Оксана Колесникова
Программа кружковой работы по театрализованной деятельности «Золотой ключик» и план работы на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
по театрализованной деятельности
«Золотой ключик»
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса и является приоритетным направлением. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей представляет театрализованная деятельность.
Публикация «Программа кружковой работы по театрализованной деятельности „Золотой ключик“ и план работы на учебный год» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Сказки, спектакли пользуются у детей неизменной любовью. В дошкольном возрасте нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. Дети учатся в коллективе, видеть красоту, сочувствовать.
Используя театрализованное творчество, позволяет воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире. Развивать у ребенка психические процессы (внимание, память, воображение, эмоционально-волевую сферу ребенка.
Драматизация сказок игры, кукольных постановок, этюды, соответствуют единой теме. Арсенал игр упражнений и техник используемых в кружковой деятельности огромен.
Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием русского народа, формирование любви к фольклору, укреплять традиции народных праздников.
Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение.
Основная цель: развитие творческих способностей ребенка, психологическое раскрепощение посредством театрализованных игр.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Художественная литература», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
2. «Изодеятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.
3. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традицией разных народов, что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли.
4. «Музыкальное воспитание», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю. Отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ.
5. «Развитие речи», где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.
Задачи программы :
1. Создать условия для реализации способности детей чувствовать, мыслить и выражать свое состояние в игре.
2. Выработать чувство ответственности в своих силах.
3. Помочь формированию взаимоотношений.
4. Научить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы, пересказывать, сочинять.
5. Помочь в овладении средствами образной выразительности (интонации, пантомимы).
6. Помочь овладению коммуникативными навыками и развитию эмоциональной сферы детей.
7. Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями и сотрудниками детского сада.
Реализация работы по программе :
Программа реализуется через кружковую работу :
• Работу с родителями;
• праздники, кукольные театры, спортивные соревнования;
• Внутреннее убранство группы и зала, где живут и воспитываются дети;
• костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, должны быть доступны детям и радовать их своим внешним видом.
Учебный план.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в каждой группе.
72 занятия в год.
Образовательная деятельность.
Образовательная деятельность Количество часов в год
Федеральный компонент
Репетиция спектакля 18
Спектакль 2
Подготовка к спектаклю 26
Экскурсии 1
Организация работы по программе :
Формы работы :
1. Групповые занятия
Продолжительность занятия зависит от возраста детей.
Занятия проводятся два раза в неделю. Время проведения занятий:
5-6 лет – 20-25 мин, 6-7 лет – 30-35мин.
Принципы проведения занятий:
• Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
• Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)
• Проблемность – направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.
• Развивающий и воспитательный характер обучения - на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Часть 1. Вводная:
Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.
Основные процедуры работы – чтение сказок, рассказов, стихов.
Часть 2. Продуктивная:
В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей.
Элементы занятий:
• сказкотерапия, с элементами импровизации.
• разыгрываются этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики. Игры на развитие воображения и памяти – игры включают в себя запоминание стихов, потешек, пиктограмм, схем, небольших рассказов.
• рисование, аппликации, коллажи - использование различных видов нетрадиционного рисования, использование природного и бросового материала.
Часть 3. Завершающая:
Цель занятия – получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций на занятии. На практических занятиях по ИЗО деятельности организуются выставки детских работ.
2. Индивидуальная работа :
На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, потешки, загадывание и отгадывание загадок.
3. Работа с родителями :
• привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов.
• консультации для родителей.
• анкетирование.
• совместные спектакли.
Таблица 1. План взаимодействия с родителями
Сроки Тема Форма проведения
1 квартал «Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей. Стендовая информация
«Знаете ли вы своего ребёнка?» Анкетирование
2 квартал «Театры нашего города» Презентация о театрах города Иркутска.
«Мои любимые герои» Выставка рисунков
3 квартал «Виды театров» Стендовая информация
«В мире сказок» Фотовыставка
Методические приемы:
• Беседы – проводятся с целью освоения нового материала.
• Подвижные игры – организуются для раскрепощения и отдыха детей на занятии.
• Словесные, настольно-печатные игры – организуются как форма занятия.
• Экскурсии – проводятся с целью обогащения духовного мира ребенка.
• Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
• Работа с семьей – проводится с целью привлечения родителей к совместной творческой деятельности, участие в экскурсиях, развлечениях, праздниках
• Изготовление поделок и рисование – проводится с целью развития творческих способностей, воображения, памяти.
Создание предметно-окружающей среды в ДОУ :
Музыкально-театральный центр
В музыкально-театральном центре собраны костюмы, декорации и различные виды кукол необходимые для постановок спектаклей, этюдов и игр.
СD аудиотека: «Птичьи голоса», «Музыка для релаксации», «Музыка для ритмических движений».
Видеоматериалы: диски с записями сказок, детских спектаклей.
Ноутбук, CD-плеер, телевизор, музыкальный центр, звуковая панель.
Центр детского творчества
Здесь размещаются детские рисунки, связанные с темой занятия, поделки, творческие работы сделанные детьми и совместно с родителями.
Способы проверки достижения требований к знаниям, умениям дошкольника
Срок Название методики Цель
5-6 лет
Сентябрь «Учимся четко говорить по- разному» Развивать фантазию и творчество, выразительность, жестов. Мимики и голоса.
Май Разыгрывание этюдов и диалогов из сказок. Развивать фантазию и творчество, выразительность, жестов. Мимики и голоса.
6-7 лет
Сентябрь Игра «Назови ласково соседа» Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов
Май Викторина «Мы любим сказки» Закреплять умения детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.
Перечень основных средств обучения.
• Телевизор
• CD-плеер
• Музыкальный центр
• Ноутбук
• Видеоматериалы (записи сказок, спектаклей на компакт-дисках)
• Звуковая панель
Наглядный материал:
• Иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, потешкам.
• Акварель, гуашь, кисточки.
• Цветная бумага.
• Природный и бросовый материал.
• Цветные карандаши.
• Клей, кисточки, фломастеры.
• Картон, альбомные листы.
• Атрибуты к играм.
• Художественная литература
• Дидактические игры.
Ожидаемый результат:
Познавательная деятельность :
1. Имеют представление об истории театра.
2. Умеют использовать атрибуты, различные виды кукол в играх, в постановках спектаклей.
3. Умеют использовать мимику, пантомимику
4. Умеют придумывать разные сказки, рассказы.
Развитие речи:
1. Чёткая дикция, применение чистоговорок, скороговорок;
Литература:
1. Артемьева Л. В. «Театрализованные игры дошкольников»
Издательство «Просвещение» Москва, 1991г.
2. Воронова А. Е. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7- лет»
Издательство ТЦ «Сфера», 2007г.
3. Генов Г. В. «Теневой театр для самых маленьких»
«Учебное педагогическое издательство», 1961г.
4. Зарецкая Н. В. «Музыкальные сказки для детского сада»
Издательство «Айрис-Пресс» Москва, 2004г.
5. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. «Кукольный театр – дошкольникам».
Издательство «Просвещение» Москва, 1982г.
6. Новоторцева Н. В. «Развитие речи детей»
Издательство «Академия развития» Ярославль 1996г.
7. Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
на занятиях в детском саду»
Издательство «КАРО» Санкт-Петербург, 2006г.
8. Распопов А. Г. «Какие бывают театры».
Издательство «Школьная пресса» 2011г.
9. Шиян О. А. «Развитие творческого мышления».
Работаем по сказке.
Издательство «Мозайка-Синтез» 2015г.
10. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду».
5-6 лет.
Издательство «Мозайка – Синтез». 2007г.
11. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду».
4-5
План
кружковой работы «Золотой ключик»
в подготовительной к школе группе
Дата проведения Мероприятия
Сентябрь 1. Игровое занятие «В гости к театру» :
- знакомство с театральными терминами;
- игра «Птицы на гнезда».
2. Культура и техника речи:
- «Сочини сказку»;
- разучивание скороговорки;
- игра «Ручной мяч»
3. Театральная игра :
- «Веселые обезьянки»;
- «Поварята».
4. Сказка «Пых» (чтение пьесы)
Октябрь 1. Репетиция сказки «Пых» (обсуждение)
2. Репетиция сказки «Пых» (работа над эпизодами)
3. Репетиция сказки «Пых» (работа над эпизодами)
4. Показ сказки «Пых»
Ноябрь 1. Разыгрывание этюдов:
- «Покупка театрального билета»;
2. Разыгрывание этюдов:
- «Что такое эмоция?».
3. Ритмопластика:
- игра «Снеговик», «Баба Яга».
4. Театрализованная игра «Угадай, что я делаю?»
Декабрь 1. Ритмопластика:- «Конкурс лентяев», «Гипнотизер».
2. Театрализованная игра
3. «Кругосветное путешествие».
4. Культура и техника речи:
- игра «Птичий двор»;
- упражнение «Гудок».
5. Разыгрывание этюдов:
- «Утешение».
Январь 1. Чтение сказки «Гуси-лебеди».
2. Обсуждение сказки «Гуси-лебеди».
Февраль 1. Репетиция сказки «Гуси-лебеди» :
- работа над эпизодами;
2. Репетиция сказки «Гуси-лебеди».
3. Репетиция сказки «Гуси-лебеди».
4. Репетиция сказки «Гуси-лебеди».
Март 1. Репетиция сказки «Гуси-лебеди».
2. Репетиция сказки «Гуси-лебеди».
3. Репетиция сказки «Гуси-лебеди».
4. Репетиция сказки «Гуси-лебеди».
Апрель 1. Премьера сказки «Гуси-лебеди».
2. Ритмопластика:
- игра «Зернышко».
3. Культура и техника речи (скороговорки).
4. Театральная игра «Последний герой».
Май 1. Культура и техника речи (скороговорки)
2. Театрализованная игра «Карусель».
3. Театрализованная игра
«Цирковое представление».
4. Культура и техника речи (скороговорки).