Анна Малиновская
Профилактика профессионального выгорания педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Профилактика профессионального выгорания педагогов»
Комплимент удивительное по силе воздействия средство, позволяющее наладить контакт между людьми за весьма короткое время, заставляющее собеседника улыбнуться и дающее заряд позитивной энергии и «получателю», и «отправителю».
В чём сила комплиментов? Комплимент – это похвала, а похвала – это подарок.
Прошу вас делать сделать приятное соседу справа.
• «Комплименты друг другу»
(коллеги дарят друг другу комплименты)
Хочется подарить вам тоже комплимент, Вы очень приятные люди, и я благодарна, что наша встреча состоялась…
Публикация «Профилактика профессионального выгорания педагогов» размещена в разделах
• «Комплимент от ведущего»
(ведущий угощает конфетами с комплиментами)
• «Карточки вопрос-ответ»
-Какие вопросы вам понравились?
-Какие показались необычными?
• «Перевертыш»
Поиграем в игру «Перевертыш». Я называю вам название фильма в перевернутом виде, а вы мне называете правильное название. Например, перевертыш «Василий Иванович остается на работе» представляет собой перевернутое название фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
1. Грустные девчонки («Веселые ребята»).
2. Не бойся велосипеда («Берегись автомобиля»).
3. Костяная нога («Бриллиантовая рука»).
4. В симфоническом оркестре не только мальчики («В джазе только девушки»).
5. 71 час осени («17 мгновений весны»).
6. Земной мир («Звездные войны»).
7. В Лондоне любят заплаканные лица («Москва слезам не верит»).
8. На авеню всегда светло («Улица разбитых фонарей»).
9. Бедные иногда смеются («Богатые тоже плачут»).
«Мини-лекция о профессиональном выгорании»
Профессиональное или эмоциональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе. А мы с вами говорили на семинаре….что наша профессия как никакая уязвимая…
Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки:
В области Чувства появляется усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.
Возникают Мысли о несправедливости действий в отношении себя, не заслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.
В области Действия возникает критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.
Этому подвержены чаще всего люди от 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, а происходит спад в профессиональной сфере.
У людей заметно снижается:
- энтузиазм в работе,
- пропадает блеск в глазах,
- нарастает негативизм и усталость.
Бывает так, когда талантливый педагог становится профессионально непригодным по этой причине. Иногда такие люди меняют профессию. При «выгорании» происходит «психоэнергетическая опустошенность» человека.
• Упражнение «Коллаж»
Цель: определение профес-х трудностей каждого педагога.
Сегодня я предлагаю вам поисследовать трудности, с которыми сталкиваются многие педагоги. И следующая практика называется «Коллаж».
Возьмите цветные листы с написанными на них высказываниями, которые вам подходят и создайте из них коллаж.
Итог: - Обратите внимание, какой цвет у вас доминирует.
Это важно! так как каждый цвет имеет своё значение.
Красный – трудности в эмоциональной сфере,
Желтый – трудности в поведенческой сфере,
Синий – в когнитивной сфере,
Зелёный – в проблемы в физиологии.
Многие тревоги, стрессы зависят от нашей способности к самоорганизации и саморегуляции. Не следует стремиться, во что бы то ни стало избегать стресса или боятся его. Необходимо управлять стрессом, использовать его полезные функции и исключать негативные. Поэтому каждому необходимо знать свой порог чувствительности к стрессу, чтобы выработать свои индивидуальные способы защиты от его разрушающих последствий.
• Упражнение «Анализ трудностей»
(на доску вывешиваются списки трудностей только ЖЁЛТОГО и ЗЕЛЕНОГО цвета)
Поработаем с барьерами желтого и зеленого цвета. Поделитесь пожалуйста способом решения той или иной трудности. Можно ли это применять на практике?
Природа человека такова, что он стремится к комфорту, устранению неприятных ощущений. Это – естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека. Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.
Естественные приемы регуляции организма:
• смех, улыбка, юмор;
• размышления о хорошем, приятном;
• различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
• наблюдение за пейзажем за окном;
• рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;
• мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
• «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
• вдыхание свежего воздуха;
• чтение стихов;
• высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Конечно, нужно правильно уметь расслабляться, владеть техниками управления своим психоэмоциональным состоянием.
В результате саморегуляции вы добьётесь трё х основных эффектов:
- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
- эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Предлагаю определить антонимы к «Выгоранию» (коллеги набрасывают слова и с этими словами составляют синквейн).
• «Синквейн»
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по правилам.
(раздаются правила синквейна)
• Упражнение «Ресурсный мешочек»
У каждого человека есть свой собственный внутренний ресурс. Он помогает нам выстоять в трудную минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получится.
Подумайте каждый для себя … что это может быть!
И чтобы не забыть, что этот ресурс действительно существует, я приготовила для вас ресурсный мешочек.
Пусть этот талисман напоминает вам о вашем внутреннем человеческом и педагогическом потенциале…. пусть он вам постоянно напоминал о том, что у вас есть свой собственный внутренний ресурс.