники, деревья, овощи, фрукты
- игры с водой
- аудиозаписи, музыка
- организовать игровое пространство
Работа с родителями:
- Подготовить стенгазету о разнообразии игр для детей 2-3 года.
- Совместно с родителями изготовить атрибуты (султанчики, сачки, ленточки, рули) к игровому комплексу.
2 этап – основной
Перспективное планирование игрового комплекса с детьми 2-3 года.
Циклы игрового комплекса предполагают следующие планируемые результаты (целевые ориентиры дошкольного образования (социально-нормативные основные (ключевые) возрастные характеристики возможных достижений ребенка) :
Цикл «Игры с водой»
Ребенок знает свое тело; может сосредотачивать внимание на объектах (цвет и форма, выполнять с ними действия, делать простейшие обобщения; способен преодолевать небольшие трудности; чувствует себя в детском коллективе свободным, раскованным, в общении со взрослым умеет услышать и понять обращенную к нему речь; пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности; проявляет интерес к художественному слову.
Цикл «Игры с воздушными шарами»
Умеет ходить прямо, в определенном направлении, удерживая в руках предмет; может выполнять действия по показу, словесному указанию; проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения; умеет обращаться к сверстнику по имени, знает свое имя; называет знакомые предметы, повторяет стихотворение за педагогом.
Цикл «Насекомые»
Может отличать и называть насекомое по внешнему виду, называть форму, цвет, имитировать характерные действия насекомого; умеет ходить, бегать, сохраняя равновесие, изменять направление движения, темп бега с указанием взрослого, ползать на четвереньках, подпрыгивать и выполнять игровые упражнения по показу взрослого; проявляет доброту, дружелюбие к сверстникам, участвует в играх на снятие излишнего эмоционального напряжения.
Цикл «Мастера мяча»
Знает свое имя, называет его во время игры, умеет ходить по кругу, не шаркая ногами; может удерживать мяч в руках, выполняя игровые упражнения по показу взрослого; интересуется предметами ближайшего окружения, называет и показывает размер мяча; участвует в разговорах во
время рассматривания предмета; проговаривает слова в стихотворении за взрослым, умеет внятно произносить гласные звуки в словах и изолированно.
Цикл «Осенние забавы»
Умеет согласовывать свои действия с ритмом и текстом стихотворения. Умеет отличать и называть по внешнему виду овощи, их характерные признаки (цвет, форму, размер, любит слушать новые стихи; участвует в обсуждении; пытается отображать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности; умеет рассказывать о том, что делал, с чем играл; доброжелателен к окружающим.
Цикл «Игры-забавы»
Умеет сосредотачивать внимание на игрушках-забавах, действовать совместно в игровых упражнениях, подвижных играх, откликается на свое имя; легко ориентируется в пространстве, участвует в закаливающих мероприятиях; отличает и называет качественные характеристики предметов (колючий, шершавый, гладкий и др.); с помощью речи устанавливает контакт со взрослым; проявляет дружелюбие к игрушкам, другим детям.
Цикл «Кукла Маша играет с детьми»
Имеет первичные представления о себе (знает свое имя, проговаривает его, отзывается на свое имя); проявляет умение сосредотачивать внимание на предметах; умеет ходить по неровной дорожке, сохраняя равновесие, ползать в тоннеле, выполнять несложный комплекс игровых упражнений с шариком; умеет рассказывать с чем играл, где гулял, что делал.
Цикл «Веселые мячи»
Умеет ходить по кругу, не шаркая ногами, сохраняя заданное взрослым направление; может удерживать мяч в руках, выполняя игровые упражнения под музыкальное сопровождение (музыкальный фон); понимает смысл обозначений вверх-вниз, вправо-влево;, называет знакомый предмет, его цвет, форму, размер; проявляет умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в игре; умеет обращаться к сверстнику по имени, знает свое
имя, умеет вести диалог с педагогом (слушает, понимает заданный вопрос, понятно отвечает на него); читает стихотворение вместе со взрослым.
Цикл «Нам весело живется»
Умеет согласовывать свои действия с ритмом и текстом стихотворения4 может в играх посредством речи налаживать контакт со сверстниками; проявляет заботу и желание помочь попавшему в беду, сопереживать, помогать, поддерживать других; выполнять упражнения по закаливанию; знаком с ближайшим окружением; делится своими впечатлениями с педагогом, сверстниками и родителями.
Цикл «Спортивный городок»
Умеет ходить и бегать в разных направлениях, сохраняя равновесие, ориентируясь в пространстве. Согласовывает свои действия с ритмом и текстом стихотворения. Проявляет положительные эмоции в игровой деятельности, в самостоятельной двигательной деятельности. Способен преодолевать небольшие трудности; проявляет желание помочь сверстнику; может общаться спокойно без крика; в диалоге с педагогом умеет понять и услышать заданный вопрос, отвечает на него; знает правила поведения в группе; выполняет элементарные поручения взрослого; после игры убирает игрушки на место.
Цикл «Транспорт»
Умеет выполнять игровые упражнения, согласовывая свои действия с ритмом и текстом стихотворения; преодолевает возникшие препятствия (ходит по узкой, широкой дорожке, между кубиками, забирается и плавно спускается с горки); играет со всеми детьми; умеет в играх посредством речи налаживать контакты; взаимодействовать со сверстниками, договариваясь с ними; делает попытки решать спорные вопросы, рассказывает знакомое стихотворение наизусть.